Rambler's Top100
Статьи
Дмитрий ЧУКАНОВ  24 октября 2019

Как переезд в ЦОД и облака помогут бизнесу разобраться с делами

Услуги современных коммерческих ЦОДов позволяют компаниям сосредоточиться на основном бизнесе, одновременно повышая качество работы ИТ-системы. 

Цифровизация бизнес-процессов в компаниях сегодня может принимать множество различных форм. Покупка услуг у внешних сервис-провайдеров, переход на различные XaaS-решения, модернизация инфраструктуры и размещение ИТ-ресурсов в облаках – все эти варианты доступны, и все они могут приносить ощутимую выгоду при грамотном построении архитектуры конечного решения. 

Разберем три примера из практики Linxdatacenter, которые иллюстрируют возможности современного ИТ-провайдера с собственной площадкой ЦОДа в плане ответа на различные бизнес-запросы клиентов.

Распределенное частное облако для ритейла 

Ритейл исторически выступает одним из лидеров по адаптации передовых ИТ-решений: результат внедрения в этой отрасли проявляется максимально быстро, а сама природа торговых операций основывается на транзакциях и обмене данными. Чем быстрее и точнее передается информация между участниками цепочки поставок, тем выше вероятность успешного завершения сделки. 

Заказчик, одна из крупных торговых компаний, на старте проекта располагала пятью разрозненными «ИТ-островами» в России, расположенными на разных площадках под управлением нескольких команд различных сервис-провайдеров. Общий парк включал в себя 60 серверов (Linux, Windows), которыми управляли пять администраторов бизнес-приложений, менеджеров проекта и эксплуатации инфраструктуры. Довершал картину головной офис компании в Германии с монолитной ИТ-инфраструктурой и необходимостью выстраивать взаимодействие всех элементов системы вокруг него. 

Такая ИТ-архитектура не устраивала компанию по ряду причин: риска сбоев из-за большого количества потенциальных точек отказа, несоответствия международным стандартам головной организации и требованиям 152-ФЗ РФ. 

Было принято решение консолидировать ИТ-системы компании в распределенном частном облаке на базе гиперконвергентной (HCI) платформы Cisco HyperFlex (HX). 
Гиперконвергентное решение сочетает в одном шасси все основные ИТ-компоненты: серверную часть, СХД, сетевую инфраструктуру. Они полностью интегрированы между собой и управляются с помощью ПО от одного производителя. Таким образом, существенно уменьшаются затраты на поставку, настройку, развертывание и поддержку ИТ-системы и на дальнейшее управление и масштабирование. 

В данном случае HCI-подход позволил перейти от стадии проработки проекта до старта в облаке HyperCloud в ЦОДе Linxdatacenter с онлайн-миграцией приложений примерно за шесть месяцев. Полный цикл проекта составил около года. 

Для обеспечения наивысшего из возможных сегодня показателей отказоустойчивости была разработана распределенная архитектура решения с репликацией данных и приложений (см. рисунок). 


 Из ключевых особенностей созданного решения следует назвать использование валидированных референсных архитектур (IT4IT), которые позволяют устранить в системе участки неэффективного сопряжения процессов и систем автоматизации управления ИТ.

Решение включает возможность HX-репликации между площадками для целей восстановления после сбоев и поддерживает аппаратные снэпшоты для резервного копирования и репликации Veeam. 

Опция vMotion позволяет переносить работающие виртуальные машины между площадками, что значительно повышает гибкость оперативного управления ресурсами. Расширение дискового пространства SAS HX посредством SSD FC Storage существенно повышает скорость доступа к данным и уровень безопасности их хранения. 

Итоги проекта: 
  • высокая отказоустойчивость инфраструктуры;
  • прозрачность расходов;
  • неограниченные возможности апгрейда в зависимости от сезонных колебаний нагрузки и в перспективе расширения операций;
  • полная техническая, финансовая и управленческая прозрачность для головной организации за счет работы с единым сервис-провайдером конечного решения. 

Проект начинался с четырех серверов и постоянно рос: сейчас у клиента уже 10 серверов, и на текущий момент Linxdatacenter является единственным ИТ-провайдером для клиента в части инфраструктуры, обеспечивая работу всех систем уровня mission critical. Из одного окна клиент получает все услуги, которые необходимы для поддержки полноценного функционирования бизнес-приложений: cерверы, СХД, каналы связи, обслуживание оборудования и т.д. Фактически он расширил свою ИТ-команду за счет инженеров сервис-провайдера. 

SaaS для страховки 

Сегодня практически не осталось компаний, которые не включили бы в свои ИТ-стратегии перевод в облака хотя бы части своих информационных систем. 

Для страховых компаний одним из наиболее перспективных облачных сценариев представляется использование модели SaaS («программное обеспечение как услуга»), предоставляющей необходимую в их бизнесе гибкость и масштабируемость. Сегмент InsurTech в России пока рассматривает инновационные технологии в качестве вспомогательной надстройки над бизнес-процессами, а в революционный потенциал digital верят далеко не все игроки сегмента. 

Однако успехи финтех-компаний понемногу меняют картину, и ИТ-решения для страховщиков реализуются все чаще. Один из таких проектов оказался в практике Linxdatacenter, которая помогла компании Virtu Systems, разработчику фронт-офисного ПО для российских страховых компаний, развернуть сегмент метрокластера CommCloud для предоставления облачных сервисов конечным заказчикам. 

Проект состоял в создании катастрофоустойчивого облака на базе решений VMware для обеспечения непрерывной работы критичных приложений. 

Для реализации задачи компания выбрала вариант с развертыванием облачного enterprise-решения на московской площадке Linxdatacenter по модели частного облака. Облако было построено по классической архитектурной модели, предполагающей покупку всего комплекса необходимого «железа» и сетевых компонентов: серверов с организацией физического и логического доступа, СХД, сетевых компонентов, ПО для виртуализации, решений для обеспечения информационной безопасности с учетом требований 152-ФЗ.

Все элементы кластера продублированы на двух площадках, удаленных друг от друга на десятки километров. Между ними настроено зеркалирование данных на уровне системы хранения. Таким образом, данные и сервисы останутся доступными при любых видах отказа на одной из площадок: отключении электропитания, выходе из строя сервера, СХД или канала связи.

Система периодически выполняет самодиагностику для выявления и устранения возникающих в процессе работы ошибок. Метрокластер работает в режиме синхронной репликации. В случае аппаратного сбоя на одной из двух площадок сервис автоматически переключается на другую без остановки работы. 

Метрокластер реализован средствами виртуализации VMware 6.5, сети SAN и DWDM. В сетевой архитектуре данного решения вместо классического стека для сетевых коммутаторов L2 и L3 была задействована технология VRRP (Virtual Router Redundancy Protocol), которая обеспечивает высокий уровень отказоустойчивости и снижает риски человеческого фактора.

Решение полностью построено на компонентах производства Lenovo. В качестве аппаратных вычислительных систем используются 1U-серверы Lenovo ThinkSystem SR630, для хранения данных – массив Lenovo V5030, а для организации сети хранения данных – коммутаторы Lenovo DB610S.

Архитектура не ограничивает развитие решения в перспективе – в будущем систему дополнят почтовый сервер на 500 тыс. ящиков, инструменты анализа данных (BI), а также среда для реализации автоматизированного процесса непрерывной разработки и интеграции новых сервисов (CI/CD).

Таким образом, страховщик может сфокусироваться на продажах и обслуживании существующих клиентов, тогда как Virtu Systems и Linxdatacenter полностью отвечают за поддержание ИТ-компоненты бизнеса.

Миграция в ЦОД: праздничный переезд с бизнес-результатами

Возможности современных ЦОДов весьма широки, но последние достижения в области ИТ-инфраструктуры и цифровых сервисов нужны далеко не всем компаниям. В некоторых случаях простой переезд в дата-центр или развертывание частного облака обеспечивают отсутствие забот о поддержке аппаратной части ИТ-системы компании. Даже этого иногда достаточно для заметного улучшения эффективности бизнеса за счет высвобождения кадровых и финансовых ресурсов.

На определенном этапе своего развития к выводу о необходимости такого переезда пришла одна из самых крупных и исторически первая лизинговая компания России – «Балтийский лизинг», входящая в топ-10 лидеров российского рынка лизинга

Переезд проходил из собственного ЦОДа компании на площадку Linxdatacenter в Санкт-Петербурге. Отметим, что собственный ЦОД компании представлял собой не банальную серверную комнату, но достаточно продуманное с точки зрения инженерного решения помещение с избыточным давлением воздуха, двумя мощными ИБП, двумя независимыми силовыми вводами, а также системой ротации кондиционирования. 

К началу 2019 года объем лизингового портфеля компании составил 51,1 млрд руб., а в филиальную сеть на сегодня входят 73 подразделения. Нагрузка на ИТ-систему вышла на новый уровень, выросли требования к квалификации специалистов, поскольку были внедрены дополнительные системы мониторинга, усложнились процессы поддержки и обслуживания. Комплекс таких задач, как правило, превосходит уровень возможностей даже продвинутого ИТ-отдела финансовой компании.

Проект переезда в Linxdatacenter включал в себя демонтаж всего вычислительного и дискового оборудования, безопасную перевозку оборудования с последующим монтажом в новых серверных стойках в соответствии с подготовленной схемой, прокладку внутренних межстоечных кроссировок, подключение существующих телеком-провайдеров к целевым стойкам, а также построение изолированного отдельного холодного коридора в ЦОДе. Были установлены четыре стойки с подключением 10 линков от шести телеком-провайдеров с услугами от L2-каналов до «темного» волокна.

Сам переезд, процессы демонтажа и монтажа заняли два дня. Далее львиную долю времени проекта заняла настройка работы всех служб и сервисов внутри компании: запуск оборудования, проверка логики коммутации SAN, проверка СХД, LAN-сети и т.д. Все это осуществлялось в период со 2 по 7 января 2018 года – в разгар праздничной недели. Однако уже к 5 января работоспособность всех основных ИТ-сервисов компании была обеспечена на 100%.

Заказчик всего за неделю снял с себя все вопросы, связанные с обслуживанием и мониторингом ИТ- и телеком-оборудования. В результате «экспресс-проекта» по миграции в ЦОД более 1000 пользователей ИТ-системы компании возобновили свою деятельность после каникул, даже не подозревая о масштабах проделанной «за кулисами» работы по оптимизации ИТ-составляющей операций своей организации.

Дмитрий Чуканов, ведущий специалист группы управления проектами, Linxdatacenter
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!