Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2019 |
Николай НОСОВ  | 23 января 2019 |
Новогодний подарок Большого Брата
30 декабря 2018 г. вступил в силу Приказ Минкомсвязи России от 29.10.2018 № 573 «Об утверждении требований к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи…», в котором четко определены требования к оборудованию для выполнения «закона Яровой».
«Закон Яровой» (ФЗ-374), общественная реакция на который уступила разве что реакции на пенсионную реформу, вступил в силу 1 июля 2018 г. Начиная с этого момента операторы связи обязаны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения абонентов в течение полугода. Кроме того, с 1 октября они должны в течение месяца сохранять интернет-трафик пользователей. Однако с конкретной реализацией закона возникли проблемы: Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 445 установило правила хранения данных, но требования к техническим средствам накопления информации отсутствовали. Новый приказ Минкомсвязи восполнил этот пробел.
По сути, предлагается расширить существующую систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Первая система COPM-1, организованная в 1996 г., была предназначена для прослушивания телефонных разговоров. Появившаяся позднее СОРМ-2 – для протоколирования обращений к интернету, так до конца и не внедренная повсеместно СОРМ-3 – для контроля всех видов связи и хранения данных в течение 12 ч. По «закону Яровой» этот срок хотели увеличить до полугода, но после протестов операторов связи, которые чисто технически не могли обеспечить хранение столь большого объема данных, правительство смягчило требования к сроку хранения интернет-трафика пользователей, сократив его до 30 суток при дальнейшем ежегодном увеличении объема хранимой информации на 15% в течение пяти лет.
Отнестись к выполнению закона формально операторам связи не удастся. Минкомсвязь подробно на 140 страницах сформулировала технические требования к системам, включая круглосуточный удаленный доступ со стороны операторов пульта управления (ПУ) «уполномоченного государственного органа» к информации, хранящейся в технических и программных средствах СОРМ. Установлены и требования к скорости выдачи информации, например, в течение секунды по запросу оператора ПУ должны прийти данные о пополнении абонентом баланса личного счета. Так что просто записывать трафик на ленты и отправлять на склад, как предлагали раньше некоторые региональные операторы, не получится.
Речь идет об огромных объемах данных, так что «закон Яровой» – подарок для российского рынка СХД, на котором уже есть отечественные производители.
«Объем хранения, помимо требований нормативных правовых актов, определяется многими факторами: емкостью сети оператора, этапом реализации норм закона и т.д. Примерный объем данных, которые потребуется хранить в следующем году, – 1 000 Пбайт. С учетом роста емкости сетей и объема передаваемого трафика эта цифра будет увеличиваться на 20% ежегодно», – считает директор департамента российской компании YADRO Евгений Юдаков.
Операторы оборудование СХД уже закупают. Так, из размещенной на портале госзакупок документации следует, что компания «Национальные технологии» обязалась до 30 мая 2018 г. поставить программно-аппаратный комплекс «Купол» на восемь площадок «МегаФона» и три площадки «Скартел» (бренд Yota). С помощью этой системы «МегаФон» может хранить около 100 Пбайт данных. Комплексы для Yota рассчитаны на 7,6 Пбайт. Эксперты считают, что это тестовая поставка, так как реальный объем данных для хранения на порядок больше.
Компания YADRO, как сообщил Е. Юдаков, в рамках совместного с концерном «Автоматика» (ГК «Ростех») предприятия осуществила поставку оптимизированной версии платформы хранения данных YADRO Tatlin.Archive в составе интегрированного решения ПАК «Купол» нескольким операторам связи. Общий объем хранения составил около 350 Пбайт, причем треть его уже введена в промышленную эксплуатацию.
В соответствии с Постановлением Правительства от 12.04.2018 РФ № 445, допускается «использование оператором связи для хранения сообщений электросвязи ресурса технических средств накопления информации, принадлежащих другому оператору связи». Так что частично расходы на СХД и информационные системы можно окупить, предоставляя услугу хранения трафика другим операторам связи.
«Могу предположить, что в результате доработки законодательной базы оборудование для исполнения «закона Яровой» должно будет как минимум иметь сертификацию ФСТЭК. Некоторые отечественные производители СХД смогут получить все необходимые лицензии быстрее, поэтому стоит ожидать формирования нишевого рынка игроков систем хранения именно под эту задачу. И наверняка это будут совсем другие бренды -- не те, к которым привык сегмент enterprise», – прокомментировал ситуацию Роман Володин, руководитель отдела СХД компании «Инфосистемы Джет».