Рубрикатор |
Статьи |
30 ноября 2016 |
А.Константинов: Технологии не ради технологий, а ради конечного потребителя
Путь стартапа редко когда бывает гладким, а уж если он работает на стыке ИТ и медицины, то количество трудностей удваивается.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2016, «Прием ведет доктор: Uber? Ватсон? Айболит?». Часть VII.
?ИКС: Какие трудности преодолевали, соединяя потребности медицины, с одной стороны, и возможности ИТ и цифровых технологий – с другой? Как находили общий язык айтишники и медики?
Алексей МАТИЕНКО, сооснователь компании Кардиоритм: Мы часто сталкиваемся с консервативностью и недоверием со стороны медицинского сообщества, в котором трудно продвигать все современные инновации. Но постепенно нам удается убеждать специалистов попробовать систему «Кардиоритм» в своей работе, и впоследствии мы слышим от них лишь положительные отзывы. Системой уже воспользовались тысячи пациентов.
Алексей РЕМЕЗ, исполнительный директор, ЮНИМ: Нашей команде всегда везло с докторами, которые консультировали нас по развитию проекта. Общение команды ИТ-специалистов и медиков всегда проходило очень ярко и интересно, потому что и те, и другие узнавали много нового, каждый делился компетенцией в своей области. Самое главное – чувство сотрудничества и общего достижения, когда достигнут общий результат – отличный программный продукт, который помогает врачам в их работе.
Например, мы сейчас работаем с доктором, который на сегодняшний день оказался чуть ли ни единственным специалистом по морфологии костной патологии в стране. Конечно, так быть не должно и нужно передавать эти знания другим врачам. Однако поездки на региональные конференции с докладами отнимают много сил и времени. Поэтому мы вместе с ним разрабатываем продукт, который содержит как необходимую для обучения текстовую информацию, так и все нужные для практического обучения медицинские изображения и даже ассистентный алгоритм диагностики, основанный на анализе данных демографии, характера жалоб, и др. Используя этот продукт, любой врач получает возможность учиться на реальных диагностических примерах и получать подсказку по тому случаю, над которым он думает сейчас. Другой пример – это диагностика лимфопролиферативных заболеваний (лимфом). Это редкие заболевания, диагностический алгоритм которых очень сложен, трудно формализуем, и постоянно пополняется новыми важными параметрами. Региональному врачу очень трудно «держать в голове» большой объём информации ради достаточно редких случаев. Поэтому мы даём возможность получить по таким случаям консультацию ведущих специализированных докторов нашей страны, и это очень важно и для всех врачей (и консультантов, и консультируемых) и, конечно, для пациентов, которые точно получат верный диагноз и эффективную терапию!
Борис ЗИНГЕРМАН, руководитель проекта Мед@рхив: В нашей команде есть и врачи и айтишники, много лет проработавшие в здравоохранении, так что с общим языком проблем не было. Главная же трудность – в естественном консерватизме врачей и медицины. Мы предлагаем им совсем новые идеи дистанционного взаимодействия пациентами. Естественно в осмысленных ситуациях и в разумных пределах. Но и это дается с трудом.
Есть и чисто российская проблема – традиционный патернализм постсоветской медицины! Наши врачи традиционно считают, что пациенту ничего не надо знать о своем здоровье. Достаточно того, что о нем знает врач, который хорошо и правильно лечит, а что и как лечит – разъяснять пациенту некогда (12 минут на прием)! Короче, врач делает назначение, а пациент – его четко и не задумываясь исполняет. Соответственно многие врачи, считают, что пациенту не надо предоставлять и результаты анализов, обследований, консультаций и др. Вдруг пациент узнает лишнее и «расстроится»… или в суд подаст…
Владимир ВОЛОБУЕВ, основатель и управляющий директор, MyGenetics: В ходе реализации проекта, мы столкнулись с низкой информированностью российских медиков о генетических исследованиях. Передовые знания, которые сегодня генерируются в мире, оказались практически недоступны в России среди практикующих специалистов. Поэтому нам приходится обучать медицинских работников, доносить свежую информацию. Для этого мы работаем с высококвалифицированными специалистами из медицинской среды, например, сотрудничаем с Клиникой НИИ питания РАМН. Чтобы общаться на одном языке, мы также привлекли врачей и в команду проекта MyGenetics.
Александр КОНСТАНТИНОВ, основатель и CEO медицинского сервиса ONDOC: До сих пор низкий уровень информатизации или отсутствие медицинской информационной системы (МИС) не позволяет клиникам подключаться к проектам электронного здравоохранения, которые есть на рынке.
Мы даем медицинскому бизнесу платформу, которая позволяет без усилий и особых знаний оценить преимущества ИТ. Частная медицина активно осваивает технологии. Это видно на примере нашего проекта – во многих клиниках, подключенных к ONDOC, нет медицинской информационной системы, но им интересен сервис и его возможности. Например, в ONDOC есть чат, в котором можно вести переписку с администратором и врачом так же, как в СМС или Viber. Для работы с чатом клинике не нужны специальные программы или технический специалист, всё есть внутри ONDOC. Чат появился в марте, за это время его подключили клиники из Москвы, Королева, Санкт-Петербурга, Волгограда, Самары, Нижнекамска, Новосибирска, Новокузнецка, Хабаровска и других городов. То, что функционал сервиса используют не только в столице и областных центрах, делает ONDOC проектом, который позволяет всем клиникам работать с технологиями.
Для клиник основная сложность состоит в том, как именно подходить к внедрению технологичных проектов в практику. Для нас – найти правильный подход к ним. У многих клиник самописные МИС, с них нельзя просто взять, забрать и передать пациенту данные. И с владельцами МИС так же – у всех разные стандарты, форматы, подход к работе.
Врачи стали хорошо реагировать на ИТ-проекты для здравоохранения. Они говорят: “дайте нам инструмент, мы сами готовы разобраться, вот в этой области он нам уже необходим” и хотят делать то же самое, что делают врачи во всем мире и не оказываться из-за этого вне закона. Все трудности можно преодолеть, если не делать технологии ради технологий, а думать о конечных потребителях.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА