Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03-04 2017 |
Николай НОСОВ  | 25 апреля 2017 |
Дорога к Digital Transformation
Путь к цифровой трансформации бизнеса идет через облака. Но это не единственная дорога. Есть множество тропинок, проселков или небольших асфальтированных дорог для разных по размеру и направлению деятельности компаний.
Таков самый общий итог конференции Cloud & Digital Transformation 2017, организованной «ИКС-Медиа».
Игроки рынка ИТ любят использовать собирательные зонтичные термины. Особенно большой зонтик накрывает Big Data. Под него попадают такие разные понятия, как Hadoop, Spark, Machine Learning, искусственный интеллект и даже «умная пыль». К зонтичным терминам относятся «мобильность», «облака», «интернет вещей».
Цифровая трансформация – еще более широкий термин, огромный «зонт», покрывающий все перечисленные «зонтики». Это не набор технологий, а процесс перехода организации к новым способам мышления и работы на базе этих технологий. Трансформация включает в себя изменения в стиле руководства, системе поощрения инноваций и принятие новых бизнес-моделей. Цифровая трансформация – это маршрут, на котором можно выделить три важных этапа: упрощение, преобразование и ускорение.
Все на аутсорсинг
Упрощение подразумевает акцент на основном бизнесе и передачу вспомогательных сервисов на аутсорсинг. Этой теме на конференции были посвящены доклады, обсуждения на круглых столах и целая секция «As a service». В центре внимания были облака.
Консультант iKS-Consulting Станислав Мирин отметил, что российский рынок облачных услуг по-прежнему находится на раннем этапе развития. Потенциальные клиенты не преодолели порог осторожности по отношению к облачным сервисам. Хотя прогресс есть: в 2015–2016 гг. рынок облаков показал рост 32–40%.
Есть тренд на сокращение инфраструктуры, размещаемой на собственных площадках, в пользу роста частных облаков на площадке провайдера. Прогнозируется, что доля облаков у провайдеров вырастет с 27% в 2016 г. до 45% в 2018 г.
Основными потребителями ИТ-услуг являются крупные предприятия, доля которых в экономике достигает 80%. Они же лидируют в структуре выручки по размеру компании на рынке IaaS (56,8%). Однако процессы цифровой трансформации там идут достаточно сложно. В кулуарах конференции представитель РЖД, соглашаясь с тем, что за облаками будущее, сетовал, что облачные провайдеры не могут решить реальные проблемы железнодорожников. Действительно, облачным провайдерам выгодней хорошо сделать одну услугу и тиражировать ее по всем отраслям, чем заниматься кастомизацией и решением проблем одного крупного заказчика или даже целой отрасли. По оценкам iKS-Consulting, сейчас в структуре рынка SaaS преобладают облачные услуги предоставления отчетности и бухгалтерия (54%), телефония и колл-центры (16,4%), офисные программы (12,5%), т.е. стандартные типовые решения для горизонтальных рынков.
Что хочет enterprise?
Предприятиям сегмента enterprise нужны не только типовые сервисы. И игроки облачного рынка это понимают. «Новым подходом являются вертикальные индустриальные облака, когда под определенный сегмент заказчиков создаются специализированные решения, которые закрывают задачи конкретных индустрий», – заявил Артур Пярн, директор департамента ИТ-решений компании Huawei. Он привел интересный кейс создания облака для Deutsche Telekom, крупнейшего телеком-оператора Европы. Сам проект – ответ на немецкую программу импортозамещения. В этом вопросе Россия не одинока – немецкое правительство тоже озаботилось цифровым суверенитетом и захотело перенести критическую инфраструктуру предприятий страны и данные в локальные ЦОДы.
То, что в облачную гонку включились операторы связи, – безусловный тренд нашего времени. Удивительно, что они так долго раскачивались. Телеком-операторы имеют огромный потенциал: клиентскую базу, каналы связи и много сходных технологических новшеств, которые уже используются внутри предприятия и легко могут быть перенесены в облако.
Deutsche Telekom сфокусировался на больших немецких предприятиях, которые раньше хостились на Amazon Web Services. Huawei пошел по модели revenue sharing и совместно с дочкой Deutsche Telekom – системным интегратором T-Systems – создал центр компетенции. Компания развернула свою реализацию облака на базе двух технологий: Хen в качестве гипервизора и OpenStack в качестве системы оркестрации.
Huawei поставляет оборудование и получает часть прибыли с продаж T-Systems. Основной упор сделан на предоставлении услуг по модели IaaS, которое генерирует 80% прибыли. Но без сложных кастомизированных услуг по моделям PaaS и SaaS сервис был бы неполноценным. Поэтому разработана «дорожная карта» внедрения дополнительных сервисов, основанных на требованиях заказчика.
У облачных провайдеров часто не хватает интеграционной составляющей, так что участие системного интегратора от Deutsche Telekom в проекте исключительно важно. Но проблемы все равно были. И дело не только в технических сложностях кастомизации и миграции на облачную платформу, но и в организационных вопросах: в выстраивании предпродажных процессов и обучении сейлов Deutsche Telekom продаже облачных сервисов.
Интересная особенность – самообслуживание на портале Deutsche Telekom не пользуется популярностью у крупных предприятий, которые по-прежнему предпочитают проектный подход.
Преобразование бизнеса
Новая цифровая реальность заставляет задуматься о необходимости преобразования бизнеса, поиска новых ниш, использования новых бизнес-моделей. Эксперты Gartner считают, что одним из наиболее перспективных технологических трендов 2017 г. будет использование технологий распределенного реестра.
Компания Qiwi видит наше будущее в децентрализации. Менеджер проектов компании Алексей Соловьев предположил, что банки в современном виде скоро исчезнут. Останутся банковские платформы в распределенной сети, которые будут использоваться для идентификации, выдачи наличных и взаимодействия с регулятором. Сами же денежные переводы между гражданами станут бесплатными.
Герман Греф тоже рассматривает технологию блокчейн как угрозу существованию банковского сектора. То, что невозможно остановить, надо возглавить. Сбербанк – один из лидеров в развитии технологий распределенного реестра в нашей стране. Создано уже много интересных пилотов, показывающих, как технология может быть использована в банковском секторе. Операционный директор компании «Сбербанк Факторинг» Леонид Култыгин считает факторинговое финансирование поставщиков одной из наиболее перспективных областей применения новой технологии в банках.
Цифровая трансформация создает новые рынки для бизнеса. Яркий пример – онлайн-кассы. Согласно требованиям новой редакции 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», данные с каждого чека должны будут передаваться в налоговую инспекцию через интернет. Причем всем, кто сейчас использует контрольно-кассовую технику (ККТ), надлежит работать с новыми или модернизированными кассовыми аппаратами уже с 1 июля 2017 г.
ККТ при проведении операции будет передавать информацию в базу данных оператора фискальных данных (ОФД). Покупатель, получив чек, на котором указан фискальный признак, сможет проверить его регистрацию на сайте ОФД, осуществляя таким образом дополнительный контроль.
«Под воздействием государства создается новая ниша, которая подтолкнет мелко-средний ритейл к цифровизации. Крупные игроки, у которых есть возможность инвестировать, уже пришли на рынок», – считает директор по развитию бизнеса iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко, который оценил потенциал нового рынка в 89,9 млрд руб. В качестве успешного примера он привел компанию «Эвотор», терминалы которой сейчас пользуются огромным спросом.
Гибкость и ускорение
Цифровизация бизнеса позволяет объединить работу разных подразделений компании, внедрить самые современные средства разработки, увеличить прибыль за счет быстрой перестройки бизнес-процессов с целью максимального удовлетворения требований клиентов. Тут можно вспомнить нашу самую крупную ИТ-компанию с банковской лицензией и призывы ее лидера к внедрению гибких принципов разработки ПО с целью сокращения времени вывода продукта на рынок.
Другой пример – CarPrice, онлайн-аукцион подержанных автомобилей. Бизнес компании долгое время рос на 20% в месяц и продолжает увеличиваться. Каждый квартал появляются новые требования к платформе, необходимо постоянно менять бизнес-процессы. Облако, используемое для разработки, дает быструю масштабируемость ресурсов для команды.
В компании применяются самые современные практики и методологии: Scrum, бизнес-ориентация разработки. Активно используются ИТ-аутсорсинг, IaaS, PaaS, SaaS, контейнеры Docker. «По сути, у нас суперскоростная разработка – в неделю мы выпускаем больше десяти различных релизов софта. Без использования контейнеров и виртуализации это было бы невозможно», – признает ИТ-директор компании Илья Пятин.
Заглянем под капот
Цифровая трансформация – это прежде всего преобразование бизнеса. Но перед долгой дорогой неплохо заглянуть под капот своей машины. Так что на конференции много говорилось об архитектурах и технологиях.
Облако можно строить из готовых кирпичей. Компания Intel предложила клиентам блоки для ЦОДа и готовые системы (плата, корпус, память и SSD) под заказ. В прошлом году компания запустила три блока серверных платформ в рамках программы, получившей название L9. Первый – High Performance Computing. Как правило, это двухъюнитовая платформа для стандартных дата-центров, которая набивается четырьмя двухпроцессорными вычислительными узлами. Второй блок – облачный, включающий в себя готовые полностью сертифицированные решения под Microsoft Hyper-V или VMware vSOM. Третий блок – два типа серверов для сектора SMB.
«Если несколько лет назад ЦОДы мерялись квадратными метрами и мегаваттами, то сейчас тенденция не к расширению площадей, а к наполнению дата-центров содержанием. Чтобы клиент получал в аренду не пустой шкаф, а с оборудованием и программным обеспечением», – отметил Андрей Захаров, директор по продуктам и инновациям компании Linxdatacenter.
Нет универсальных услуг. Есть услуги, которые подходят под конкретную задачу. Последний тренд – мультиоблачность. Когда клиент, осознав плюсы и минусы различных услуг, выбирает сразу несколько облаков, в том числе глобальных, – и интегрирует их между собой. В случае быстро меняющихся требований к оборудованию целесообразно использовать публичные облака. Когда система становится продуктовой и понятны долгосрочные требования к необходимым ресурсам, есть смысл задуматься о частных облаках.
К новым трендам можно отнести предоставление сервисов Machine Learning и Big Data из облака. Олег Фатеев предложил использовать для построения математических моделей облачные сервисы по схеме PaaS. Его рекомендация – выбирать провайдера, который позволял бы выгружать натренированные модели как облачный сервис и имел возможность подключать их к своей биллинговой системе. Тогда уже обученные приложения можно будет самим предлагать на площадке провайдера конечным заказчикам по модели SaaS.
Не все облака одинаково полезны
«Если заказчик хочет волшебства, то поставщик сервисных услуг будет сказочником», – метко сформулировал Владимир Гайлит, заместитель гендиректора по ИТ компании «Межрегионсоюзэнерго». Крупный бизнес настороженно относится к картинам светлого цифрового будущего, которые рисуют облачные провайдеры. И для этого есть основания. Если облачный провайдер отвечает за простой сервисов только суммой, ограниченной месячной абонентской платой заказчика, то потребитель облачных услуг может потерять весь бизнес.
Многие предпочитают держать критичные для бизнеса приложения под своим полным контролем. Например, компания CarPrice изначально создавалась как облачная, но после нескольких простоев в работе облачного провайдера решила перевести колл-центр на свою площадку.
Конечно, как отметил Антон Салов из «Ростелекома», часто вина лежит на самом заказчике, который выбирает дешевого облачного провайдера, а потом удивляется недостаточному качеству услуг. Либо из экономии не прорабатывает вопросы резервирования каналов или архивирования своих программных средств и данных.
* * *
Есть движение бизнеса в облака, но есть и обратные процессы. Облака не панацея. Все зависит от требований бизнеса и конкретных задач. Нет универсальных ответов, нет общих для всех путей цифровой трансформации. Но есть понимание, что нужно перестраивать свой бизнес в соответствии с реалиями сегодняшнего дня и прогнозами на будущее. Прошедшая конференция помогла участникам взглянуть на идущие процессы с разных точек и что-то добавить в свои планы движения в цифровое будущее.