Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2019
Денис ВАСЮКОВ  17 сентября 2019

Оцифровать урожайность

Применение «умной» сельхозтехники будет способствовать решению кадрового вопроса в аграрном секторе и повысит эффективность земледелия.

В 2018 году аграрный сектор России получил новый импульс для развития – президент поставил перед ним задачу к 2024 году увеличить экспорт сельхозпродукции в два с лишним раза до $45 млрд. При этом государство активно поддерживает аграриев в рамках Национальной программы развития АПК и других инициатив. Эта поддержка способствует росту, но для достижения поставленных целей одних только субсидий и квот будет недостаточно – даже если поле засеять деньгами, урожай не вырастет вдвое. Чтобы повысить эффективность сельского хозяйства, нужно переходить на новые методы и технологии – иначе говоря, российскому аграрному сектору жизненно необходима цифровизация.

Реальность и перспективы


Когда речь заходит о том, на каком этапе сейчас находится цифровизация российского сельского хозяйства, цифры огорчают и обнадеживают одновременно. Так, на конференции «Точное земледелие – 2018» Минсельхоз сообщил, что аграрный сектор страны занимает по уровню цифровизации 15-е место в мире, а объем рынка информационно-компьютерных технологий в отрасли составляет около 360 млрд руб. При этом, по данным Росстата, аграрный сектор РФ приносит больше валютной выручки, чем ВПК. Вместе с тем, согласно исследованиям Росстата и экспертным оценкам, рентабельность производства в агросекторе составляет порядка 30%, около 470 тыс. единиц сельхозтехники имеет возраст более 10 лет, а из примерно 4,4 млн работников, занятых в сельском хозяйстве, только 500 тыс. – квалифицированные специалисты.

На фоне этих объективных проблем вырисовываются вполне оптимистичные перспективы – Россия входит в топ-5 стран по темпам цифровизации. Эксперты считают, что цифровые технологии снизят девиацию урожайности как минимум на 10%, а также уменьшат влияние человеческого фактора на эффективность сельскохозяйственного производства. Помимо решения этих задач, цифровизация будет способствовать снижению трудоемкости работ, минимизации капиталовложений и уменьшению вредного воздействия на окружающую среду.


Сначала автоматизация, потом цифровизация

Цифровизация сельского хозяйства невозможна без его автоматизации – это та самая база, без которой нельзя двигаться дальше. Прежде чем задействовать «умные» технологии, собирать и анализировать данные, необходимо свести на нет негативное влияние человеческого фактора – именно это в первую очередь подразумевается под автоматизацией. Не секрет, что одним из тормозов развития отрасли выступает кадровый вопрос. С одной стороны, здесь играет роль отток населения в города, с другой – привлечению специалистов препятствуют сезонность работы, устаревший подход к организации труда во многих хозяйствах и низкий уровень зарплат. В результате молодежь выбирает для себя другие отрасли, профессионалы стареют, а на работы приходится привлекать неквалифицированный персонал.

В этих условиях автоматизация сельскохозяйственных работ важна как никогда. Это не значит, что на поля должны выйти автоматические трактора и комбайны – операторы по-прежнему нужны, но техника благодаря геолокации, системе параллельного вождения и другим технологиям способна исправлять и предупреждать их ошибки. Кстати говоря, такие машины не только повышают эффективность работы, но и отчасти способствуют решению кадровой проблемы. Одно дело – управлять трактором, выпущенном в прошлом веке, и совсем другое – сесть за руль «умной» техники. Это само по себе мотивирует учиться управлять ею, а за счет того, что выработка на таких машинах гораздо выше, чем при работе по старинке, оператор получает более высокую зарплату.


При этом оператор отнюдь не превращается в бесплатное приложение к машине – он может задавать последовательность действий, «обучать» машину определенному набору операций, которые та потом будет последовательно выполнять.

Когда этот этап пройден, можно говорить о цифровизации, поскольку «умная» техника оснащена сотнями датчиков, собирающих информацию. С их помощью накапливаются всевозможные данные – о температуре и влажности почвы и воздуха, неисправностях самой техники, структуре поля, урожайности и т.п. Затем эта информация передается в единую систему, анализируется и используется в дальнейшей работе. Например, благодаря такому обмену данными можно уменьшить продолжительность простоев из-за неисправностей: ведется постоянный мониторинг машины, и как только поступает сигнал об износе тех или иных деталей, сервисные инженеры выезжают на место и устраняют проблему прежде, чем произойдет сбой.

Дифференцированное земледелие

Предупредить ошибки оператора – далеко не все, на что способны «умные» сельхозмашины, а действия человека – далеко не единственный фактор, влияющий на урожайность. В сельском хозяйстве многое зависит от погодных условий, состояния почвы и т.д. При этом на одном и том же поле могут быть более или менее влажные участки, лучшее или худшее качество почвы, но обычная техника этого не видит – она просто сеет, поливает или вносит удобрения согласно предписаниям (при условии, что оператор эти предписания выполняет, что случается далеко не всегда).

Совсем другое дело – цифровая техника, которая «видит» эту разницу и определяет интенсивность полива или количество вносимых удобрений на каждом конкретном участке поля. Она позволяет любую сельхозоперацию выполнять дифференцированно, и неважно, будет ли это посев, подкормка или орошение.


Разумеется, трактор или комбайн «замечает» различия на соседних квадратных метрах не сам по себе – для этого он должен быть включен в единую систему, куда поступают данные с датчиков всей техники, метеостанций, беспилотных аппаратов, фотографирующих поля с заданным интервалом и т.п. Это не обязательно должна быть система одного агрохолдинга – напротив, чем шире ее охват, тем больше в ней данных, тем точнее она показывает текущую ситуацию и прогнозирует ее в будущем.

В России подобная система существует – она запущена одним из ведущих производителей сельскохозяйственной техники, но при этом не заточена под машины конкретного производителя. В настоящее время она охватывает более 2,1 млн га (включая Украину и Казахстан), и все больше хозяйств задумываются о подключении к ней. Уже были реализованы первые пилотные проекты с ее использованием, и их результаты весьма обнадеживают. Оценивать их пока рано, но рост урожайности может достигнуть 10–15% при снижении затрат на 20%.

Словом, у российских аграриев есть все, чтобы Национальная программа развития АПК была успешно реализована – в конце концов, в этом заинтересованы и они сами, и государство, и производители техники, и конечные потребители сельхозпродукции, которые могут даже не подозревать, что обычная картошка, которая попадает на их стол, качественна, полезна и экологична как раз потому, что выращена по «умным» технологиям.

Денис Васюков, специалист по системам точного земледелия и защите растений, John Deere
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!