Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Петр МАЗЕПА  14 сентября 2022

Миграция в российские облака: миссия будет выполнена

Есть все основания полагать, что в текущей ситуации российский бизнес примет взвешенное решение и расширит миграцию на отечественные облака.

Сейчас многие компании раскрывают финансовые данные 2021 г. Опираясь на них, можно сказать, что на рынке облаков в прошлом году, как и в предыдущие несколько лет, спросом пользовались в основном управляемые инфраструктурные сервисы (IaaS). Заметно вырос интерес к сервисам на базе OpenStack-проектов и готовым решениям в облаке (SaaS). Благодаря широкому использованию офисных пакетов от Microsoft и Google в SaaS-решениях безоговорочно доминировали зарубежные вендоры. Остальные сервисы были менее популярны.

В 2022 г. интерес к инфраструктурным и офисным сервисам сохранился. Например, за март-май количество релевантных запросов у нас увеличилось в 1,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Также в активную фазу вернулась заметная часть отложенных ранее клиентских проектов, реализуемых в рамках стратегий импортозамещения.

Не секрет, что наиболее острым вопросом для предприятий всех технологических сфер в России, в том числе для сервис-провайдеров, стало масштабирование инфраструктуры. По моему мнению, трансформация логистических цепочек в сторону параллельного импорта пока привлекательна только на бумаге, поскольку у некоторых производителей оборудования есть механизмы удаленного воздействия, например, отказ в активации устройств. Это достаточно серьезный риск, возможно, даже более серьезный, чем несоблюдение сроков поставки или разворот курса.

Справляться с такими рисками можно с помощью утилизации оборудования, приобретенного в конце 2021 г. Также помогает усиление тестирования как уже знакомых, так и обновленных моделей оборудования, способов авторизации и ПО.

Изменение спроса на услуги

Приоритеты большинства российских компаний с марта заметно сместились в сторону импортонезависимых решений. Причем среди компаний можно выделить две категории. 

Первая — это компании, которые ранее не интересовались отечественными ИT-сервисами или делали это «издалека». Сейчас им приходится оперативно принимать сложные решения относительно своей ИT-стратегии. В последние месяцы на такие компании у нас приходилось чуть менее половины входящих обращений.

Вторая — это компании, в стратегиях и бюджетах которых уже была заложена импортонезависимость. Как правило, они начали обновление своих сервисов в 2018 г., благодаря чему оказались готовы не только к скачкам валютных курсов, но и к ограничениям со стороны вендоров. ИT-команды таких компаний имеют возможность намного больше времени и внимания уделять адаптации к новым условиям и планированию. В результате эти компании смогут сохранить вектор развития и усилить свои позиции.

Мы заметили, что крупные компании со зрелой ИT-инфраструктурой чаще интересуются долгосрочными инвестициями — на три-пять лет — и взвешенно подходят к аутсорсингу в различных его проявлениях: например, аренде управляемых сервисов, приложений, инфраструктуры или переходу от виртуализации к построению частных облаков. В то же время малому бизнесу хочется как можно меньше зависеть от внешних провайдеров, оперативно удовлетворять стихийно возникающие потребности и не возвращаться к этим вопросам как минимум в ближайший год.

Массовый исход цифровых «беженцев» из западных облаков 

Миграция клиентов из западных облаков — это одно из важнейших явлений сегодня. Но делать ставку именно на массовый переход или на заметное усиление тренда было бы не совсем верно. Говорить о статистике пока рано. Вероятно, более точно оценить количество завершенных проектов миграции можно будет ближе к концу календарного года.

Своим клиентам мы рекомендуем при переходе проанализировать использование сервиса до уровня приложений, рассмотреть различные средства миграции, провести подготовку проекта, определив роли на каждой из сторон, точные временные вехи и RTO/RPO.

Сложности могут возникать, если клиент предъявляет жесткие требования к времени простоя сервисов или при переходе между разными платформами виртуализации, когда, например, требуется конвертация виртуальных машин. В обоих случаях ничего нерешаемого нет, но требуется более тщательная подготовка проекта.

В зависимости от объема сервисов и требований клиента сам процесс переноса может занимать от 15 минут до нескольких суток. Стоимость миграции колеблется от нуля до нескольких сотен тысяч рублей. Как правило, она напрямую зависит от объема переносимых сервисов: чем больше места клиент займет в облаке российского провайдера, тем выше шанс получить миграцию бесплатно. При этом ряд облачных провайдеров объявили о повышении цент на 30—60% еще весной этого года. В настоящий момент цены продолжают расти, а сроки поставки оборудования увеличиваются. 

Риски использования облачных сервисов западных гиперскейлеров

Важно понимать, что риски работы с гиперскейлерами возникли не вчера. Достаточно вспомнить, например, о событиях апреля 2018 г, а именно о введенных Роскомнадзором на территории России блокировках Telegram. Они вызвали блокировку десятков миллионов IP-адресов подсетей Amazon, Microsoft и Google, которые использовались для работы Telegram. Это, в свою очередь, привело к ограничению работы многих сервисов и приложений, которые разрабатывались в тесной интеграции с AWS, Azure и GCP соответственно. 

И тогда многие российские сервис-провайдеры постарались запустить решения для миграции от гиперскейлеров. Некоторые даже предложили компаниям, использующим инфраструктуру в России, упрощенную процедуру миграции сервисов «на родину».

Прогнозы развития облачного рынка 

Рынок облачных сервисов в России показывает хороший рост: по данным, которые приводит CNews, его объем в 2019 г. составлял примерно 30 млрд руб., в 2021-м — около 55 млрд руб., а в 2022-м, как прогнозируется он достигнет72 млрд руб. Таким образом, ежегодно рынок прибавляет 35—40%. Это не только позитивно сказывается на текущих игроках рынка, привлекая новых, но и открывает возможности для крупных инвестиций в индустрию. Нельзя не учитывать новые ограничения со стороны мировых производителей оборудования и разработчиков ПО, которые подталкивают российских провайдеров изменять свои портфели решений и компетенций. Но многие провайдеры были к таким ограничения готовы и рассматривают их как возможность для роста в 2022-м финансовом году.

Петр Мазепа, ActiveCloud Russia
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!