Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  18 марта 2022

Туризм под санкциями

Проблемы с платежными системами и авиаперевозками уменьшат объем туристического рынка. Вместе с тем курс доллара повысит привлекательность России для путешественников из Азии, продолжит развиваться внутренний туризм, и расширится использование российских ИТ-продуктов для отрасли.

Резко обострившаяся геополитическая обстановка, волна санкций, в том числе приостановка деятельности в России многих западных ИТ-компаний, создали новые вызовы для отечественного бизнеса. В сложном положении оказалась и российская туристическая отрасль, проблемы которой обсудили эксперты в рамках международной туристической выставки MITT-22. 
 
Новые вызовы

Наиболее острые проблемы, стоящие сегодня перед отраслью, сформулировал генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян:
  • невозможность использования за рубежом ряда международных платежных систем;
  • санкции в отношении российских авиакомпаний и прекращение полетов в Россию многих зарубежных перевозчиков;
  • санкционные требования лизингодателей воздушных судов, сложности с комплектующими и программным обеспечением для самолетов.
Проблема платежей решаема. Несмотря на уход западных компаний, интерес к российскому туристическому рынку сохранился. Об этом свидетельствовали стенды Турции, Египта, Алжира, Таиланда, Китая, ряда стран Африки и Венесуэлы. Представители компаний предлагали для поездок в эти страны покупать за рубли билеты на рейсы продолжающих полеты в Россию зарубежных авиакомпаний, а на месте расплачиваться наличными или картами китайской платежной системы Union Pay, популярность которой в последнее время резко выросла. Туристические компании могут обойти отключение российских банков от международной системы SWIFT путем проведения расчетов через третьи страны.

Большую озабоченность вызывают санкционные требования лизингодателей воздушных судов. Современный самолет – это огромный компьютер, практически все делающий за пилота. Национализация не решит проблему программного обеспечения. Непонятно, можно ли вообще импортозаместить поддержку чужого сложного инженерного устройства. А. Мурадян предложил другой путь – разрешить зарубежным компаниям проводить внутренние полеты по стране, перейти к формату «открытое небо». В Азии достаточно компаний, которые с удовольствием займутся нашими внутренними дальними перевозками.
 
Внутренний туризм

По данным опроса, проведенного 25–28 февраля 2022 г. компанией Ipsos, за год в два раза увеличилось число людей, не планирующих путешествовать. В полтора раза (с 36 до 21%) сократилось число собирающихся отправиться за границу. 

Главная причина – слишком дорого. На втором месте – политическая нестабильность и только на третьем – коронавирус, лидировавший в рейтинге причин отказа от путешествий в прошлом году. Конечно, путешествовать будут все равно – 34% опрошенных возможность путешествовать указали в качестве источника счастья. Но поездки станут более дешевыми и менее дальними, так что следует ожидать роста внутреннего туризма. 
 
«У нас на Камчатке стало больше туристов из российских регионов, которые раньше приезжали нечасто. Появились туры, объединяющие несколько регионов: Байкал, Сахалин, Приморский край и Камчатку. С открытием после пандемии авиасообщения ждем резкого увеличения числа китайских туристов. У них упрощенный безвизовый въезд на Камчатку», – сообщила нашему изданию менеджер компании «Зима-Лето» Наталья Емельяненко.

Рост въездного туризма, прежде всего из Китая, – еще один ожидаемый тренд. Снижение курса рубля стимулирует не только внутренний туризм, но и повышает привлекательность страны для зарубежных туристов.

Импортозамещение на марше

С российского рынка ушли не только ИТ-компании, но и популярные международные сервисы бронирования гостиниц и квартир, такие как Booking.com, Airbnb, Expedia. Зато у их российских аналогов – Суточно.ру, Ostrovok.ru, Bronevik.com, Multitur – появился уникальный шанс нарастить клиентскую базу.

В исследовании туристического рынка может помочь облачная платформа «СберАналитика», в которой есть специальная аналитическая панель «Туризм». Анализ больших данных о денежных потоках дает возможность выявить интересы туристов в разных регионах и создать индекс внутреннего туризма страны. Результаты исследований позволяют бизнесу прорабатывать стратегию маркетинга и создавать новые продукты.
 
Появляются и новые российские ИТ-решения. Так, выявить заселение в номер без оформления (в обход кассы) поможет российский проект Hotel Antifraud. Когда гость в номере подключается через Wi-Fi к интернету, а в базе номер числится свободным, то администрация гостиницы получает уведомление о возможном мошенничестве сотрудника. Кроме этого, система предохраняет владельца от штрафов ФМС. «Юридическое лицо нельзя оштрафовать, если оно предприняло все необходимые меры для предотвращения правонарушения. При использовании Hotel Antifraud штраф будет наложен на нарушившее правило физическое лицо», – пояснил руководитель проекта Илья Яшин.
 
«Санкции увеличат спрос на внутренний туризм, что может привести к необоснованному повышению цен в отрасли. Но не думаю, что они увеличат популярность онлайн-путешествий с помощью виртуальной или дополненной реальности. Онлайн не заменит непосредственного общения с природой, животными, в нашем случае – с лошадьми. Компьютерные технологии все шире используются в туризме, но пока в таких сферах, как реклама, поиск информации, обучение и сертификация для повышения качества оказываемых туристических услуг», – считает председатель комиссии по конному туризму Федерации спортивного туризма России Геннадий Семин.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!