Rambler's Top100
Статьи
27 июля 2020

Алексей Извеков: «Облако – адаптоген для бизнеса»

В условиях неопределенности на рынках на первое место выходит способность компаний адаптироваться к изменениям внешних условий. О том, как облака помогают такой адаптации, – Алексей Извеков, руководитель направления облачных продуктов, МегаФон.

– Как изменили спрос на облачные сервисы события первой половины 2020 года? 

– Режим самоизоляции и переход на удаленную работу привели к всплеску спроса на облачные сервисы. Даже те компании, которые по тем или иным соображениям не смотрели в сторону облаков, были вынуждены к ним обратиться. Для них использование облаков стало антикризисной мерой для срочной организации удаленной работы, оптимизации ИТ-затрат и т.д. Вместе с тем крупные компании отложили ряд стратегических проектов. На первое место вышли проекты с быстрым экономическим эффектом – как говорится, «здесь и сейчас». Таким образом, с одной стороны, выросло количество обращений от новых клиентов, с другой – клиенты, которые уже давно мигрировали в облака, стали более осторожны в выделении средств на крупные проекты.

– Так какой фактор перевесил? Выиграли или проиграли в итоге облачные провайдеры?

– Сейчас мы фиксируем рост. Но остается высокая степень неопределенности экономической ситуации и развития пандемии (как мы видим, в некоторых странах уже начинается вторая волна изоляций), что сильно влияет на принятие решений в каждой компании. Поэтому многие проекты, которые не дадут эффекта в ближайшее время, отложены до стабилизации ситуации, возможно, до конца года.

Важно, что облачные провайдеры оказались в позиции win-win: помогая большому количеству компаний преодолевать кризис, они помогают и себе за счет роста объемов потребления. При этом МегаФон реализовал ряд поддерживающих мер, предоставляя услуги на бесплатной основе как для юридических лиц, так и для физических.

– Базовые инфраструктурные услуги IaaS стали уже типовыми – commodities. В чем основные конкурентные преимущества «МегаФон Облака»?

– Облако МегаФон запустил давно, первые облачные проекты стартовали еще в 2015 году. Но в начале 2020 года мы собрали абсолютно новую платформу, никаких устаревших технологий. Использовали гиперконвергентное решение, последнее поколение процессоров. А большой опыт нашей команды в облаках – в среднем более 10 лет – позволил предложить оптимальное решение с точки зрения цены и качества. Мы не навязываем клиентам самый дорогой вариант, а рекомендуем, для каких задач лучше взять высокопроизводительные процессоры, для каких – типовые. 

Важно и то, что вся платформа построена только на хранилищах SSD. Даже покупая самый простой, недорогой сервис, наши клиенты получают все преимущества SSD, главное из которых – минимальное время отклика. 

МегаФон отличается от большинства облачных провайдеров тем, что предлагает сопутствующие сервисы, например, в области информационной безопасности и сетевых услуг, комплексные сервисы на стыке технологий. Для клиента мы выступаем как one stop shop, где можно купить и облачное решение, и CDN, и сервисы безопасности, например, защиту от DDoS-атак операторского класса, системы DLP, двухфакторной аутентификации и т.д. Один из ярких примеров преимуществ такого подхода – организация информационной системы персональных данных (ИСПДн) согласно требованиям ФЗ-152 на максимальном уровне УЗ-1.

– Сейчас все большим спросом пользуются контейнерные сервисы. В чем вы видите причины их успеха?

– Контейнеры – это рынок, спрос на котором долгое время не был удовлетворен. Компании в России были вынуждены использовать услуги глобальных гиперскейлеров со всеми их преимуществами и особенностями. Поэтому, как только на рынке появились предложения от локальных игроков, произошел резкий рост и появилось ощущение, что контейнеры очень востребованы. Это прекрасная технология, которая имеет свою сферу применения, но она не является замещением классической виртуализации. Целевая аудитория пользователей услуг контейнеризации состоит из разработчиков, большая часть которых ориентирована на западного потребителя. Если взять компании, ориентированные на российских заказчиков, то это довольно узкий рынок. А многие крупные отечественные компании оставляют разработку у себя «на борту». Для таких компаний, ориентирующихся на решения VMware, мы предлагаем платформу CSE (Container Service Extension).

– МегаФон предлагает решение для государственных заказчиков – облачную платформу на базе оборудования отечественных производителей. Насколько уровень этих технических решений сопоставим с уровнем лучших зарубежных продуктов?

– Мы видим тренд на цифровизацию государства и стараемся активно в нем участвовать. У нас уже есть крупные государственные заказчики. Для них используется облачная платформа на базе продуктов отечественных производителей – «железо», ПО, виртуализация. Имеются аттестаты по требованиям ИБ к персональным данным (ФЗ-152) по уровню УЗ-1 и к государственным информационным системам (ГИС) по уровню К1. 

Анализировать зрелость отечественных решений можно в двух плоскостях: функциональность и надежность. Наши государственные заказчики больше заинтересованы в надежности, при этом они более консервативны в части новых технологий, архитектур, функционала. Мы ориентируемся на тот спрос, который формирует госзаказчик. Это максимально простые, но очень надежные сервисы. 

– Искусственный интеллект, машинное обучение, обработка больших данных… Какие из этих технологий уже ушли в облака?

– Для названных технологий облако – это наиболее подходящая платформа. Услуги на основе искусственного интеллекта и анализа больших данных МегаФон давно развивает как отдельные направления бизнеса. В облаке мы сделали упор на машинное обучение и предиктивную аналитику. В частности, предлагаем корреляционный анализ потока событий, который позволяет выявить аномалии и предсказать поведение той или иной системы. Предположим, мы каждую минуту снимаем показания с турбины, как она крутится, какие там вибрации и т.д. Анализируя собранные в течение большого промежутка времени данные, можно предсказать, скажем, что через два месяца она выйдет из строя. Соответственно, надо планировать ее профилактику, замену или снижать нагрузку. Мы только недавно начали запускать подобные сервисы, но уже есть заказчики.

– В каком качестве вы рассматриваете мировых лидеров облачного рынка: они для вас конкуренты или партнеры?

– Гиперскейлеры полноценно в России не представлены – в частности, у них нет своих ЦОДов, на что есть свои политические и экономические причины. К последним можно отнести волатильность российской валюты и относительно небольшую (по мировым меркам) емкость нашего рынка. Поэтому сейчас гиперскейлеры работают с российскими заказчиками в основном через платежных агентов, которые решают финансовые и налоговые вопросы, либо предлагают совместные с локальными провайдерами решения. В таком случае мы рассматриваем их как партнеров для построения гибридных, в том числе мультиклаудных решений. Клиент, который работает в локальном облаке, для некоторых систем или функций может использовать международные облака, например, для получения доступа к определенным экосистемам, но при этом соблюдая все требования российского законодательства, в частности, в сфере персональных данных.

– В России с ее огромной территорией клиенты за Уралом испытывают сложности с качественным доступом к облачным сервисам, базирующимся в европейской части страны. Что вы делаете для изменения ситуации?

– Наше облако базируется в Москве на двух площадках, которые полностью соответствуют требованиям Tier III, включая требования операционной устойчивости (Operational Sustainability). Мы принципиально выбирали именно такие ЦОДы, поскольку для нас очень важно обеспечить максимальный уровень доступности ИТ-систем заказчиков не только на уровне виртуальной инфраструктуры, но и на уровне физической инфраструктуры дата-центров.

Но мы видим спрос и в регионах. И далеко не все клиенты в регионах готовы мириться с высоким пингом. Мы уже провели оценку спроса, имеем на руках данные по всем регионам России и реализуем программу запуска площадок на востоке страны. Первые площадки в Сибири и на Дальнем Востоке должны быть запущены в III–IV кварталах 2020 года. Согласно нашим правилам, все облака будут подключаться по аплинкам 100G с резервированием 2N через федеральную сеть оператора МегаФон.

– Безопасность была и остается главным вопросом при принятии решения о переходе в облако. Как обеспечивается безопасность данных ваших клиентов?

– Мы уделяем особое внимание не только безопасности данных клиентов, но и защищенности их инфраструктуры. Сама облачная платформа имеет несколько рубежей защиты. Помимо этого – наложенные сервисы безопасности: от защиты от DDoS-атак до сертифицированного ФСТЭК МСЭ нового поколения (NGFW) и современного WAF-экрана для защиты веб-ресурсов заказчиков. Что касается безопасности на уровне ПО, то здесь имеются как базовые средства в виде лидирующей на рынке системы антивирусной и антиспам-защиты, так и более продвинутые решения для обеспечения комплексной безопасности – двухфакторная аутентификация (2FA) и дополнительное шифрование массива клиентских данных персональными ключами.

Для предотвращения утечек данных вследствие неправомерных действий используются решения класса DLP – для мониторинга каналов передачи данных в клиентской инфраструктуре либо класса DAM – для мониторинга всех действий с критичными базами данных, будь то логирование стандартных запросов или предотвращение несанкционированных действий с информацией внутри БД.

Для полной уверенности заказчика вместе с облачными услугами предлагается услуга проведения комплексного аудита информационной безопасности его систем – как в облаке, так и на площадках заказчика. Пентест позволяет выявить проблемные места и предложить решения для устранения уязвимостей ИТ-систем заказчика. 

– Как будут развиваться облака в постковидную эпоху?

– К сожалению, мы еще не вступили в постковидную эпоху. Как я уже говорил, очень велика неопределенность, которая влияет на возможности компаний в части капитальных и операционных затрат. Сейчас во главу угла ставится адаптивность – способность компании адаптироваться к внешним изменениям. Это основной фактор для бизнеса, на основе которого строится стратегия управления в кризис. А облака – это отличный адаптоген: можно спокойно масштабировать ИТ-ресурсы и услуги в зависимости от текущей обстановки, управлять расходами, нагрузками, масштабами бизнеса. Возможность такого управления затратами может отказаться критичной для выживаемости компании. Так что спрос на облачные сервисы неизбежно будет расти.
 
       https://cloud.megafon.ru

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!