Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05-06 2017
Николай НОСОВ  14 июня 2017

Коммерческие ЦОДы в Казахстане на низком старте

Национальная специфика региона сдерживает развитие сервисных моделей в республике, где доминируют корпоративные ЦОДы. 

Это обстоятельство было в центре внимания экспертов 2-й международной конференции «ЦОД-2017: модели, сервисы, инфраструктура» в Алматы, организованной «ИКС-Медиа».

Казахстан занимает 9-е место по площади в мире и при этом всего 184-е место по плотности населения (6,47 жителей/кв. км). Среднее расстояние между городами (500–1000 км) немыслимо для европейской страны. Как отметила глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко,  по этой причине строительство сетей коммерческих ЦОДов республиканского масштаба в Казахстане требует огромных инвестиций. Это под силу только крупным компаниям либо тем, кто имеет финансовую поддержку государства.

Продолжается миграция бизнеса в центр – столицу Астану, но пока концентрация предприятий выше всего в Алматы (23% крупных предприятий), расположенном на юго-востоке страны. При этом ключевые промышленные предприятия находятся на западе республики, а наиболее катастрофоустойчивые коммерческие ЦОДы – на северо-востоке (в городах Павлодар и Акколь). В итоге получается, что бизнес работает вдали от местных дата-центров и заказчик с тем же успехом может воспользоваться зарубежными ЦОДами.

Светлана Черненко

Еще одна особенность рынка – средняя ежедневная аудитория популярных казахстанских интернет-ресурсов на порядок ниже, чем у российских. Исторически сложилось так, что жители Казахстана активно пользуются Рунетом. Это сдерживает развитие масштабных локальных проектов.

В России коммерческие ЦОДы – самостоятельный бизнес. А в Казахстане, отмечает С. Черненко, почти все коммерческие дата-центры принадлежат телеком-операторам, причем самый крупный из них, «Казахтелеком» (контролируется государством), занимает более половины рынка коммерческих ЦОДов.

Тахир Такабаев

Не принадлежит операторам связи только дата-центр компании Аhost.kz. Но этот полностью независимый (предоставляющий доступ ко всем телеком-операторам) игрок рынка коммерческих ЦОДов испытывает трудности с финансированием. На высокие ставки по кредитам у банков посетовал владелец ЦОДа Тахир Такабаев.

Большие ставки по кредитам приводят к повышению стоимости услуг для клиента. Заместитель генерального директора по стратегии и развитию «КМГ Глобал Солюшнс Б.В.» Дмитрий Басистый  считает, что высокая цена – основной тормоз при переходе заказчиков к использованию услуг коммерческих ЦОДов в республике.

Дмитрий Басистый

Возможный путь экономии, по мнению Т. Такабаева, это использование качественного недорогого оборудования noname-вендоров и минимизация расходов на сертификацию. Сейчас наличие сертификата Uptime Institute не является конкурентным преимуществом, что еще раз говорит о незрелости рынка республики. В Казахстане Uptime Institute сертифицировал (Tier III Certification of Design Documents) только один коммерческий ЦОД – принадлежащий «Казахтелекому» дата-центр в Павлодаре.

По оценкам iKS-Consulting, операторы связи, государственные и квазигосударственные структуры продолжат играть решающую роль в развитии рынка; причины этого – необходимость огромных инвестиций и длительные сроки окупаемости проектов. В сегменте независимых от телеком-операторов игроков С. Черненко видит место для 5–6 компаний, специализирующихся на предоставлении услуг дата-центров с персонализированным подходом к клиенту

В идеале, считает аналитик, государство должно обеспечить инфраструктурную основу для равномерного развития отрасли через создание эффективных рыночных механизмов доступа к национальной сети передачи данных для потенциальных игроков. Но пока до этого еще очень далеко.

          Алматы – Москва

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!