Rambler's Top100
 
Статьи
02 декабря 2020

ИТ в госсекторе: проверка на прочность

Несмотря на то что из-за пандемии целый ряд запланированных крупных закупок в госсекторе был отложен, немало ведомств сумели осуществить проекты внедрения российского ПО, отмечает Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК ИВК.

– Действительно ли госорганы сократили свои ИТ-затраты в 2020 году?

– Итоги уходящего года нам еще предстоит подвести и проанализировать, но обрисовать общую картину уже можно. Госорганы продолжают идти в авангарде построения цифровой инфраструктуры на российской программно-аппаратной платформе, хотя темпы работ снизились. Причина, на мой взгляд, заключается не в сокращении бюджетов. Они были в основном сформированы и утверждены до эпидемии, конце 2019-го – начале 2020 года. Сложности возникли с освоением выделенных средств. Две волны пандемии создали беспрецедентную чрезвычайную ситуацию, которая отсрочила планировавшиеся крупные закупки в госсекторе. Однако немало ведомств сумели организовать работу так, чтобы исполнить взятые на себя обязательства по внедрению российского ПО. В частности, в текущем году партнеры ИВК оснастили сертифицированной ОС «Альт 8 СП» цифровую инфраструктуру госорганов Москвы, Самарской, Новосибирской и Ростовской областей, Ставропольского и Хабаровского краев. Ряд ведомств реализовал пилотные проекты тестирования новой разработки ИВК – комплексного решения для организации дистанционного рабочего места с высоким уровнем защиты.

Пандемия потребовала от госсектора незапланированных расходов на организацию дистанционных рабочих мест. Ведомствам пришлось срочно перераспределить бюджет и выделить средства на приобретение решений, которые позволяют обеспечить сотрудникам безопасный доступ с домашних компьютеров к корпоративным информационным ресурсам. Как следствие, возникла разница между плановыми и фактическими объемами ИТ-бюджетов, некоторые запланированные проекты внедрения российского системного и прикладного ПО были отложены. Соответственно, пришлось скорректировать также сроки и бюджеты проектов интеграции приобретаемого софта в существующую ИТ-инфраструктуру.

Хотя наши заказчики не отказывались от запланированных проектов, но работы по ряду контрактов были отсрочены или приостановлены. Сейчас мы совместно с заказчиками прорабатываем планы сотрудничества на следующий год, чтобы наверстать упущенное.

– Какие проекты, напротив, получили толчок к развитию?

– Прежде всего, это проекты, связанные с организацией дистанционной работы сотрудников. В начале первой волны пандемии цифровая инфраструктура госведомств с трудом справлялась с резко возросшей нагрузкой, возникли проблемы с предоставлением персоналу, работающему на «удаленке», защищенного доступа к корпоративным ресурсам. Организациям необходимо было в сжатые сроки расширить «границы» офиса до фактических удаленных рабочих мест сотрудников. Пришлось пересмотреть модели угроз ИБ и приобрести решения, обеспечивающие безопасную удаленную идентификацию и авторизацию, работу по защищенным каналам связи, шифрование данных, исключить утечку данных с удаленных компьютеров. В плане информационной безопасности личные компьютеры сотрудников являются неким «черным ящиком», поскольку специалисты по ИБ не могут составить четкого представления об изначальной защищенности каждого компьютера и способах его эксплуатации. Поэтому корпоративную политику безопасности реализовать на домашнем компьютере крайне сложно. 

– Какие ИТ-решения могут способствовать снижению издержек на осуществление госфункций?

– Снижению издержек способствует применение российского системного и прикладного ПО. Если говорить о текущих расходах, то ведомства серьезно экономят на приобретении программных продуктов, поскольку отечественный софт дешевле импортных решений с аналогичной функциональностью. В среднесрочной перспективе возникает экономия на эксплуатационных затратах. Стоимость услуг техподдержки российского ПО также ниже, чем импортного. При этом сервисные компании обеспечивают высокий уровень ее качества. Важно, что заказчикам доступна вендорская техподдержка. Любая крупная организация сталкивалась с тем, что зарубежные вендоры удовлетворяют далеко не все запросы на доработку функционала программного продукта, мотивируя отказ «нецелесообразностью» работ. Отечественные разработчики учитывают пожелания российских заказчиков, дорабатывая продукты в соответствии с их нуждами. Это позволяет рационально и экономно выстраивать сквозные деловые процессы, для реализации которых требуется применение тех или иных программных продуктов.

И, наконец, в долгосрочной перспективе применение отечественного ПО с длительным жизненным циклом гарантирует создание ИТ-инфраструктуры, лишенной санкционной зависимости. Заказчик не столкнется с отказом в приобретении, обновлении или эксплуатации уже используемого продукта по политическим мотивам. Это исключает угрозу внезапной остановки работы /ИТ-инфраструктуры, которая может вызвать коллапс деятельности целого ведомства. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!