Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2021
23 сентября 2021

«Время нам благоволит»

Компания IXcellerate, входящая в топ-3 коммерческих ЦОДов в России, в июле 2021 г. объявила о назначении нового генерального директора. Им стал Андрей Аксенов, с которым мы беседуем о ситуации на рынке и планах развития компании.

– Андрей, вы новый человек в индустрии ЦОДов. Каковы первые впечатления от этого рынка? Как оцениваете темпы его роста?

– Первые впечатления положительные. Сегодня сложился явный дисбаланс в пользу поставщиков услуг: спрос существенно превышает предложение. Это шлейф начала пандемийного периода, когда многие бизнесы перешли в онлайн, а операторы ЦОДов не успели подготовить свои мощности. Предполагаем, что в конце текущего года и в следующем году рынок будет расти еще быстрее.

Мы, как и ряд других игроков, сейчас активно строим новые площадки. Через год-полтора спрос и предложение должны уравняться. Но и тогда, став более сбалансированным, рынок продолжит динамично развиваться.

Важно, что в России на высшем уровне принята национальная программа цифровизации, видны реальные действия. Цифровизация стала мейнстримом развития российской экономики. И мы, предоставляя инфраструктуру, являемся для наших клиентов важным элементом цифровизации.

– Рост спроса на услуги коммерческих ЦОДов очевиден. В чем вы видите основные причины? Какие группы компаний сейчас наиболее активно пользуются коммерческими ЦОДами? 

– Как я уже сказал, за последние полтора года многие компании, в том числе крупные и средние, перенесли бизнес в онлайн. У них возросла потребность в облачных сервисах, а у их поставщиков – потребность в инфраструктуре для развертывания своих платформ. Мы являемся инфраструктурным фундаментом этой цепочки.

Отмечу среди наших клиентов ряд гиперскейлеров, в первую очередь зарубежных, которые продолжают активно развивать облачные и прочие услуги. Кроме того, видим растущий спрос со стороны провайдеров игровых сервисов, которые все чаще запрашивают высоконагруженные стойки для своих облачных приложений.

Также мы фиксируем высокий спрос со стороны банков. Здесь выделю сегмент систем с искусственным интеллектом. Голосовые помощники, которые используются в чат-ботах, становятся все более интеллектуальными, и для их работы требуется все больше производительных серверов. Все, что связано с искусственным интеллектом, требует высокопроизводительных вычислений – ведь робот должен отвечать так же быстро, как и человек, без задержки. Это требует больших ресурсов.

Потребность в услугах коммерческих ЦОДов велика. Многие наши крупные клиенты не только ждут, когда мы введем в строй новые мощности на юге Москвы, но и хотят расширить свое присутствие в нашем северном кампусе.

– У IXcellerate амбициозная стратегия – в ближайшие годы компания намерена завоевать 25% российского рынка коммерческих ЦОДов. Когда ожидать ввода в строй новых площадок?

– Сегодня идет активное строительство южного кампуса. В ближайшие шесть месяцев введем в строй порядка 1200 стойко-мест, 12 МВт ИТ-мощности. На севере столицы мы начинаем строительство модульного ЦОДа на 500 стоек. Таковы планы на ближайшие полгода.

Если смотреть на следующий год, то мы должны ввести вторую очередь дата-центра MOS5 на юге Москвы. Это 1200–1500 стоек. На территории северного кампуса начнется строительство дата-центра MOS3, в котором до конца 2022 г. будут запущены не менее 1000 стоек.

– Предполагает ли стратегия компании покупку других ЦОДов?

– В верхнеуровневой стратегии IXcellerate направление M&A выделено в отдельный блок. Но в ближайшие месяцы мы будем концентрироваться на органическом росте. Акционеры купили большую площадку на юге столицы – территорию бывшего завода «Эфес» площадью 400 га с возможностью ввода более 20 тыс. стоек (наш южный кампус). Работы хватает.

Приобретение активов у нас имеет более низкий приоритет. Деньги на М&A зарезервированы, однако мы будем обсуждать конкретные сделки, только если поймем, что они действительно нам выгодны, что окупаемость хорошая. Но концентрироваться исключительно на неорганическом росте мы точно не будем. 

– Каковы планы в отношении выхода в регионы, страны СНГ? 

– Мы присматриваемся к региональному рынку, но конкретных шагов можно ожидать в течение одного-двух лет. Сейчас просчитываем разные тактики. Куда идти: сначала в Питер и дальше на восток или сразу начать с восточных регионов страны. Как идти: путем покупки существующих ЦОДов или строить новые площадки самим. Пока определяемся, но не исключаю выхода в несколько крупных городов России.

Большая часть спроса сосредоточена в Москве, которая была, есть и будет огромным цифровым хабом. Мы не ожидаем, что, скажем, через пять лет доля Москвы на рынке коммерческих ЦОДов радикально снизится. Да и в тех случаях, когда на наш рынок выходят зарубежные игроки, они тоже идут в Москву или через Москву. 

Иногда нам поступают предложения о сотрудничестве из стран СНГ, и мы изучаем их очень тщательно. Нам не нужна экспансия только для того, чтобы галочку поставить. Сейчас основной рынок для нас – Москва, второй приоритет – регионы РФ и потом, возможно, в будущем – рынки СНГ.

– С какими внешними трудностями вы сталкиваетесь в развитии вашей сети ЦОДов?

– Повторюсь, рынок сейчас на стороне ЦОДов. Но когда нужно быстро ввести в строй большое количество стоек, длительные сроки различных согласований при строительстве тормозят процесс. На них уходит по несколько месяцев.

Другое узкое место – доступность электроэнергии. Для своих площадок мы этот вопрос решили. Но если смотреть на рынок в целом, то многое зависит от того, где строится ЦОД, насколько далеко от генерирующих мощностей и распределительных узлов. Это может сильно влиять на экономику проекта. 

Но настрой на цифровизацию в России позитивный, решения по цифровизации каскадируются вниз, в коммерческий сегмент. Время нам благоволит.

– IXcellerate традиционно работает по модели colocation. Есть ли планы по расширению пакета услуг, или вы сохраните приверженность избранной модели?

– Мы с акционерами это обсуждали. И пришли к выводу, что colocation будет оставаться нашей ключевой услугой. Потому что здесь есть большой нереализованный спрос. Возможно, через год-полтора мы увидим, что стратегию надо модифицировать. Но пока такой вопрос на повестке дня не стоит. Основная задача сегодня – строить, подключать, обеспечивать резервирование, т.е.  быть надежной инфраструктурой для наших клиентов, в том числе облачных провайдеров.

У нас есть еще одно направление бизнеса – собственная пиринговая платформа (Eurasia Peering). Ее мы тоже будем активно развивать. На зарубежном рынке ЦОДы часто имеют такие платформы, на российском это не так. Среди крупнейших коммерческих ЦОДов пиринговой платформой подобного размера владеем только мы. 

Наличие такой платформы – наше серьезное преимущество, в том числе с точки зрения минимизации задержки и оптимизации маршрутов передачи трафика. Мы не ставим задачу конкурировать с MSK-IX, скорее, придерживаемся стратегии dual peering, обеспечивая хорошую связность с MSK-IX.

При этом мы позиционируем себя как нейтральную площадку: не являемся оператором связи, не связаны ни с каким телеком-провайдером, поэтому наши клиенты могут пользоваться услугами любого из них. И сочетание нейтральности и максимальной связности очень важно.

– Сейчас в России реализуются несколько проектов Tier IV. Значит, есть спрос на более надежные отказоустойчивые решения? Как вы реагируете на эту тенденцию?

– В первую очередь мы озабочены реальной доступностью (uptime) наших сервисов. С 2013 г., по сути за восемь лет эксплуатации ЦОДа, не было ни единого сбоя, предоставление сервисов не прерывалось ни на секунду. Сертификат – это скорее признание качества сервиса, инфраструктуры сторонним институтом. Мы работаем и в этом направлении, но основной фокус – не на сертификации, а на качестве услуги.

Мы не стремимся получить сертификат Tier IV, поскольку сегодня в России это больше похоже на маркетинговый ход. Наших клиентов вполне удовлетворяет наличие сертификата Tier III, и мы продолжим сертификацию своих объектов по этому уровню Uptime Institute. Хотя, возможно, при реализации следующих очередей наших ЦОДов обратим внимание на Tier IV. Но это не самоцель. Наша задача – 100%-ная фактическая доступность и соблюдение SLA.

С открытием южного кампуса мы обеспечим связность между двумя площадками, и у клиентов появится возможность резервировать свои системы на уровне ЦОДов: установить часть стоек в один кампус, часть – в другой, организовать реплицирование данных. Расстояние между площадками около 30 км, поэтому такая схема обеспечит катастрофоустойчивость.

– Какой вы видите IXcellerate через пять лет?

– Как вы сами упомянули, мы намерены в ближайшее время захватить четверть рынка. Но все же концентрируемся не столько на достижении каких-либо количественных показателей, сколько на том, чтобы максимально удовлетворять потребности наших клиентов. С нами работают топовые бренды из ИТ, банковской и других отраслей. И мы ощущаем свою ответственность за их развитие. Наша миссия – быть их спутником и надежной цифровой инфраструктурой.

Более того, мы хотим помогать цифровому развитию России в целом, внедрению искусственного интеллекта, построению «умных» городов. Как бы пафосно это ни звучало, но мы действительно хотим вместе со страной идти в новую цифровую эру.

Беседовал Александр Барсков
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!