Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 1 2022
Александр СТОЛЯРОВ  03 февраля 2022

Эксабайты данных и всевластие мессенджеров: тренды и новые вызовы для телекома

Телеком-рынок РФ почти восстановился после пандемии. Однако, несмотря на успехи, перед телекоммуникационными компаниями по-прежнему стоят серьезные проблемы – от стремительного роста трафика до всевозможных хакерских атак, в том числе DDoS и BGP-Hijacking.

Российский рынок телекоммуникаций справился с вызовами пандемии, которая привела к падению доходов от высокомаржинальных услуг международного роуминга, карантинным ограничениям на работу розничных точек и потере трафика трудовых мигрантов. В целом, по оценкам АКРА, в 2020 г. объем российского телеком-рынка вырос на 2% год к году, достигнув 1,79 трлн руб. При этом динамика бизнеса крупнейших операторов оказалась разнонаправленной: выручка «Мегафона» и «Вымпелкома» снизилась на 4,8 и 5,5%, в то время как выручка МТС и «Ростелекома» (включая «Теle 2 Россия») увеличилась на 5,2 и 15% соответственно. Данных по 2021 г. пока нет, но, как ожидает ряд аналитиков, этот год может оказаться еще более позитивным. В частности, МТС сообщила о росте выручки за III квартал 2021 г. на 8,2%, а «Мегафон» – на 6,2%.

Тем не менее перед отраслью стоят серьезные проблемы, причем некоторые характерны не только для России, но и для мира в целом. От того, как компании сумеют их преодолеть, зависит, какой отрасль станет через пять-семь лет.

Вызовы для телекома ближайших лет

Данные порождают данные

Один из ключевых вызовов для телекома в ближайшие годы – стремительный рост трафика. По данным компании Ericsson, за прошедшее десятилетие объем передаваемых по мобильным сетям данных вырос в 300 раз. Мировой трафик с учетом фиксированного беспроводного доступа, по состоянию за на III квартал 2021 г., составлял 78 эксабайт в месяц. Уже через шесть лет, в 2027 г., его объем может вырасти до 370 эксабайт. Это обусловлено тем, что люди стали чаще заходить в интернет со смартфонов. Так, в Рунете, по оценкам аналитиков SlickJump, доля мобильного трафика в середине 2020 г. составляла 81% (рис. 1), а по итогам 2021 г. достигла 83%.
 
Источник: SlickJump, 2020
Рис. 1. Соотношение трафика с мобильных и стационарных устройств

Свой вклад в увеличение мобильного трафика в ближайшем будущем, ожидается, внесет интернет вещей. Широко используемой эта технология, по прогнозам экспертов, станет уже совсем скоро.

Телеком-компаниям придется адаптироваться к новым условиям. Однако смогут ли они это сделать сразу – вопрос открытый. Вполне может оказаться, что мощностей операторов в крупных городах для обработки возросших объемов данных будет не хватать. По мнению аналитиков агентства Content Review, уже в 2023 г. скорость передачи данных в мобильных сетях может по этой причине снизиться. 

Логичное решение проблемы – развертывание сетей 5G. Для связи нового поколения в нашей стране в качестве перспективного определен диапазон 4,8–4,99 ГГц, а в декабре 2021 г. ГКРЧ приняла решение добавить для тестирования отдельные полосы диапазона 4,4–4,8 ГГц. Использование частот более высоких, чем считающиеся классическими 3,4–3,5 ГГц, потребует установки значительно большего количества базовых стаций для обеспечения покрытия и усложнит роуминг с зарубежными сетями. Но в настоящее время выделение частот для 5G в диапазоне 3,4–3,8 ГГц в России не обсуждается. 

Помимо этого, для внедрения 5G должно использоваться отечественное оборудование, которое пока не готово. Однако «Ростех» и «Ростелеком», разработавшие дорожную карту развития 5G, прогнозируют, что уже к 2030 г. к этим сетям подключится 50 млн российских абонентов.

Тесные ЦОДы

При появлении 5G решится проблема передачи данных, однако не их хранения. Объем передаваемой операторами информации вырастет в разы. Для ее хранения потребуется больше центров обработки данных.

Между тем после пандемии дефицит доступных в них серверных стоек только возрос. С начала карантина спрос на ИТ-ресурсы значительно увеличился, новые же площадки на рынке дата-центров появлялись намного медленнее. Для создания ЦОДа нужны достаточные электрические мощности и подведенные коммуникации. Число подходящих площадок в Москве и Санкт-Петербурге, где спрос на ЦОДы самый высокий, ограничено. Впрочем, в силу распределенности сетей связи дата-центры для обработки сетевого трафика не обязательно должны располагаться в столицах. Очевидно одно: операторам придется существенно увеличить объем инвестиций в развитие своей вычислительной инфраструктуры.

Кроме того, уже сейчас операторы становятся заметными игроками на рынке коммерческих ЦОДов. Так, по данным iKS-Consulting за 2020 г., группа компаний «Ростелеком-ЦОД», принадлежащая «Ростелекому», стала безусловным лидером по числу введенных в эксплуатацию стойко-мест. Компания МТС заняла в этом рейтинге пятое место. 

Хакеры против телекома

Еще одна серьезная проблема для телекома – рост числа и сложности хакерских атак. По данным отчета Hi-Tech Trends 2020–2021, подготовленного компанией Group-IB, телеком-сектор привлекателен для разных прогосударственных хакерских группировок. За последние два года, по данным компании, к телекоммуникационному сектору проявили интерес шесть связанных со спецслужбами хакерских групп (рис. 2). Их цель – совершение диверсий и кибершпионаж.
Источник: Group IB
Рис. 2. Хакерские группировки, связанные со спецслужбами, атаковавшие в разные годы телеком-сектор

В первую очередь угрозу для телеком-компаний представляют банальные DDoS-атаки. Два года назад, в 2020 г., подобная атака в Иране против двух мобильных операторов оставила жителей этой страны без интернета и мобильной связи на 7 ч. Иран обвинил в инциденте США. Учитывая усиление геополитической напряженности во всем мире, можно ожидать, что такие атаки в будущем станут проводиться чаще.

Другая серьезная проблема для телеком-сферы – BGP-Hijacking (незаконный захват групп IP-адресов). Эти атаки позволяют украсть данные банковских карт и другую личную информацию. BGP (Border Gateway Protocol) – протокол маршрутизации в интернете – позволяет формировать маршруты для передачи трафика с одного IP-адреса на другой. Инциденты со взломом BGP в мире уже были. Один из них произошел еще в 2014 г., тогда специалисты Dell выявили 22 хакерские атаки на BGP-маршрутизаторы. Хакерам удалось взломать аккаунт сотрудника одной канадской телеком-компании и украсть криптовалюту из майнинговых пулов на $83 тыс.

Еще одна угроза, которая встречается все чаще, – так называемая DNS-атака. В этом случае пользователь перенаправляется на фальшивые страницы в Сети. В результате этих атак хакеры похищают личные данные людей, а жертвы могут даже не догадываться об утечке. Из-за DNS-атак, согласно отчету компании EfficientIP за 2019 г., мировые правительства ежегодно теряют $7 млн. Телеком-компании стали одной из излюбленных мишеней подобных нападений. Успешные DNS-атаки приводят к простою приложений компаний и облачных серверов, нанося таким образом значительный финансовый урон.

Кроме того, сфера телекома является благоприятной средой для применения различных шпионских программ. Киберпреступники уже сегодня могут перехватывать SMS и разговоры пользователей, и дальше масштаб этой угрозы только увеличится. Перехват можно осуществлять с помощью специального ноутбука с антенной, способного принимать и декодировать GSM-трафик, или с помощью поддельной базовой станции. Она становится мостом между абонентом и реальной базовой станцией оператора. Фальшивые базовые станции ловят сигнал от всех сотовых телефонов, находящихся в зоне их действия. Запись разговоров и SMS происходит в режиме реального времени. Защититься от подобного перехвата данных можно с помощью специальных антишпионских программ (к примеру, Eagle Security). Эти программы умеют распознавать сигналы от фальшивых базовых станций. Правда, пользователи редко их устанавливают.
 
Источник: Pixabay

И, наконец, еще одна серьезная киберугроза для телекома, которая распространилась в последние несколько лет, – это подмена номеров при вызове. При любом звонке абонента по мобильному для его идентификации используются два параметра. Первый – идентификатор номера для биллинга – АNI, второй – Caller ID. Подменить второй может каждый человек, у которого есть доступ к телефонной линии через протоколы интернет-телефонии. Для подмены номера у провайдера заказывается услуга SIP-телефонии с возможностью редактировать параметры голосовых вызовов. Таким приемом в России до недавнего времени часто пользовались мошенники, выдавая себя за представителей банков или силовых структур. В декабре 2021 г. принят закон, устанавливающий для операторов связи административную ответственность за пропуск подменных номеров. 

Что противопоставить мессенджерам?

Спрос на мобильную телефонию в ближайшее время продолжит снижаться. Пандемия, конечно, способствовала временному росту продолжительности разговоров по мобильным телефонам – за I квартал 2020 г. россияне проговорили 111,5 млрд мин. Это на 3 млрд мин больше, чем за аналогичный период годом ранее, следует из отчета Минкомсвязи (ныне – Минцифры России). Однако рост будет, скорее всего, кратковременным. Причина уменьшения голосового трафика – увеличивающаяся популярность мессенджеров и соцсетей, пользователи предпочитают бесплатно общаться через них. 

Падение голосового трафика ведет к снижению прибыли телеком-компаний. Эти потери придется компенсировать с помощью развития разных дополнительных цифровых сервисов, которые можно монетизировать. Ведущие операторы уже активно этим занимаются. Так, «Мегафон» недавно запустил мультиподписку, куда вошли видеосервисы ivi, Start и сервис электронных книг MyBook, а также музыкальный сервис «СберЗвук». МТС развивает электронную библиотеку книг «МТС Библиотеку», музыкальный сервис «МТС Music». В дальнейшем таких сервисов станет еще больше.

Развивая собственные цифровые сервисы, операторы связи постепенно превращаются в маркетплейсы. Уже сегодня абоненты могут купить через операторов антивирусы, оплачивать покупки в App Store и iTunes Store. Например, у «Ростелекома» можно купить антивирус, причем оператор предлагает выбор из уже существующих решений: Kaspersky Internet Security, ESET NOD32, Dr Web. Tele2 активно продвигает свой игровой сервис CyberHero. В его рамках проводятся киберспортивные турниры. Операторы в ближайшем будущем, возможно, станут цифровой витриной, подобно Google Play или Apple Store, предлагая клиентам услуги партнеров. Выручку от новых продуктов операторы будут делить с разработчиками. Таким образом телеком-компании расширят поле своей деятельности, а разработчики сервисов получат доступ к обширной клиентской базе.

Другая возможность – покупка операторами уже готовых сервисов. Так, МТС еще в 2018 г. приобрела онлайн-сервис продажи билетов Ticketland и киберспортивный клуб Gambit Esports. В 2022 г. на рынке телекома стоит ожидать новых похожих сделок.
Однако вывести новый цифровой продукт на рынок бывает непросто и слишком дорого из-за высокой конкуренции. Решением проблемы может стать интеграция с крупными игроками других рынков. По этому пути уже пошла Tele2, предложившая абонентам бонусные программы в сервисе такси Gett. 

Возможности для телекома – 2022

5G вместе с метавселенной

Развертывание сотовых сетей пятого поколения в России потребует вложения более 208 млрд руб. Такие данные содержатся в дорожной карте развития 5G, разработанной «Ростехом» и «Ростелекомом». Пока в нашей стране нет ни одной коммерческой сети пятого поколения, а к 2024 г. подключиться к ним сможет лишь малая часть россиян. В Минцифры России отмечают, что к этому году 5G появится в основном в городах-миллионниках. 
Между тем 5G может буквально преобразить весь рынок российского телекома. Эта технология будет способствовать появлению новых цифровых услуг, которые позволят компенсировать падающие доходы операторов из-за уменьшения голосового трафика.

В первую очередь 5G даст дополнительный толчок развитию интернета вещей (IoT), которое сегодня тормозится недостаточной сетевой емкостью. По оценке IDC, в период 2021-2025 гг. рынок IoT в России будет увеличиваться в среднем на 16,8% в год и к в 2025 г. достигнет $8,57 млрд. Рост рынка ускорится благодаря цифровым инициативам компаний из разных отраслей. В частности, в 2020 г. самые большие вложения технологии IoT сделали производственные и добывающие предприятия, а также транспортные и инфраструктурные компании, в том числе из сферы коммуникаций и коммунального хозяйства. 

5G будет способствовать становлению следующего этапа развития технологии интернета вещей – интернета всего. IoT-устройства смогут подключаться одновременно к компьютерам, смартфонам, платежным терминалам, объединяя целые города одной сетью. Это приведет к росту влияния сотовых операторов, без них эта система не сможет работать. Кроме того, именно сотовые операторы будут хранить весь массив данных, передающихся через «умную» сеть.

5G послужит катализатором развития и других технологий, например, метавселенных. Метавселенная – это некий цифровой мир, в котором пользователи взаимодействуют друг с другом с помощью цифровых аватаров. Операторы связи также смогут принять участие в подобных проектах, расширяя на этой платформе свои цифровые сервисы или просто включая выход в метавселенную в тот или иной тариф. Пользователи, купившие его, получат более качественную связь с метасервисами.
Пока все это выглядит фантастикой. Но нельзя исключать, что уже в 2022 г. появятся первые разработки в данных областях.

Ячейки безопасности

Решить проблемы уязвимости сетей операторов окончательно вряд ли когда-либо удастся. Однако повысить их надежность можно. Для этого в ближайшее время операторы связи будут строить сетки кибербезопасности (cybersecurity mesh). По оценкам Gartner, компании, внедряющие эти сетки, смогут к 2024 г. сократить потери от отдельных киберинцидентов на 90%. Такие методы защиты могут стать особенно эффективными при распространении интернета вещей.
Источник: Pixabay

В основе подобной системы безопасности лежит принцип ячеек. Вместо создания глобального периметра безопасности вокруг всех устройств защита будет строиться вокруг каждой точки, каждого узла в отдельности, и каждая составляющая окажется в локальном периметре безопасности. Уязвимости станет легче контролировать и устранять.

Другим трендом в области кибербезопасности среди операторов связи станет развитие eSIM (embedded SIM, встроенная SIM-карта). За рубежом eSIM используется в качестве дополнения к обычным SIM-картам. Но скоро она может стать в смартфоне единственной. Подключить тариф с eSIM можно уже у многих операторов: AT&T, T-Mobile, Verizon, Truphone, EE, O2 и Vodafone. В России первой предложила тарифы для eSIM компания Tele 2.

Преимущество eSIM – ее более высокая безопасность. При краже смартфона его можно оперативнее заблокировать, а мобильный номер сразу же активировать на другом устройстве. В России новая технология будет активно внедряться уже в 2022 г., однако массового перехода на нее ждать пока не стоит. 

Наблюдая за облаками

Расходы на облачные сервисы у российских компаний в 2022 г. продолжат расти. По данным Accenture, до 2024 г. ожидаемый рост затрат на облака на российском рынке в среднем составит 5,3%.

Для компаний из сферы телекома облака – возможность справиться с все возрастающим объемом данных. Уже сейчас активно развиваются облачные дата-центры, более гибкие, чем классические. Аналитики прогнозируют, что облачные ЦОДы в ближайшее время будут стремительно расти. По данным IDC, мировые расходы на публичные облака увеличатся с $229 млрд в 2019 г. до $500 млрд к 2023 г. Телеком – один из лидеров по росту потребления публичных облачных сервисов, отмечают в IDC (рис. 3).
 
Источник: IDC
Рис. 3. Отрасли, в которых потребление публичных облачных сервисов растет быстрее всего, 2018–2023 гг.

Компании из телеком-сферы не только потребляют, но и активно развивают собственные облачные сервисы для предоставления своим клиентам. Так, в 2021 г., по предварительным данным iKS-Consulting, на МТС пришлось 9,9% всей выручки от услуг IaaS в публичных облаках, на «Ростелеком» – 19%. 

Другой тренд – развитие граничных вычислений (edge computing). У современных ЦОДов есть существенный недостаток: данные обрабатываются и хранятся на удаленных серверах и системах хранения данных. При передаче данных возникают задержки, производительность снижается. Эту проблему решают с помощью граничные вычислений, располагая небольшие ЦОДы ближе к источникам информации. В крупный дата-центр отправляются только те данные, которые по-другому обработать невозможно. Ожидается, что при массовом использовании интернета вещей востребованность граничных вычислений возрастет.

* * *

Наступивший год станет для российского телекома годом серьезных вызовов и одновременно возможностей. Рост инфляции в России, по мнению экспертов, приведет к повышению стоимости смартфонов на 5–17%. Цены растут на фоне устойчивого дефицита гаджетов. Все это не будет способствовать увеличению числа новых абонентов в стране. Среднегодовые темпы роста рынка телекоммуникаций, по прогнозам АКРА, до 2024 г. будут сопоставимы с темпами инфляции, они не будут превышать 4%.

Стагнация доходов вынудит телеком-компании искать новые возможности для развития. Операторы связи будут больше внимания уделять инновациям, стараясь внедрять новые разработки, которые помогут получить дополнительный доход. Возможно, некоторые из них через какое-то время изменят привычный для нас рынок телекома до неузнаваемости.

Александр Столяров, корреспондент «ИКС»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!