Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  04 сентября 2023

Под парусом ИТ, или Ключевые тренды сервисного рынка

Разнообразие новых вендоров увеличило спрос на сервисную поддержку. Главными критериями при выборе сервисного партнера стали наличие экспертизы и возможность быстрой поставки запчастей.

Смена ветра

«Информационные технологии – паруса на яхте бизнеса, позволяющие судну идти вперед в условиях неопределенности и постоянно меняющегося ветра», – объяснила место проведения презентации нового исследования КРОК в яхт-клубе «Сила ветра» директор департамента маркетинга компании Елена Волковская. Сравнение удачное: чем-чем, а неопределенностью и изменениями направления ветра российский бизнес не удивишь. Только успевай перекладывать паруса и уворачиваться от пытающегося снести за борт гика. Или ловить порывы на галсах, пытаясь идти против ветра.

С февраля 2022 г. «ветер» сильно изменился, что нашло отражение в результатах опубликованного в августе нынешнего года исследования КРОК «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Уход зарубежных вендоров поломал привычные схемы поддержки ИТ-решений, и бизнесу пришлось срочно «перекладывать паруса».

Источник: КРОК

До событий 2022 г. на прямую вендорскую поддержку приходилось 47% сервисного обслуживания, что логично – кто как не поставщик лучше всего знает продукт и может быстро дать консультацию или провести ремонт. После ухода вендоров начали доминировать локальные сервисные партнеры, и это отрицательно сказалось на бизнесе – у двух третей опрошенных компаний стали случаться перебои в работе ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов.

Источник: КРОК

Поменялись и критерии выбора сервисного партнера. Если раньше мало сомневались в экспертизе поставщика ИТ-решений и выбирали по стоимости контракта, то теперь заказчики требуют показать квалифицированных специалистов.

Найти экспертов на рынке нелегко. Список сложностей, с которыми сталкиваются компании, возглавляет отсутствие кадров. На эту проблему указали 78% опрошенных. Причем проблема в поиске не просто специалистов – новичков хватает, – а именно высококвалифицированных, способных самостоятельно решать сложные задачи.

71% опрошенных отметили проблемы адаптации к новым условиям – новым вендорам и цепочкам поставок. 52% – незрелый сервис российских производителей, многие из которых недавно вышли на рынок и не имеют достаточной экспертизы.

Дополнительная проблема (62%) – интеграция новых, зачастую малоизвестных продуктов и уже установленных решений от старых, проверенных, но прекративших поддержку вендоров. По данным КРОК, более 95% компаний продолжают использовать зарубежную инфраструктуру – инвестиции сделаны, решения работают и так просто их на новые не поменяешь.

В таких сложных условиях при выборе сервисного партнера стоимость контракта отошла на третье место, уступив первое и второе квалификации инженеров подрядчика и наличию и полноте у партнера склада ЗИП. А со складом у многих проблемы. По данным исследования, 56% компаний не имеют складов ЗИП. 62% имеющих жалуются на сильно возросшую сложность логистики, 42% – на низкое качество запчастей. Все приходящие запчасти приходится тестировать, как, впрочем, и поставляемое оборудование. 25% компаний сталкиваются со сложностями при заказе редкого оборудования.

Наряду с изменением значимости критериев выбора провайдера и ростом спроса на тестирование альтернативных решений, пришедших на замену продуктам мировых лидеров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента инфраструктурных решений и сервисов КРОК Валентин Губарев выделил в качестве тренда разрастание «мультивендорного зоопарка» – использование программных и технических решений множества новых для рынка вендоров. Так, только российских платформ виртуализации насчитывается более десятка, а операционных систем в реестре отечественного ПО еще больше. И все эти решения надо тестировать, проверять работоспособность в интеграции с уже установленными системами ушедших игроков. Кроме того, эксперт отметил рост спроса на гибридную (офлайн плюс онлайн) сервисную поддержку. Сдвигу в онлайн сильно способствовала эпидемия коронавируса.

Поддержка инфраструктуры

Прямые вендорские контракты на поддержку ИТ-инфраструктуры перешли к сервисным партнерам. С 2021 г. количество поддерживаемого КРОК оборудования увеличилось в два раза, более чем на 60% выросло число запросов на сервис инфраструктуры.

Восстанавливается спрос на поддержку инженерных систем дата-центров. «Многие клиенты, особенно владеющие объектами КИИ, не готовы к работе в облаке и генерируют запросы на создание собственных ЦОДов», – пояснил бум запросов на проектирование и строительство дата-центров Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем КРОК. В настоящее время компания участвует в более чем десяти проектах строительства крупных дата-центров, причем в двух региональных, за пределами столиц.

Источник: КРОК

Оборудование в ЦОДе имеет огромное количество ресурсных компонентов, которые необходимо контролировать, обслуживать и своевременно менять. Это сложно, особенно в условиях импортозамещения и перехода на продукты малоизвестных вендоров. Компании стремятся переложить работы на сервисного партнера, желательно одного. Причем почти половина (48%) заказчиков обращаются за комплексным сервисным обслуживанием ЦОДов.

Ставка на управляемые сервисы

Изменились не только инженерные системы и «железо», но и используемые заказчиками программные компоненты. Даже хорошо отлаженное проприетарное ПО мировых лидеров не так легко поддерживать, что уж говорить о новых российских решениях и продуктах open source. Понятно стремление компаний не тратить ресурсы на свое «железо» и использовать облака, а поддержку развернутого в них софта передать на аутсорсинг провайдеру.

Рынок поддержки бизнес-решений вырос, по данным КРОК, в среднем на 30%, что неудивительно. «Ключевой тренд в области поддержки бизнес-решений – более чем двукратный рост спроса на управляемые сервисы и размещение в облаке. При этом происходит передел ИТ-рынка: появляются новые вендоры, дистрибьюторы и сервисные компании. Сегодня более 86% заказчиков тестируют новые, альтернативные решения в сфере ПО. Также наблюдается тренд на самостоятельное создание заказчиками ПО и адаптацию open source-решений, поскольку 47% компаний испытывают сложности в поиске на рынке редкого специализированного софта», – отметила Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций КРОК.

 

… И все же главный тренд, отмеченный в отчете, – стабилизация рынка. Российский бизнес адаптировался к новым условиям, паруса поймали новые ветра и яхты продолжили путь.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!