Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александр БАРСКОВ  29 июля 2019

В погоне за инновациями

Российские корпорации проявляют все большую активность в поиске новых технологий, прекрасно понимая, что без них станут неконкурентоспособными. Причем в венчурной области для них важно не получение прибыли, а обогащение своих продуктов и сервисов инновационными разработками.

Как отметил на V московском корпоративном венчурном саммите Арсений Даббаx, основатель аналитической компании Dsight, российские корпорации принимают все более активное участие в венчурных сделках. При этом они стараются обходиться без венчурных посредников, напрямую обращаясь к технологическим стартапам на самых ранних стадиях их развития.

Общий объем венчурных сделок за первое полугодие 2019 года, по предварительным данным Dsight, составил $477 млн. Причем второй квартал характеризовался самым большим объемом корпоративных сделок за все время. Тем не менее, как считает Алексей Жарков из Strategy& (PwC), рынок стартапов в РФ еще «зеленый», и не только по объему сделок, но и по уровню идей и разработок. Эксперт рекомендовал корпорациям обращать больше внимания на инновационный потенциал собственного персонала. Однако редко где налажен механизм сбора идей от сотрудников, чаще существуют критичные барьеры для их подачи, а мотивационные программы отсутствуют или не работают.

По наблюдению аналитиков, игроки, которые начинают активно инвестировать в инновационные стратапы, относятся главным образом к трем сегментам: банки, телеком и ритейл. Основной интерес они проявляют к разработкам, которые выходят за рамки их традиционных компетенций. Так, анализ состава акселераторов Сбербанка и ВТБ показывает, что там очень мало стартапов, работающий в области финтеха. А, например, МТС в условиях, когда рост классического телекома практически завершился, еще несколько лет назад начала трансформироваться в ИТ-компанию. Короче говоря, банки перестают быть банками, а телекомы – телекомами.


По мнению Алексея Жаркова, активно формируемые сейчас корпоративные венчурные фонды часто нацелены не на извлечение прибыли, а на получение материнской корпорацией дополнительных конкурентных преимуществ. В этом существенное отличие российского венчура от американского, где, скажем, Google может вложиться в стартап, а потом выгодно продать его даже своим прямым конкурентам.

Это подтверждают и представители корпораций. Как заявил Владимир Хренков, директор Центра инноваций МТС, компания основала свой венчурный фонд не для того, чтобы зарабатывать, а для инвестиций в разработки, которые обогатят ее продукты. Этот фонд создан в апреле 2019 года на базе корпоративного акселератора MTS StartUp Hub для развития и поддержки перспективных технологических стартапов. Стратегия фонда подразумевает инвестиции в стартапы ранней стадии через приобретение миноритарной доли. Работает МТС и над привлечением и развитием идей собственных сотрудников – на это нацелен проект «МТС Гараж».


Новые технологии – ключ к успеху на рынке не только отдельных корпораций, но и страны в целом. При этом, как отмечает Алексей Кушнер, руководитель направления форсайт-исследований АО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ»», прорывные технологии нам никто не продаст из-за границы. Он указывает на то, что во многих странах законодательно запрещено продавать технологии, «которые моложе пяти лет», и административные барьеры постоянно растут. Так что надо развивать собственную среду инноваций. И то, что корпорации начали активно в это вкладываться, – положительный момент не только для них самих, но и для России.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!