Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2022
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  10 июня 2022

Есть ли жизнь под санкциями?

Кольцо экономической и технологической блокады вокруг нашей страны постепенно сжимается. Российская экономика готовится к новому качеству отношений с внешним миром.

Российский рынок ИТ замер. Все наблюдают, как будут развиваться события. Надеются на лучшее, но готовятся к худшему. Ищут импортозаменителей многочисленным технологическим решениям международных компаний, ставшим неотъемлемой частью используемых бизнес-систем. Пытаются переосмыслить пути развития ИТ-отрасли в условиях жесткой технологической блокады. Но степень неопределенности пока высока, поэтому горизонт планирования очень короткий. Кто может, закупает оборудование впрок.

Очевидно, что оценить последствия сегодняшних событий еще нельзя. Тому есть несколько причин. Какие-то санкции имеют отложенный срок вступления в силу, а какие-то пока не обнародованы. Кроме того, не все последствия отдельных санкций уже проявились в полной мере. 

Технологическая импортозависимость российского рынка

Все понимают, что для поддержания конкурентоспособности и высокого качества сервиса технологическим компаниям приходится постоянно развивать свои решения – вносить обновления, расширять функциональность, устранять уязвимости и т.д. Нельзя просто один раз отладить систему и пользоваться ею долгие годы в неизменном виде.

Для российских технологических компаний сложность заключается в том, что развитие используемых или выпускаемых ими систем во многом зависит от зарубежных производителей. Проанализируем, например, уровень импортозависимости облачных провайдеров. 

Платформы серверной виртуализации («облачный стек»), которые используют облачные провайдеры, – это комплекс взаимосвязанного ПО, объединяющий большое количество технологий и программных инструментов, как проприетарных, так и на базе открытого исходного кода (open source). 

Облачные провайдеры в России (как, впрочем, и во всем мире) в основном используют коммерческие решения на базе проприетарных разработок VMware или Microsoft (чаще всего в варианте «облако на Hyper-V»). Некоторые могут предложить заказчику обе платформы на выбор. На долю платформ на базе OpenStack приходится четверть объема российского IaaS-рынка, а на долю отечественных OpenStack-платформ – лишь 1% (рис. 1).
 
Источник: iKS-Consulting
Рис. 1. Системы серверной виртуализации российских облачных провайдеров, 2021 г.

Основа облачного бизнеса – это его физическая инфраструктура, в том числе инженерная инфраструктура ЦОДа, сетевое коммутационное оборудование, серверы, СХД, оборудование систем информационной безопасности. Рынок этого оборудования всегда был достаточно конкурентным, а все решения high-end-эшелона – это решения глобальных вендоров (рис. 2). 
Рис. 2. Экосистема решений российского облачного провайдера до введения санкций

Санкции и ограничения в области импорта информационных технологий заставили большинство международных компаний из экосистемы рынка приостановить свою деятельность в России как минимум в отношении тех организаций, которые попали в список SDN (Specially Designated Nationals List). Этот список подразумевает максимальные ограничения.

О приостановке деятельности, отгрузки или технической поддержки клиентов из России заявила уже значительная часть упомянутых на рис. 2 технологических компаний, которые обеспечивают облачную индустрию инфраструктурными решениями. В случае дальнейшего ухудшения политической ситуации рынок ожидает серьезный дефицит оборудования для развития и поддержания инфраструктуры облачных провайдеров. 

Конечно, реализуемые с 2013 г. в нашей стране программы импортозамещения дали свои плоды. В сегментах СХД, серверов, ИБ-оборудования, коммутационного оборудования появились российские системы, которые могут решать отдельные бизнес-задачи. 

Но с учетом того, что все российские решения базируются на микропроцессорах AMD, Intel, Brocade или изготавливаются в рамках контрактного производства на заводах тайваньской компании TSMC, ожидается полное отсутствие электронной компонентной базы для выпуска российского оборудования. Производство и отгрузка российских микропроцессоров «Байкал» и «Эльбрус» на заводах TSMC остановлены. Другие российские чипы этой компанией тоже больше не выпускаются.

Дефицит или полное отсутствие электронных компонентов для производства российских систем могут сильно затормозить либо на какое-то время совсем остановить выпуск отечественного оборудования для облачной индустрии. 

Таким образом, уровень импортонезависимости облачной индустрии в России крайне низкий. Аналогичная ситуация наблюдается и в других сегментах ИКТ-рынка. Россия, как и все другие страны, выстроила свои глобальные кооперационные связи, разрушив которые США запустили механизм разрушения экономики в целом. 

«Сахарные» реалии на облачном рынке

Облачные провайдеры отмечают, что введение санкций спровоцировало прямо-таки цунами спроса на отечественные облачные сервисы. Для отдельных компаний облака стали не просто актуальными, но критически необходимыми. Участники конференции Cloud & Digital Transformation – 2022 рост спроса на облака сравнили с ажиотажем на розничном рынке сахара.

Для рынка это, без сомнения, позитивный момент. На протяжении последних 10 лет шла кропотливая работа по продвижению облачных сервисов. И вот звездный час для российских облачных провайдеров настал.

Новая экономическая обстановка создала новые стимулы для миграции корпоративных пользователей на инфраструктуру облачных провайдеров. Даже в более стабильное и предсказуемое время опросы показывали, что 80% предприятий рассматривают облачные технологии как инструмент работы с рыночной неоп­ределенностью, называя их основным элементом стратегии устойчивого развития компании. В сегодняшнее турбулентное время интерес к облачным сервисам со стороны российских компаний подогревается целым рядом факторов.

Во-первых, возникает необходимость переноса данных и ИТ-систем с зарубежных площадок. Российские компании стали массово переходить с иностранных облачных сервисов на отечественные. Критически важную для бизнес-процессов информацию и инфраструктуру переносят превентивно, поскольку риски недоступности зарубежных, особенно западных, публичных облаков высоки. Увеличиваются риски внезапных отключений, блокировки всех обновлений. Как поведут себя международные компании на российском рынке, не понимает пока никто, в том числе они сами. Новые контракты не заключаются, но в большинстве своем международные поставщики текущие контракты выполняют и в их рамках обновления и техническую поддержку предоставляют. 

Во-вторых, возрастает риск роста цен из-за валютной волатильности и сложности оплаты (валютный контроль, увеличившиеся сроки платежей) облачных сервисов глобальных гиперскейлеров. Не вполне понятно даже, как оплачивать эти сервисы. Кроме того, многие сервисы из категории бесплатных переходят в категорию платных.

В-третьих, как отмечалось выше, поставки оборудования в Россию ограничены страновыми санкциями. «Железо» все скупили, запаса серверов крупным провайдерам хватит на срок от нескольких месяцев до полугода. Трудность приобретения оборудования и необходимость замены/развития корпоративной инфраструктуры будут и дальше подталкивать предприятия переходить на облачные сервисы. Конечные потребители не смогут сами «собирать решения» из оборудования, бывшего в употреблении, вытаскивать детали, выстраивать новые цепочки поставок оборудования, в том числе с использованием «серых» схем. Для них предпочтительнее будет передать большую часть ИТ-функций на аутсорсинг и снять с себя заботы по эксплуатации и поддержанию работоспособности ИТ-инфраструктуры. 

Возросший спрос увеличивает нагрузку на вычислительную инфраструктуру российских провайдеров в два-три раза, провоцирует нехватку ресурсов. Рынок уже столкнулся с дефицитом ресурсов и площадей в дата-центрах. 

Если ситуация не изменится, то рынок постепенно будет перемещаться в «серую» зону. Очевидно, что «серые» схемы не будут работать в масштабах крупных предприятий. Будет развиваться рынок услуг посредников.

Тектонические сдвиги конкурентного ландшафта

По состоянию на конец 2021 г. российский облачный рынок был уже высококонкурентным и достаточно консолидированным. Топ-10 российских провайдеров контролируют более 75% рынка виртуальной инфраструктуры (IaaS + PaaS). Новые экономические условия спровоцируют сдвиги конкурентного ландшафта. Насколько эти сдвиги будут радикальными, покажет время. 

А сегодня мы наблюдаем, что Google Cloud Platform приостановила регистрацию новых пользователей из России. Доступность облачных сервисов Microsoft Azure тоже под вопросом. По экспертным прогнозам, те 10–30 млрд руб., которые раньше от российских пользователей получали глобальные гиперскейлеры, могут влиться в выручку отечественных облачных провайдеров. 

Уже публично обсуждаются предложения «национализировать» имущество иностранных компаний, которые уходят с российского рынка, «во избежание банкротства и сохранения бизнеса, а также защиты сотрудников».

Из-за санкций с трудностями столкнутся российские облачные провайдеры, которые работают как на проприетарных облачных, так и на OpenStack-платформах. Ключевая проблема облачных компаний, работающих на платформах OpenStack, – это необходимость содержать огромный штат собственных программистов, обеспечивающих развитие open source-платформ. Для небольших облачных про­вайдеров управление жизненным циклом платформы на базе открытого стека может стать непосильной задачей. 

Есть и другой риск – риск блокировки иностранными разработчиками своих исходных кодов для российского сообщества open source. Такие идеи уже высказывались.

Также стоит учесть, что в случае ухудшения политической ситуации часть российских облачных провайдеров может попасть под санкции. Причины для этого есть. Во-первых, участие в «Гостехе» и проекте «Гособлако» (ГЕОП) может стать «токсичным» для облачных провайдеров и привести к включению в санкционные списки. Во-вторых, в случае «раскрутки маховика» под санкции могут попасть облачные провайдеры – дочерние компании Сбера и ВТБ. 

Рано или поздно облачным провайдерам, использующим платформы виртуализации VMware, придется от них отказываться, по крайней мере тем, кого затронут санкции. Инвестиции в переписывание платформы негативно повлияют на финансовые показатели и эффективность бизнеса.

Появление новых российских игроков и выход их на рынок в ближайшее время маловероятны. Сдерживающими факторами станут дефицит оборудования и значительный рост капитальных затрат в условиях валютной волатильности. Размер необходимых инвестиций облачного провайдера в зависимости от выбранной бизнес-модели варьируется от нескольких десятков до более чем сотни миллионов долларов. 

Но российский рынок остается открытым для выхода азиатских облачных провайдеров. Например, на конференции CDT компания CDNvideo анонсировала услуги своей сестринской компании EdgeRay (КНР), которая готова предоставлять виртуальную инфраструктуру и создавать частные облака в публичном облаке EdgeRay.

Природа не терпит пустоты

Очевидно, что ситуация еще требует осмысления. Санкции наносят ущерб не только российской экономике, но и экономике международных поставщиков, которым приходится этих санкций придерживаться. 

Все ждут, что Китай окажет технологическую помощь России. Но не стоит забывать, что Китай сам зачастую использует оборудование западных компаний либо изготавливает свои станки по лицензиям западных производителей, поэтому самостоятельной машиностроительной отрасли в Китае нет. Кроме того, предприятия, которые будут сотрудничать с Россией, тоже могут попасть под санкции. Так, компания Huawei в свое время пострадала из-за того, что попыталась сотрудничать с Ираном. Поэтому все политические решения КНР будут «приземляться» с учетом коммерческих интересов. 

Однако при любом раскладе Россия с ее населением, потребностями и ресурсами остается «лакомым куском» для многих экономических субъектов. И прежде были периоды спада, потом российская экономика отыгрывала позиции и даже переходила на новый уровень. Сегодняшнее время – самое сложное. Потом ситуация так или иначе стабилизируется, наступит новая «нормальность».

Сейчас экономика находится под воздействием поведенческих эффектов, эмоциональных реакций всех сторон. Как известно, спонтанные действия часто ошибочны. Поэтому будем надеяться, что государства (как российское, так и иностранные) в этой сложной ситуации не будут двигаться по пути быстрых решений, которые окажут негативное и необратимое воздействие на бизнес в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 

Пока есть страны, которые готовы сотрудничать с нами, Россия будет оставаться в международном пространстве. Выиграют в первую очередь те, кто сможет выстроить направление торгового посредничества в сферах, попавших под санкции.

Татьяна Толмачева, партнер, iKS-Consulting
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!