Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Антон САЛОВ  18 марта 2024

Облачные итоги-2023. Глобальный рынок

Существенно изменили ландшафт глобального облачного рынка в минувшем году взрыв спроса на искусственный интеллект, проблемы с безопасностью облаков и смена владельца у лидера в области систем виртуализации для современной корпоративной ИТ-инфраструктуры.

Ажиотаж вокруг GenAI

В 2023 г. генеративный искусственный интеллект (GenAI) буквально взорвал интернет, рынки и корпоративные технологии. Gartner утверждает, что генеративный ИИ становится более демократичным благодаря сочетанию предварительно обученных моделей, облачных вычислений и открытого исходного кода, что позволяет пользоваться этими моделями широкому кругу потребителей во всем мире. Приложения GenAI могут сделать обширные источники информации – внутренней и внешней – доступными для частных лиц и бизнеса. Поэтому внедрение генеративного ИИ значительно упрощает получение знаний и навыков. Современные языковые модели и чат-боты на их основе дают компаниям возможность предоставлять своим работникам доступ к библиотекам знаний, задавая запросы в разговорном стиле на естественном языке. По прогнозам Gartner, к 2026 г. более 80% компаний будут использовать API и модели генеративного ИИ и/или развертывать приложения с поддержкой GenAI в реальных рабочих средах, в то время как в 2023 г. так поступали менее 5%.

Все это прекрасно, однако порождает немало не только возможностей, но и проблем для инфраструктуры, в которой генеративный ИИ создается, тренируется и работает. Не секрет, что для тренировки ИИ нужны серверы/виртуальные машины с GPU. А это влечет за собой рост спроса (и цен) на GPU Nvidia как лидера данного рынка. Предыдущий всплеск интереса и цен был связан с криптолихорадкой, но он довольно быстро сошел на нет. «Майнить на видеокартах» стало невыгодно, тем не менее «крипта» и рост ее курса в последнее время все же связаны с тенденциями спроса на ИИ-вычисления. В 2023 г. ИИ – новая «крипта». Если раньше строили специальные ЦОДы под фермы майнеров, то сейчас начинают проектировать ЦОДы для ИИ. Чем они отличаются? Другим расчетным теплоотведением, ценой на электричество (а значит, и географией). При этом они готовы жертвовать сетевой связанностью, как и «криптаны». 

Многие традиционные коммерческие ЦОДы не готовы принимать к себе профессиональных майнеров и «ИИшников» – их инженерная инфраструктура не рассчитана на это. А растущий спрос на ИИ – возможность легализовать бизнес майнинговых ЦОДов. Если «крипта» и ЦОД для нее – это серая зона экономики, то ИИ – высокотехнологичный мейнстрим, позволяющий «отбелить» то, что было намайнено за последние пять лет. Ну и переиспользовать инфраструктуру, конечно. Эпоха первоначального накопления криптокапитала закончилась, теперь «джентльмены» делают генеративный ИИ.

А вот остальным компаниям и частным пользователям, которые являются потребителями ИИ-тренда, остается одно – встать в очередь к гиперскейлерам, имеющим виртуальные машины с GPU Nvidia, так как в этой очереди гражданам и бизнесам видится светлое будущее. Производственные мощности отданы оптовикам.

Но все это идет в разрез с ESG-повесткой. Использование таких технологий, как искусственный интеллект, криптовалюта, интернет вещей и облачные вычисления, вызывает обеспокоенность по поводу связанного с ним энергопотребления и воздействия на окружающую среду. И мы все больше слышим про «зеленые» ЦОДы. Однако мощностей традиционной «зелени» не хватает, поэтому на повестке снова тот самый атом, который стал «зеленым».

Взлом почты Office 365

В июне 2023 г. была обнаружена атака, затронувшая электронную почту министра торговли США, должностных лиц Министерства торговли и посла США в Китае. В результате взлома 10 учетных записей Госдепартамента США было украдено в общей сложности 60 тыс. электронных писем. Этот инцидент побудил сенат США инициировать федеральное расследование, чтобы определить степень вины Microsoft. В итоге во всем обвинили хакера, «связанного с Китаем».

Но дело этим не ограничилось. Следующей атаке подверглась сама Microsoft. Случилось это, как сообщалось в Комиссию по ценным бумагам США, в ноябре 2023 г. Microsoft заявила, что ее команда безопасности обнаружила компрометацию облачной почты (естественно, Office 365) лишь 12 января 2024 г. В результате атаки утекли данные из почтовых аккаунтов топ-менеджмента Microsoft, а также сотрудников юридического отдела и отдела кибербезопасности! Сапожник без сапог. 

Microsoft сообщила, что была скомпрометирована тестовая среда. Но позвольте, как уязвимости в тестовой среде приводят к компрометации аккаунтов топ-менеджмента Microsoft и их электронной почты? Что-то здесь не складывается.

На этот раз обвинили не Китай, а Россию, точнее, хакерскую группу Midnight Blizzard, «спонсируемую российским государством». А саму атаку назвали по другому названию этой группы – Cozy Bear («Укромный мишка»).

Но и на этом еще не все. Следом в ту же Комиссию по ценным бумагам США обратилась компания HPE с заявлением о том, что 12 декабря 2023 г. она была уведомлена об инциденте, который начался в мае 2023 г. и затронул «небольшой процент» учетных записей электронной почты сотрудников. И снова это была облачная почта Microsoft Office 365, и та же атака, и те же русские хакеры Midnight Blizzard. И снова скомпрометированы учетные записи почты подразделения кибербезопасности! А также ряда бизнес-подразделений. Вся кибербезопасность HPE была «поставлена на уши», однако никакой новой хакерской активности в ИТ-периметре компании после 12 декабря выявлено не было.

Да, неприятно, но что поделать, если 90% рынка облачной электронной почты принадлежат Microsoft с ее Office 365, где многофакторная аутентификация (MFA) по умолчанию отключена. А ведь она могла бы спасти «отцов американской демократии».

Бедная «Варя»

На самом деле «Варя» совсем не бедная, как и ее менеджмент и акционеры. А вот их канальным партнерам в 2023 г. действительно стало плохо. Но обо всем по порядку.

Одним из знаковых событий глобального рынка облаков стала покупка глобального же лидера в области виртуализации VMware компанией Broadcom. Эта сделка в последнем квартале 2023 г. породила цунами в околооблачном мире, которое не утихает и в начале 2024-го. 

Кто такая Broadcom? Это глобальный производитель чипов: Bluetooth- и Wi-Fi-модули, значительная часть современных смартфонов, включая смартфоны Apple, построены на чипах Broadcom. Компания фокусируется именно на коммуникационных чипах, на которых сколотила мощный капитал. Этот капитал она реинвестирует в том числе в сделки M&A. В частности, несколько лет назад Broadcom приобрела Symantec, крупного вендора информационной безопасности, а в 2022 г. в поле ее зрения попала VMware – ключевой разработчик систем виртуализации для современной корпоративной ИТ-инфраструктуры и облачных провайдеров. Это у нас в реестре российского ПО аж 19 систем виртуализации, а в западном мире альтернатив VMware не так много: Microsoft Hyper-V и Red Hat OpenStack на базе open source. Но виртуализация VMware – основа всей корпоративной инфраструктуры. Можно вспомнить, как в пандемию взлетела популярность сервиса VMware Cloud on AWS (публичное облако), поскольку у бизнеса при переходе на «удаленку» не было ни ресурсов, ни времени на рефакторинг традиционно используемой виртуализации VMware под Azure или Google Cloud Platform. Тогда и VMware, и AWS отлично заработали на этом тренде, о чем я писал в «Облачных итогах-2020». В постпандемийный период удобство интеграции и подключения внутрикорпоративной системы виртуализации VMware и сервиса VMware Cloud on AWS активно использовалось в рамках построения гибридных облаков.

Однако за последние несколько лет у компании наметился кризис с продуктовыми инновациями и удержанием доли рынка. Пользователи не спешили обновлять текущую VMware-инфраструктуру до актуальных версий (7.x и 8.x), довольствуясь устаревшими (6.x и даже 5.x). Это обусловлено ростом проникновения публичных облаков, того самого AWS. Компании крупного и среднего сегмента сегодня редко строят свои ЦОДы, большинство из них не обновляет парк оборудования, поэтому использует старую систему виртуализации или сразу переводит инфраструктуру в облако. Новые продукты VMware, в частности Tanzy (реализующий концепцию Kubernetes as a Service), не выдерживал больших нагрузок, с которыми справлялись публичные кластеры Kubernetes у гиперскейлеров и независимых провайдеров, строивших свои контейнерные платформы на базе open source.

Под давлением со стороны гиперскейлеров и сложной рыночной конъюнктуры совет директоров VMware решил продать бизнес. Все ожидали, что процесс M&A затянется и заметные изменения на рынке произойдут только в 2024 г. Но не тут-то было. Первые изменения канальные партнеры (дистрибьюторы, реселлеры и интеграторы) VMware ощутили уже в конце декабря. Broadcom уведомила 65 тыс. партнеров по всему миру, включая поставщиков решений, дистрибьюторов, реселлеров и крупных глобальных системных интеграторов, о прекращении действия всех соглашений с ними. Некоторые, самые крупные, партнеры должны получить приглашение присоединиться к партнерской программе материнской компании Broadcom Advantage. Но остальные, если они генерируют для VMware менее $500 тыс. годового дохода, такого предложения не получат. По оценкам ряда западных экспертов, приглашения удостоятся около 10% партнеров. Это значит, что остальные потеряют свой бизнес. А что же тогда будет с их клиентами? Небольшие клиенты, вероятно, перераспределятся между авторизованными партнерами программы Broadcom Advantage, а с самыми крупными двумя тысячами компаний Broadcom намерена работать сама через прямые продажи, минуя канал. После волны возмущений, поднявшейся среди канальных партнеров VMware, компания добавила оговорку, что партнеры, которые заключили и поддерживают крупные контракты, могут подать заявку на продолжение участия. Но все понимают, что Broadcom будет принимать решение в каждом конкретном случае индивидуально. Это подтверждает и заявление генерального директора Broadcom Хока Тана, который ожидает, что VMware уже в 2024 г. сможет достичь двузначной синергии от допродажи двум тысячам ключевых клиентов тех продуктов (и версий продуктов) VMware, которые они не используют в данный момент. Ставка делается на VMware Cloud Foundation, как расширенную и улучшенную (и более дорогую) версию vSphere. В первую очередь имеются в виду те компании, которые не готовы отдавать свои нагрузки и вычисления для ИИ в публичные облака и не хотят жертвовать конфиденциальностью и контролем над своими данными. Здесь большое значение имеет стратегическое партнерство с Nvidia, которое позволяет VMware Cloud Foundation виртуализовывать графические процессоры. 

По всей видимости, Broadcom сочла модель продаж через канальных партнеров малоэффективной. Теперь за счет перестройки модели и повышения рентабельности новый владелец собирается эффективность повысить. По сути, он заберет часть партнерской прибыли. Это, конечно, даст эффект в моменте и позволит достичь того самого двузначного роста уже в 2024 г., но на длинной дистанции может оказаться стратегической ошибкой: не все партнеры – просто ресселлеры, многие занимаются интеграцией, архитектурным и технологическим консалтингом, и если они не попадут в программу Broadcom – VMware, то могут переключиться на программы конкурентов, которые уже потирают руки. Не способствуют этому и изменение лицензионной политики, и пересмотр цен в конце 2023 г.

К слову, об изменении лицензионной политики: в начале февраля 2024 г. Broadcom заявила о закрытии возможности бесплатного использования редакции vSphere Hypervisor (ESXi 7.x and 8.x). Это связано в том числе с переходом от постоянной модели лицензирования к подписочной. Broadcom в лице VMware избавляется от «балласта» в виде плохо конвертируемого в коммерческие подписки бесплатного SOHO-сегмента, планируя до конца года завершить продажу бизнеса VMware для конечных пользователей. Следующий шаг к повышению эффективности.

Еще одним важным событием 2023 г. на рынке виртуальной инфраструктуры стал выкуп компаниями Elliott Management и Vista Equity Partners другого лидера – Citrix Systems – за $16,5 млрд. Это тоже привело к отмене сертификации многих реселлеров и создало такую же неопределенность на рынке с точки зрения поддержки продуктов для реселлеров Citrix и для конечных клиентов. Все это наряду с потенциальными изменениями лицензионной политики, как в плане повышения цен, так и в плане ввода ограничений, не добавляет оптимизма отрасли.

На этом фоне растут продажи и акции конкурентов VMware и Citrix – тех же Microsoft, Red Hat, Oracle и Nutanix.

Антон Салов, эксперт RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!