Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2023 |
Александр БАРСКОВ  | 05 сентября 2023 |
Проблемы сервиса и масштаба
Оптимизм заказчиков относительно отечественных решений для ЦОДов все чаще сменяется некоторым разочарованием, связанным с невысоким качеством продукта. И речь даже не только, а зачастую и не столько о качестве непосредственно изделия, сколько о качестве сервиса, необходимого на всех этапах его жизненного цикла.
Любая «железка» даже самого маститого мирового производителя может сломаться, но эта поломка не остановит грамотно спроектированный и построенный ЦОД. На то и избыточность, реализованная с помощью различных схем резервирования. А вот сервис ответственного производителя должен обеспечить максимально быструю замену (ремонт) отказавшего блока (модуля) или всего устройства, чтобы восстановить заложенную в проект избыточность. И над развитием сервиса нашим производителям еще работать и работать.
Что касается проблем, связанных с качеством самих изделий, то они во многом обусловлены всплеском спроса. Быстрое масштабирование производства с сохранением качества – это непросто. Думаю, даже именитые западные бренды оплошали бы, если число заказов за короткое время выросло в несколько раз, – что уж говорить о российских производителях, обладающих куда меньшим опытом, кадровым потенциалом и вынужденных «на лету» менять компонентную базу на то, что можно достать. К этому заказчики должны относиться с пониманием, совместно с производителями преодолевая объективные трудности. Или ориентироваться на импорт со всеми его рисками.
Вопрос еще в том, оправдаются ли инвестиции в масштабирование производства. Не уйдут ли заказчики к китайским производителям, у которых с масштабом все в порядке? И что предпримут западные вендоры, когда геополитическая ситуация стабилизируется (рано или поздно она стабилизируется)? Они ведь не озабочены «замещением», а свои немалые R&D-средства вкладывают в развитие. Возможно, через несколько лет их решения будут куда более совершенными, чем у наших компаний, занимавшихся замещением и масштабированием.
Поэтому мудро поступают те отечественные производители, которые выходят на зарубежные рынки: в Центральную Азию (в первую очередь Казахстан и Узбекистан), на Ближний Восток, в Северную Африку… Заказы из этих регионов поддержат планы расширения производства, а значит, снижения себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности.
А пока нас ждет выставка достижений отечественных производителей инфраструктуры для ЦОДов. Более 60 компаний представят свои решения на форуме «ЦОД» в Москве. Выбрать будет из чего.