Rambler's Top100
 
Статьи
Алексей ИЗМАЙЛОВ  10 декабря 2021

Ферма в смартфоне

Многие операции, которые раньше выполнялись человеком, сегодня берет на себя машина, причем при правильных настройках она справляется гораздо точнее и качественнее. Пульт управления современной фермой теперь находится в смартфоне.

Курс на цифру

Цифровизация – это естественный путь развития сельского хозяйства. Это актуальный тренд, и, если некоторые хозяйства пока за ним не успевают, они все равно рано или поздно к нему придут: уже сейчас без цифровых решений крайне сложно конкурировать на рынке, а в ближайшем будущем, пожалуй, и вовсе станет невозможно. Решения точного земледелия превращаются в базовую опцию для сельхозтехники, многие клиенты ожидают их по умолчанию и смотрят на дилера с удивлением, если машины предлагаются без них. 

Сегодня уровень цифровизации можно оценить как удовлетворительный – для сельхозпроизводителей разработано много решений. Эти решения можно разбить на две большие группы. Первая охватывает агрономию, а вторая предназначена для мониторинга техники. Каждую из них, в свою очередь, также можно разделить на две подгруппы. Среди агрономических решений одни предназначены для мониторинга текущей работы, а другие – для анализа предыдущей и планирования новой. Решения для мониторинга техники делятся на инструменты контроля, которые позволяют оптимизировать работу машины и сократить расход топлива, смазочных материалов и т.п., и на инструменты, которые минимизируют влияние человеческого фактора: в идеале оператор настраивает систему, а потом не принимает решений, поскольку за него все делает машина. 

Преодолевая препятствия

Несмотря на то что цифровые решения используются в сельском хозяйстве все шире, существует ряд препятствий на пути их внедрения – от непонимания, как они работают, до неуверенности в завтрашнем дне, которая обуславливает нежелание инвестировать. И то и другое характерно для некоторых руководителей и владельцев агропредприятий. Еще одна распространенная ошибка – думать, что цифровые решения сродни панацее: достаточно их внедрить и все будет работать само по себе. 

Опасения относительно инвестиций связаны с представлением, что цифровизация – это полная перестройка всего хозяйства. В этом случае стартовые вложения, конечно, будут велики. Но вовсе необязательно и даже не рекомендуется действовать именно так. Оптимальный путь – поэтапное внедрение. Начать можно и с одного трактора, если речь идет о небольшом хозяйстве. На агропредприятиях покрупнее можно внедрять цифровизацию по сегментам – сначала, например, уборочную технику, потом тракторы, потом технику для внесения и т.д. При этом клиент не остается один на один с новым оборудованием – дилеры, которые обладают высокой квалификацией, проводят с ним обучение, помогают внедрять технологии, оказывают постоянную поддержку как в дистанционном, так и в очном формате.
 
Важно понимать, что инновации при их грамотном использовании сразу дают эффект. То есть даже один-единственный современный трактор уже способствует росту прибыли и, как следствие, упрощает дальнейшее внедрение новых технологий. А попытки внедрить «все и сразу» могут привести к необоснованному разочарованию. Можно провести аналогию с почвообработкой. В советское время пахота была основным методом, а когда поднялся «железный занавес», аграрии познакомились с безотвальной технологией и начали массово на нее переходить, полностью отказываясь от плугов, но не используя агрохимические препараты в должном объеме. Поэтому они часто терпели неудачи, поскольку технологии так не работают: нужно смотреть, изучать, а потом внедрять. Если же действовать наскоком, не учтя важные аспекты, то ожидания не совпадут с реальностью. 

Что касается исполнителей на местах, то им нередко мешает инертность мышления и нежелание перестраиваться. Операторы, которые привыкли работать по старинке, нередко сопротивляются новому. Из этой же области ситуации, когда такому оператору дают оцифрованную машину, но не объясняют, что, зачем и почему. В результате может случиться так, что техника внесет удаленно заданную норму семян или удобрений и при этом в бункере останется расходный материал, а оператор, не понимая сути процессов, еще раз проедет и разбросает его по полю, сведя всю «умную» работу на нет. 

Нужно ли ехать в поле?

«Ферма в смартфоне» звучит, конечно, красиво, но это не значит, что цифровые решения отменяют необходимость выходить в поле. Одни задачи действительно можно выполнять удаленно, другие же требуют личного присутствия. Удаленная работа в первую очередь касается анализа и составления рекомендаций по эксплуатации техники, но исполнение полученных рекомендаций, калибровка и настройка машин проводятся непосредственно в поле оператором, инженером или агрономом. 

При настройке оператор может получить помощь сервисного специалиста – он подключается удаленно к машине, видит монитор, но не может ничего нажать. Он дает оператору указания, и уже тот их исполняет. Проще говоря, в таких ситуациях инженер – это «голова», а оператор – это «руки». Еще один вариант – передать настройки на машину по каналу связи, но опять же оператор их должен подтвердить. 

Кроме того, помимо электронной настройки, существует еще и физическая – скажем, удаленно перекинуть ремень с одного шкива на другой не получится. Или если машина сигнализирует, что забился семяпровод, то сама себя она не очистит: оператор должен выйти из кабины и устранить проблему. То есть удаленно задаются точные настройки, но фундамент для работ закладывает оператор. Но и тут оператор не остается с машиной один на один, приложение Equipment+ поможет настроить технику в соответствии с конкретной задачей.

Приложения на любой случай

Для аграриев разработаны самые разные приложения – одни могут использоваться только на технике того же самого производителя, другие подходят для любых машин. Например, существуют решения, приближенные к той самой «ферме в смартфоне». Они предназначены для разносторонней оптимизации хозяйства любого размера и позволяют получать информацию о машинах, узнавать, где они находятся и готовы ли к работе, покажут историю ее расположения, уровень топлива и многое другое. С их помощью также можно планировать новые акции, анализировать задокументированные полевые работы и др. По сути, благодаря таким приложениям до 90% настроек можно проводить удаленно. 
 
Помимо таких приложений, существуют телематические инструменты, которые помогают повысить эффективность, оптимизируют рабочее время и минимизируют простой машин. Они позволяют визуализировать и сравнивать данные производительности машин по всему парку техники. Данные поступают в режиме реального времени, при этом из любой точки в любое время можно увидеть расположение машин онлайн, удаленно провести диагностику, и это далеко не полный список опций. 

Резюмируя, можно сказать, что интерес к цифровым решениям велик. Многие клиенты на основе данных, аккумулируемых с их машин в облачном сервере, разрабатывают собственные инструменты. При этом заметна тенденция к оптимизации существующих приложений и расширению их функционала: на смену разрозненным решениям, выполняющим отдельные функции, приходят мощные универсальный инструменты. Словом, курс на цифровизацию взят, и сегодня есть все возможности, чтобы сделать ферму интеллектуальной и полноценно управлять ею с помощью обычного смартфона.

Алексей Измайлов, специалист по технической поддержке, John Deere
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!