Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2022 |
Николай НОСОВ  | 26 марта 2022 |
Время делать самим
В сегодняшней ситуации, когда многие международные поставщики программных комплексов и оборудования приостановили работу в России, нужно обеспечивать функционирование промышленных информационных систем и незамедлительно переходить на отечественное ПО.
Из-за введенных против России западными странами санкций отечественная промышленность оказалась в сложном положении. Стали недоступны накопленные за много лет работы хранящиеся на Западе сбережения, заблокированы международные платежи по картам VISA и MasterCard, приостановлены поставки запчастей и оборудования, нарушились логистические цепочки.
Проблемы коснулись и программного обеспечения. Так, по оценке генерального директора группы компаний «Цифра» Игоря Богачева, 80% ПО в сфере добычи и переработки полезных ископаемых (на долю этих отраслей приходится треть ВВП страны) контролируется западными компаниями. Еще хуже ситуация в топливно-энергетическом комплексе, где доля иностранного софта достигает 90%.
Программное обеспечение для промышленности сложное, в нем постоянно выявляются ошибки, которые должны исправлять разработчики. Без такой поддержки информационные системы постепенно будут утрачивать работоспособность, например, в случае возникновения новых нештатных ситуаций. Однако ждать, когда зарубежные вендоры продолжат работу в России, не стоит. Меры надо принимать уже сейчас.
Мобилизация ресурсов
Все сразу заменить невозможно, поэтому целесообразно наметить программу целевого импортозамещения. На совещании в Минцифры России директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух представил анализ ситуации по типам критических систем: какое ПО используется в России и на что его можно заменить. Российские решения существуют, но смычку между конкретными предприятиями и разработчиками надо сделать быстро. В условиях форс-мажора государству стоит в первую очередь поддерживать импортозамещение в наиболее критичных для экономики страны сферах.
«Хорошая новость: в России много до конца не загруженных производственных мощностей, и при правильном их использовании можно быстро нарастить собственное производство», – отметил управляющий директор ГК «Цифра» Павел Растопшин. В России 200–400 тыс. станков с ЧПУ, но к системам цифрового производства подключено не более 20 тыс., из них 10 тыс. – к диспетчерской системе ГК «Цифра». Из-за отказа ЕС от импорта сталелитейной продукции из России на внутреннем рынке появились большие объемы стали и железа. По мнению эксперта, это открывает возможность создания биржи металлообработки и биржи контрактного производства для российской промышленности. Биржа предоставит информацию о свободных мощностях и поможет заключить контракт на их использование.
Маркетплейс ускорит оформление заказа и подготовку оцифрованной документации по изделию. Исполнитель сможет оценить технико-экономические параметры заказа и возможность его выполнения на своих мощностях.
Аналогичные решения помогут загрузить и другие имеющиеся в стране производственные мощности. Сама идея не нова, в Китае такие биржи давно работают и помогают бизнесу.
Импортозамещение в цифровом сегменте
По большому счету импортозамещение требуется всей промышленности, но завод быстро не построишь, а используемые в производстве технологии часто недоступны. Быстро провести импортозамещение можно лишь в цифровом сегменте. «Только с помощью цифровых решений можно взять под контроль производство, точно определять загрузку, предсказывать выход оборудования из строя», – считает И. Богачев.
Переход на российское ПО должен быть плавным. Сначала с помощью оставшихся в стране специалистов международных компаний поддерживать импортные решения, а затем, не допуская остановки производства, поэтапно переходить на отечественные продукты.
По оценкам П. Растопшина, для 60% используемых в промышленности зарубежных программ существуют российские аналоги. Что касается остальных 40%, то для тех из них, которые критичны для бизнеса, нужно принять решение о разработке. Эксперт считает, что упор при этом надо делать на частный сектор, а не на государственный, где сейчас работает большинство программистов. Кроме того, очень нужны инженеры внедрения. Причем легче обучить отраслевого специалиста информационным технологиям, чем объяснить ИТ-специалисту специфику отрасли.
Внося свой вклад в решение проблемы, ГК «Цифра» разработала карту импортозамещения, которая включает ИТ-решения, способные заменить используемое в настоящее время зарубежное ПО в нефтегазовой, горной, металлургической и машиностроительной отраслях. Среди этих решений – аналоги ПО OSIsoft, AVEVA, SAP, IBM и Shneider Electric, автономные технологии для зарубежного оборудования и машин горнодобывающих предприятий.
На основе карты в краткосрочной перспективе группа компаний планирует создать единую базу актуальных отечественных ИТ-решений и призывает всех участников рынка присылать свои предложения для включения в эту базу. «Мы считаем, что столкнулись с общим вызовом и можем выстоять и развиваться только сообща», – заявил П. Растопшин.
Требуется оперативно наладить отраслевое партнерство, чтобы не дублировать работы и сделать акцент на решении первоочередных задач. Один из вариантов координации – использование общей платформы промышленного интернета вещей. Российским аналогом IIoT-систем известных западных поставщиков может стать Zyfra Industrial IoT Platform.
Кроме того, нужно увеличить финансирование разработок в рамках государственно-частного партнерства. Традиционное соотношение затрат, когда половину средств на разработку дает государство, а половину – бизнес, в важных для национальной экономики направлениях надо сменить на пропорцию 80:20. Меньше 20% снижать долю бизнеса нецелесообразно – если он и при таких условиях за работу не возьмется, то явно не заинтересован в проекте. Также требуется быстрая реакция законодательной сферы на стремительно меняющиеся условия. Есть ли смысл проводить конкурс на производство штучного товара, если его теперь выпускает только одна компания? Среди других предложений ГК «Цифра»: мораторий на увеличение ставок действующих налогов, страховых взносов, акцизов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней; введение налоговых и кредитных каникул для предприятий и скорейший запуск программы льготного кредитования.
По оценкам ГК «Цифра», для замены существующего западного ПО на российское понадобится от трех месяцев до полутора лет. Остановка работы информационных систем промышленных предприятий – это не только экономические потери, но и риски экологических катастроф или масштабных аварий. Так что времени на раскачку нет.