Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  23 января 2025

Дети цифры

Подростки отлично чувствуют себя в виртуальном мире, но им не хватает знаний по кибербезопасности. 

Не успели отшуметь споры о том, как использовать в бизнесе особенности зумеров, а на горизонте появилось новое поколение, получившее название «альфа» (это люди, родившиеся примерно с 2010 по 2025 гг.). Уже зумеры воспринимают интернет и гаджеты как продолжение реальной жизни. Что уж говорить об «альфах», которые с ранних лет активно играют на смартфонах, самое серьезное наказание для которых – конфискация гаджета родителями.

«Альфы» сами решают, что читать, что смотреть, проще сходятся с незнакомыми людьми и обретают социальные связи. При этом с трудом читают книги, им сложно надолго сконцентрировать на чем-то внимание, воспринимают информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. В общем, есть над чем задуматься HR-службам компаний, которые начнут работать с такими людьми уже через несколько лет.

Чтобы понять особенности нового поколения, компания «Михайлов и Партнёры. Аналитика» при поддержке ГК «Солар» в ноябре 2024 г. опросила 1505 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 80 регионов России. Согласно исследованию, 36% подростков не знают, чего хотят добиться в жизни. В 2019 г. таких было только 6%. Видимо, сказались пандемия и сложная геополитическая обстановка. Тут и взрослым трудно что-либо планировать на долгий срок. 48% не знают, кем бы хотели стать после достижения совершеннолетия. Разве что много получать: самый популярный ответ – от 150 до 500 тыс. рублей в месяц (14% – более 500 тыс. руб.). Среди направлений деятельности лидируют ИТ и медицина (по 10%). 

Интересная особенность – низкая склонность к физическому насилию. Конечно, не все представители моего поколения Х в подростковом возрасте выплескивали агрессию в стиле героев сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», но и свою элитарную московскую английскую спецшколу закончил со сломанной в драке носовой перегородкой. 

Нынешние подростки совсем не такие. Агрессия выплескивается в виртуал – в компьютерные игры и соцсети. По данным исследования, 46% респондентов сталкивались с буллингом. Причем там эмоционально может быть не менее больно, чем в реальной жизни. 

Яркий пример – прошлогодняя история с девочкой из Башкирии. Виртуальная стычка геймеров привела к травле лидера одной из сторон – 16-летней Дианы. Ее персональные данные опубликовали в сети, от ее имени «заминировали» школу, в которой она училась. Затем донесли правоохранителям, что подросток собирается устроить стрельбу в учебном заведении, посылали анонимные доносы на работу матери, а потом стали массово травить девочку и ее мать по ложным обвинениям в жестоком обращении с котятами.

В соцсетях завели страничку с фотографией матери, в которой от ее имени писали оскорбительные сообщения жителям района. По ночам в дверь стучались курьеры – на адрес семьи заказывали еду с оплатой при получении. В соцсетях раскручивали объявления об оказании девочкой интимных услуг, а ее знакомым от имени отца рассылались письма порнографического содержания. Мать в общении с злоумышленниками пыталась узнать, что им нужно. Один ответил, что ему просто весело.
Источник: «Михайлов и партнеры. Аналитика»

Согласно исследованию, в 40% случаев при травле никто не вмешивался, просто наблюдали за происходящим, 10% поддерживали агрессора, 7% – сами выступали агрессором. Подход простой – если тебя не касается, проходишь мимо, а то сам попадешь в жертвы. При этом 56% рассказывали о буллинге родителям – еще одна особенность, положительно отмечаемая психологами. У того же поколения X жаловаться родителям было не принято.

Дети цифры редко соприкасаются преступностью в реальном мире, зато часто – в виртуальном. 81% опрошенных подростков хотя бы раз в течение года сталкивался со случаями мошенничества, чаще всего в виде звонков по мобильному телефону, сообщений в мессенджерах и соцсетях. 7% пострадали от таких действий. 31% сталкивались с призывами к противоправным действиям – чаще связанных с наркотиками (10%), но иногда и с терроризмом (5%).

«Исследования показывают, что подрастающее поколение живет в «бесшовном» мире, легко переходя с формата офлайн в онлайн и наоборот. Активность в цифровой среде крайне важна для подростков, поэтому лишение гаджета воспринимается более жестким наказанием, чем физическое – значительная часть жизни и общения перенесены в социальные сети, мессенджеры и онлайн-игры. Именно поэтому аудитория 10–18 лет наиболее уязвима для различных киберугроз: кибербуллинга, кибермошенничества, вовлечения в противоправные действия через онлайн каналы», – отметила Людмила Горюнова, генеральный директор «Михайлов и Партнёры. Аналитика». 
Источник: «Михайлов и партнеры. Аналитика»

Большинство (61%) подростков считают себя ответственными за безопасность в интернете, но почти половина (48%) не знает, что такое кибербезопасность.

«По результатам исследования мы видим, что дети осознают свою ответственность в сфере кибербезопасности, однако сталкиваются с нехваткой информации о кибергигиене. Это подчеркивает важность создания образовательных инициатив, которые помогут им лучше ориентироваться в цифровом мире. В связи с этим бизнесу необходимо развивать социальные проекты, направленные на передачу знаний и экспертизы в области кибербезопасности» – подчеркнула Марина Овсянникова, директор по маркетингу и PR ГК «Солар».

Новому поколению легко будет вписаться в стратегии компаний по цифровой трансформации, они и так много времени проводят в мире цифры. Но вот кибербезопасности их надо учить. Поскольку на учителей информатики надежды мало, заниматься обучением подрастающего поколения кибергигиене, искать формы, соответствующие его специфике (например, создавать интересные короткие ролики о кибербезопасности), вкладывать в это средства надо, видимо, бизнесу. Это и в интересах самого бизнеса – когда дети подрастут и придут устраиваться на работу, их не придется обучать с азов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!