Rambler's Top100
 
Статьи
Ронда АСЬЕРТО  19 октября 2020

XaaS и ЦОДы

Все больше компаний от модели владения, в которой высоки капитальные затраты, переходят к сервисной модели, переносящей тяжесть расходов на операционные выплаты. Это относится и к различным компонентам ЦОДов, которые в будущем будут чаще потребляться «как сервис».

Тенденция перехода к сервисной модели (XaaS) в настоящее время является в ИТ основной. Она используется для получения как классических инфраструктурных (IaaS) и прикладных (SaaS) услуг, так и новых приложений, предполагающих потребление по модели XaaS «железа» (bare metal), контейнеров, искусственного интеллекта. Поставщики ИТ-услуг привлекают все больше клиентов к сервисному подходу, позволяя им сокращать капитальные затраты (CAPEX), переводя расходы в категорию OPEX, предлагая лучшие продукты и вкладывая значительные средства в повышение безопасности и обеспечение соответствия различным регуляторным требованиям. И все больше организаций готовы доверять таким провайдерам.

Но сервисная тенденция касается не только ИТ: аналогичные процессы наблюдаются и в дата-центрах.

Арендовать, а не строить. Почему?

Хотя стоимость строительства новых ЦОДов понемногу снижается – отчасти из-за использования предсобранных на заводах компонентов с высокой степенью готовности, – корпоративным ЦОДам все чаще приходится конкурировать с более дешевыми вариантами выполнения ИТ-задач, в первую очередь с коммерческими ЦОДами, предлагающими услуги colocation, и облачными провайдерами.

Стоимость редко является главной мотивацией для перехода в облако, тем не менее это фактор существенный. Крупные облачные провайдеры продолжают строить и эксплуатировать огромные ЦОДы, масштабы которых позволяют получить все преимущества пропорционального снижения затрат, а также специальные технологические разработки. Они распределяют свои затраты между большим числом клиентов и, как правило, имеют гораздо более высокие показатели использования ресурсов по сравнению с другими ЦОДами. И, конечно же, они инвестируют в инновационные, передовые ИТ-инструменты, которые могут быть развернуты практически мгновенно. Все это приводит к постоянному совершенствованию ИТ- и инфраструктурных услуг облачных провайдеров. Причем эти услуги дешевле (а часто и лучше), чем те, которые может предоставить корпоративный ЦОД гораздо меньшего масштаба.

Многие организации теперь стали рассматривать владение дата-центром как высокорискованные инвестиции – и делать их готовы далеко не все. Даже когда дешевле «получить ИТ» из собственного локального дата-центра, велики риски его быстрого устаревания, недостаточного использования ресурсов, технического несоответствия меняющимся задачам или неожиданного возникновения технологических или иных проблем – все эти факторы часто заставляют отказаться от создания собственного ЦОДа. Большинство компаний хотят избежать больших капитальных затрат: по данным наших исследований, в 2017 г. общая стоимость владения «средним» (но с возможностью техобслуживания без отключения полезной нагрузки) корпоративным дата-центром мощностью 3 МВт, амортизация которого рассчитана на 15 лет, составляла около $90 млн. Примерно половина этой суммы инвестируется тремя частями в течение первых шести лет – при этом предполагается возведение для ЦОДа отдельного здания и типичное поэтапное развертывание ИТ-систем (рис. 1).

Рис. 1. Стоимость владения типичным корпоративным ЦОДом мощностью 3 МВт при горизонте планирования 15 лет

Подобные вложения влекут за собой значительные риски. Чтобы быть экономически эффективным, такой объект должен эксплуатироваться с высоким уровнем загрузки – однако, как показали наши исследования, прогнозирование востребованности (загрузки) мощностей ЦОДа представляет для предприятий серьезную проблему.

Тем не менее потребность в корпоративных ЦОДах остается значительной, несмотря на имеющиеся привлекательные альтернативы. Многие предприятия с малыми дата-центрами закрывают их и консолидируют ИТ-ресурсы на более крупных, централизованных площадках, а также, насколько это возможно, используют аутсорсинг.

Привлекательность облачной модели будет оказывать все большее влияние на стратегии развития и решения, принимаемые руководством. Все чаще публичное облако становится альтернативным способом обработки рабочих нагрузок – быстрее, дешевле и без необходимости создания дополнительных локальных ИТ-мощностей. Масштабируемость, переносимость, снижение риска, наличие лучших инструментов, высокий уровень отказоустойчивости, ненужность собственной инфраструктуры и меньшие требования к персоналу – вот другие важные драйверы обращения к облачным провайдерам. Инновации и доступ к передовым технологиям, вероятно, будут более значимыми факторами в дальнейшем.

Colocation, включая обратный лизинг

Colocation – это, по сути, «ЦОД как услуга», хотя об этих услугах редко думают подобным образом. Все чаще встречаются примеры, когда корпоративный заказчик продает провайдеру свой ЦОД, а затем арендует его ресурсы, и такая практика будет распространяться.

Все больше компаний привлекают и услуги colocation с обеспечением прямого взаимодействия с ИТ-системами других компаний, размещающих свои системы в том же ЦОДе, – colo interconnection. Более вероятно, что заказчики будут стремиться арендовать ИТ-пространство на том же объекте, что и их облачный провайдер или другой поставщик услуг, что позволит снизить задержку и затраты, а также повысить безопасность получения сторонних сервисов, в частности хранения и аварийного восстановления.

Несмотря на то что все больше корпоративных информационных систем переходят на colocation и управляемые сервисы (в том числе облачные), корпоративные ЦОДы не исчезнут. Опросив более 600 ИТ-менеджеров и менеджеров ЦОДов, эксперты Uptime Institute выяснили, что в 2021 г. около половины всех рабочих нагрузок по-прежнему будут находиться в корпоративных центрах обработки данных, и только 18% – в публичных облаках, в том числе SaaS (рис. 2).

Рис. 2. Доля корпоративных ИТ-задач, выполняемых в различных средах

Другие XaaS-тренды в ЦОДах

Мониторинг и анализ работы ЦОДов – относительно новый пример сервиса XaaS, он появился на рынке в конце 2016 г. Этот облачный сервис, основанный на возможностях обработки больших данных, обеспечивает анализ работы отдельных ЦОДов. Переход на сервисную модель помог оживить рынок управления инфраструктурой ЦОДов, который долгие годы стагнировал по причине того, что соответствующие системы стоили очень дорого и были сложны в развертывании и использовании.

Еще одна область, где модель XaaS имеет хорошие перспективы, – резервирование и генерация электроэнергии. Поставщики уже внедряют различные модели оплаты pay-as-you-go для пользователей своего оборудования. К такому оборудованию относятся, например, арендуемые топливные элементы, принадлежащие поставщику (в частности, Bloom Energy), который взимает плату с клиентов только за генерируемую энергию. Избавляя клиентов от рисков и необходимости капитальных затрат, поставщик может сделать свои решения более привлекательными (хотя ему и придется получать плату за оборудование по мере его использования). Некоторые поставщики предложили даже «ИБП как сервис», но это этот подход имеет пока ограниченный успех.

Альтернативные модели владения могут оказаться востребованными и для другого оборудования систем электропитания ЦОДов, например, для аккумуляторных батарей. Возможность аренды крупномасштабных комплексов аккумуляторов обеспечивает преимущества масштабирования и внедрения технологических инноваций без каких-либо рисков, что особенно важно, если учесть, как быстро появляются очередные инновации.

Также вероятно, что крупные ЦОДы будут использовать услуги энергосервисных компаний по производству, управлению и доставке энергии из возобновляемых источников, входящих в состав электрических микросетей. Мы наблюдаем рост спроса на «зеленую» энергию, на энергетическую безопасность (что обеспечивает возможность использования энергии, производимой вне основной энергосистемы) и заинтересованность в стабильности цен на энергию. Энергосервисные компании могут обеспечить все это для специальных категорий клиентов, которые подписывают долгосрочные соглашения о покупке энергии, но не имеют ни капитала, ни опыта, необходимого для строительства и запуска микросети с возобновляемыми источниками электричества.

Преимущества и ограничения сервисной модели

 Преимущества  Ограничения
  • Снижение рисков за счет исключения капитальных расходов
  • Возможность быстрого внедрения инноваций без существенных капзатрат
  • Снижение риска привязки к конкретному решению
  • Возможность быстрого перехода от одних сервисов к другим (теоретически)
  • Возможность для поставщика распределить свои затраты между множеством клиентов
  • Снижение зависимости от высококвалифицированного персонала
  • Снижение стоимости и сокращение цикла продаж для поставщика
  •  Полный контроль и секретность легче обеспечить в модели «владение»
  • Владелец может иметь льготы по уплате налогов
  • Экономия за счет эффекта масштаба не обязательно учитывает индивидуальные особенности
  • Развитие решения определяется групповыми интересами или задачами поставщика, а не спецификой отдельных клиентов
  • Невозможно гарантировать качество и прозрачность сервисов, а также будущие инвестиции в их развитие
  • Возможны трудности в обеспечении соответствия регуляторным требованиям
  • Некоторые сервис-провайдеры могут иметь изъяны в части безопасности

Источник: Uptime Institute

Из вышеизложенного можно сделать два основных вывода. Спрос на корпоративные центры обработки данных сохранится, но при этом корпоративные заказчики будут все больше использовать облака и услуги colocation. Все больше «элементов» самих ЦОДов будет потребляться по сервисной модели, начиная от мониторинга и анализа работы и заканчивая возобновляемой энергией от близлежащих электрических микросетей.

Ронда Асьерто, вице-президент по исследованиям, Uptime Institute

Публикуется с разрешения Uptime Institute.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!