Rambler's Top100
Статьи
Александр СЕРЕДА  13 февраля 2019

Цифровые решения на службе у гражданской авиации: как меняются современные аэропорты

Прошедший в 2018 году Чемпионат мира по футболу дал толчок к развитию авиаинфраструктуры. Дальнейшая эволюция воздушных узлов тесно связана с новыми технологиями. Что же нас ждет?

Аэропорты – один из драйверов экономики. Они объединяют на одной площадке различных представителей рынка – от авиаперевозчиков до потребителей, от транснациональных корпораций до местных компаний. По данным российского Центра стратегических разработок, поддержание и развитие аэродромной инфраструктуры – одно из условий роста авиаперевозок. Ожидается, что пассажиропоток на воздушных линиях (105 млн человек на конец 2017 года) до 2024 года вырастет в 1,8 раза, к 2035 году – в три раза. Чтобы избежать ухудшения качества обслуживания и задержек рейсов, авиаузлы экспериментируют с цифровыми технологиями.

Коммуникационная платформа – основа экономической эффективности

В существующей экономической ситуации руководству аэропортов приходится балансировать, обеспечивая максимальную прибыль, с одной стороны, и малые издержки -- с другой. Масштабная цифровая трансформация требует больших вложений и доказанной эффективности, поэтому она, скорее, исключение из общей тенденции. Тем не менее инновации авиационная индустрия внедряет: различные коммуникационные платформы, голосовые системы, чат-боты.

Зачастую цифровая модернизация аэропортов начинается с прикладных задач: обновить устаревший колл-центр, реализовать проект мобильной телефонии для более оперативной работы. Как показывает опыт ALE, у данного подхода есть свои плюсы. Быстрая и современная связь снижает нагрузку на ИТ-инфраструктуру и помогает сократить расходы на поддержку и замену многоканальных сетей. Этих результатов добился аэропорт Сан-Паулу, внедрив голосовую систему c использованием протокола IP. Другой пример – авиакомпания China Eastern, модернизировавшая свой глобальный колл-центр. Система позволила сократить расходы на роуминг на 50% и инвестировать сэкономленные средства в увеличение пассажирского трафика.

IoT: pro et contra

Второй глобальный тренд в модернизации воздушных узлов -- технологии интернета вещей. Как правило, IoT-решения интегрированы в услуги для пассажиров: биометрические киоски на таможне, навигация по территории и т.п. У путешественников аэропорт ассоциируется с ожиданием, очередями и проверками служб безопасности. IP-камеры с поддержкой ПО распознавания лиц могут ускорить процедуры доступа в аэропорт и регистрации. Высок потенциал IoT и в решении других операционных вопросов. Это контроль за состоянием авиапарка, обмен информацией в режиме реального времени, датчики для дистанционного мониторинга метеорологических условий.

В то же время широкое внедрение IoT представляет серьезный вызов для администрации транспортных узлов. Неэффективная реализация решений может привести к тому, что новые устройства будут генерировать избыточную нагрузку на ресурсы сети и создадут новые уязвимости. По данным ALE, 80% существующих корпоративных сетей не готовы к растущим нагрузкам.

Цифровая безопасность в фокусе

Справиться с киберугрозами поможет единая сетевая инфраструктура. Виртуализация сетей расширит возможности управления на базе IoT. Разные подразделения могут использовать свои собственные сети и создавать так называемые IoT-контейнеры для объединения в группы, управления устройствами и их защиты, а в случае нарушения информационной безопасности – для локализации угрозы.

Еще одно преимущество такой инфраструктуры – собственные политики качества обслуживания (QoS). Каждый виртуальный IoT-контейнер управляет внутренним трафиком, устанавливает приоритет для отдельных устройств и приложений, резервирует или ограничивает пропускную способность, отслеживает подозрительный трафик. Внедрение QoS-политики гарантирует, что критически важные рабочие процессы или сетевые активы всегда могут получить необходимые для работы ресурсы.

Объединить заинтересованных

Аэропорт – это большое скопление торговых точек, кафе и ресторанов. Сделать обслуживание быстрым и адресным помогут технологии геолокации. Современные решения с поддержкой location-based services (LBS) предоставляют аналитические данные об использовании площадей. С учетом полученной информации можно изучить механизмы потребительского поведения, оптимизировать территорию транспортного узла и рационально использовать площади, повысить эффективность сотрудников и сократить издержки.

Постепенно «умные» аэропорты становятся реальностью. Пока нововведения касаются самых критических для обслуживания клиентов точек: биометрические камеры для сокращения очередей и усиления безопасности, мобильная телефония для оперативной и бесперебойной связи. Дальнейшее развитие воздушных узлов связано с глобальной цифровизацией транспорта, сетевыми решениями и технологиями интернета вещей. Концепция смарт-аэропорта, к которой стремятся крупнейшие авиахабы мира, подразумевает создание эффективной онлайн- и офлайн-площадки для путешественников, авиакомпаний, торговых и ресторанных сетей.

Александр Середа, технический директор ALE в России и странах СНГ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!