Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
25 марта 2019

50 оттенков облака

Запуск Huawei 3data Cloud – одно из главных облачных событий 2018 г. В амбициозных планах партнеров – увеличить число выделенных под облако стоек с текущих 300 до 2000. Подробности – в интервью Ильи Халы, генерального директора компании 3data.

– 300 стоек – это уже немало. Где сегодня «живет» облако Huawei 3data Cloud?

– Весной 2018 г. мы запустили пилотную зону облака на 50 стоек, которые установлены в нашем ЦОДе НР26 («Новорязанская»). По состоянию на февраль 2019-го развернуто еще 250 стоек в трех дополнительных зонах: на площадках наших партнеров DataPro и IXcellerate, а также в еще одном ЦОДе 3data – У8 («Угреш­ский»).

Как известно, 3data строит небольшие ЦОДы «шаговой доступности» в местах максимальной бизнес-активности. Но они не рассчитаны на объемы в 300 стоек и более. Поэтому для дальнейшего масштабирования облака было решено обратиться к сторонним площадкам. Мы тщательно подошли к процедуре выбора и считаем, что DataPro и IXcellerate – лучший вариант.

Важно, что эти ЦОДы сертифицированы на соответствие Tier III. Раньше бытовало мнение, что клиенту все равно, где размещается облако. Но в действительности это не так. Серьезные заказчики, которые ответственно относятся к безопасности своих систем и данных, внимательно оценивают площадку, на которой физически размещено облако. Большое внимание уделяется наличию международных сертификатов.

– Какими сервисами уже наполнено Huawei 3data Cloud?

– Мы начали с двух десятков хорошо понятных российским заказчикам сервисов. В первую очередь, это классические виртуальные серверы разных конфигураций. В нашем облаке есть разные сегменты (в терминологии Huawei – flavors, «оттенки»), которые представляют разные типы ресурсов. Есть базовый сегмент для общих вычислений, есть сегменты для высокопроизводительных вычислений, для вычислений на графических процессорах (GPU) и т.д.

Купив виртуальный сервер, заказчик подбирает СХД – есть и традиционное блочное, и высокопроизводительное объектное хранилище. Выбранные компоненты связываются виртуальными сетями. Получается полноценный виртуальный ЦОД. Сразу же заказчик бесплатно получает множество системных инструментов и сервисов: межсетевой экран, систему мониторинга, резервное копирование, управление образами, балансировщик нагрузки, автомасштабирование и пр. Например, балансировщик позволяет распределять запросы между виртуальными серверами, а автомасштабирование – добавлять/убирать ресурсы по мере необходимости.

Бесплатно предложив широкий набор таких сервисов, мы хотели показать, что ценность облака не только в том, чтобы вместо покупки «железа» арендовать ресурсы, заменив CAPEX на OPEX и сняв головную боль, связанную с обслуживанием оборудования. Ценность еще и в существенной добавленной стоимости в виде дополнительных сервисов, которые экономят заказчику недели и даже месяцы на развертывание ИТ-инфраструктуры.

Неожиданностью для нас стал большой спрос на услугу аренды серверов bare metal. Суть ее в том, что сервер физически выделяется заказчику, но работает он с ним как с большим виртуальным сервером: может подключать и отключать, монтировать разные диски, добавлять хранилища и пр. Такая услуга дороже аренды виртуальных серверов, но заказчикам она нравится.

– Значит, вы начали с сервисов IaaS. Что дальше? Планируете ли развивать направление PaaS?

– У Huawei есть план развития сервисов в России, и он постоянно корректируется с учетом запросов заказчиков. Мы собираем пожелания и каждый месяц вносим изменения в «дорожную карту», а примерно раз в два-три месяца запускаем новые компоненты в облаке. Сейчас добавится еще пара десятков сервисов, в том числе PaaS.

Услуги PaaS долгое время были практически не востребованы в России. Но в прошлом году все больше клиентов стали интересоваться этими услугами. Спрос начал расти так быстро, что нам пришлось существенно корректировать «дорожную карту». В частности, мы попросили партнеров из Huawei ускорить вывод на российский рынок услуг «контейнеры как сервис» и Big Data.

Возьмем, например, анализ больших данных. Создание и настройка собственной инфраструктуры для такого анализа сложны и занимают месяцы. Наши сервисы позволяют уже через несколько дней загружать и анализировать данные. Скорость проведения аналитического цикла – реальное конкурентное преимущество, например, для крупных ритейлеров, да и в других отраслях. Неудивительно, что соответствующие сервисы очень востребованы среди крупных заказчиков.

Также высок спрос на услугу «СУБД как сервис». Хотя эту услугу мы еще официально не продаем, но уже есть первые пользователи, среди них – «ИКС-Медиа». Другое перспективное направление – сервисы, связанные с искусственным интеллектом (ИИ). Huawei выпустила чип для систем ИИ, добавляет элементы интеллектуальности во все свои продукты. И в нашем облаке появляются ИИ-сервисы.

Трудно переоценить значимость направления, связанного с информационной безопасностью (ИБ). Здесь мы сотрудничаем с такими компаниями, как Positive Technologies, Imperva и др., которые помогают обеспечивать безопасность наших облаков и предлагать сервисы ИБ нашим заказчикам.

– Некоторое время заказчики сторонились облаков из-за фобий, связанных с безопасностью. Ситуация изменилась?

– Мы наблюдаем массовый переход в облака, в том числе крупных компаний. Поэтому уровень опасений снизился. Но безопасность облака остается ключевым требованием клиента. Безопасность – вещь многоуровневая. Но наибольшие опасения заказчик обычно выражает относительно возможной угрозы со стороны сотрудников сервис-провайдера. В облаке Huawei 3data Cloud предусмотрены эффективные механизмы, минимизирующие соответствующие риски.

Наши инженеры не имеют доступа в виртуальную инфраструктуру клиентов. Все ресурсы клиента выглядят для нас как «черный ящик». Мы знаем объем ресурсов (за которые платит клиент), но не видим, как конкретно они настроены. В этом важное преимущество Huawei 3data Cloud по сравнению с другими облаками, в которых инженер провайдера видит все то же, что и системный администратор заказчика. Если потребуется наша помощь в конфигурировании виртуальной инфраструктуры клиента, он может выдать явное разрешение на доступ. Это разрешение ограничено по времени.

– Согласно исследованию iKS-Consulting, главный мотив ухода в облако – повышение надежности ИТ-сис­тем. Соответственно все большим спросом пользуются сервисы резервного копирования (BaaS) и восстановления после аварий (DRaaS). Что вы предлагаете в этом сегменте?

– Сервис резервного копирования использует большинство клиентов. Более того, этот сервис бесплатен. Заказчик платит только за объем хранилища, который занимают резервные копии. В большинстве облаков сервис BaaS платный, потому что применяются платные программные продукты резервного копирования. Мы используем ПО Huawei, встроенное в облако Huawei 3data Cloud. Можно задействовать и сторонние коммерческие продукты для резервного копирования. В этом случае BaaS перестает быть бесплатным. Так что у заказчика всегда есть выбор.

Когда у нас была одна площадка, то возможности предоставлять DRaaS не было. Расширение облака на несколько площадок позволило такой сервис предложить. Один из наших крупных клиентов задействует для DRaaS ПО Huawei и стороннего поставщика. Использование для DRaaS трех площадок позволяет реализовать разные сценарии аварийного восстановления, в том числе с установкой диспетчера на третьей площадке, который осуществляет мониторинг состояния двух других.

– Для DRaaS используется репликация больших объемов данных. Да и для других сервисов требования к каналам связи высоки. Как в облаке Huawei 3data Cloud со связностью?

– Все узлы облака связаны прямыми волоконно-оптическими каналами «Мастертел», проложенными двумя физически разнесенными маршрутами. На оптических каналах установлено производительное DWDM-оборудование Huawei. Пропускная способность каналов составляет уже сотни гигабит в секунду и постоянно наращивается.

На каждой площадке реализованы uplink-каналы к крупнейшим операторам связи. К ЦОДам 3data имеют подключения большое число операторов, а с расширением облака на площадки IXcellerate и DataPro связность облака с внешним сетями еще улучшилась.

– Недавно стало известно, что на мощностях Huawei 3data Cloud шел рендеринг фильма «Т-34». Какие услуги вы предоставляете для производителей и распространителей видеоконтента?

– В прошлом году 3data стала активно развивать свое присутствие на медиарынке. Мы предложили хранилище для медиаконтента, сервисы для обработки и дистрибуции видео, анимации. Первые проекты, в том числе рендеринг фильма «Т-34», оказались успешными. Сейчас готовим в облаке новые сегменты, которые будут оптимизированы для задач рендеринга.

– Как вы «дотягиваетесь» своими облачными сервисами до региональных заказчиков? Рассматриваете ли возможность региональной экспансии?

– Москва в целом и наше облако в частности имеют хорошую связность с большинством российских регионов. Поэтому сервисами могут пользоваться компании из многих регионов без ущерба для производительности и доступности. У нас уже есть партнеры, которые продвигают наше облако в регионах, и мы постоянно ищем новых.

Создавать локальные зоны доступности облака имеет смысл в двух случаях: если появится большой спрос на местном рынке – пока мы его не видим, но чувствуем, что он формируется, или если кто-нибудь из наших крупных заказчиков захочет иметь edge-облака в регионах. Тогда будем развертывать облака в регионах, сначала арендуя места в имеющихся ЦОДах. Но при определенных условиях не исключаю и создание собственных.
 
                             3data

– Облако Huawei 3data Cloud уже занимает 300 стоек. Что дальше?

– Даже по консервативной оценке, наше облако вырастет до 500 стоек к концу года. Цель – 2 тыс. стоек в ближайшие два-три года. Финансовые показатели озвучивать преждевременно. Первые месяцы клиенты в основном тестировали сервисы, а тесты у нас бесплатные. Деньги за услуги мы начали получать только в конце прошлого года. Но уже по итогам текущего планируем войти в число крупнейших российских облачных провайдеров.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!