| Рубрикатор | ![]() |
![]() |
| Статьи | ![]() |
![]() |
| 22 августа 2025 |
ЦОДы в большом городе
Преимущества и сложности создания крупного ЦОДа в мегаполисе сопоставляет Артем Панин, заместитель генерального директора Alcon Group, строящей в Москве в районе метро «Сокол» 20-мегаваттный объект уровня надежности Tier IV в составе инновационного центра «Технопарк «Алкон Север».

– В России ЦОДы обычно строят в больших городах, ближе к заказчикам и крупным точкам обмена трафиком. Однако дефицит электроэнергии заставил задуматься о целесообразности строительства ЦОДов там, где электроэнергии достаточно. Что вы думаете о таких перспективах?
– Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. ЦОДы, которые планируют строить в отдалении от мегаполисов, ближе к системам генерации электроэнергии, по своему назначению и решаемым задачам будут отличаться от традиционных ЦОДов, которые преимущественно размещают в густонаселенных районах.
Есть данные, которые не требуют моментальной обработки, а использующие их приложения допускают большую задержку. ЦОДы для таких данных нет смысла размещать в мегаполисах, где земля и электричество дороги. Однако большую часть данных надо обрабатывать максимально оперативно, и при пользовании соответствующими приложениями потребитель хочет получать результат моментально. Так что в конечном счете все сводится к специфике приложений и бизнес-задач.
Соответственно будет происходить разделение ЦОДов. Для классического коммерческого ЦОДа, подобного нашему, важно нахождение в крупном городе, ближе к потребителям и ИТ-специалистам. А, например, специализированный ЦОД, предназначенный для обучения моделей ИИ, можно разместить достаточно далеко от мегаполиса, его высоконагруженные стойки могут «жить своей жизнью», миллисекунды задержки до клиентов там вообще роли не играют.
– Но в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, доступных электрических мощностей уже почти не осталось. Как решать эту проблему?
– Да, получить необходимую мощность сложно, но если есть деньги и большое желание, то можно. Правда, если в Москве вы покупаете мегаватт, скажем, за 50 млн руб., то это весьма негативно влияет на окупаемость проекта.
– Получается, что электричество есть, нет дешевого электричества…
– В данном случае нельзя оперировать понятиями «дешево», «дорого». В основе любого проекта – финансовая модель. Если расходы на подключение и стоимость электричества позволяют этой модели «сходиться» и получить коммерческий результат, значит, проект обоснован.
Сейчас наблюдается дефицит стойко-мест в коммерческих ЦОДах, цены на их услуги растут, что оправдывает покупку дорогого электричества. Как только рынок насытится, уйдет дефицит, цены перестанут расти, финансовые модели «сдуются», и участники рынка приостановят цодовские проекты. Через некоторое время рост спроса опять приведет к возникновению дефицита, и цены пойдут вверх. Тогда опять начнется активное строительство. Это обычная рыночная история.
– Какие основные проблемы возникают при строительстве ЦОДа в крупном городе?
– Я бы выделил три группы проблем. Первая – это та самая энергетика. Помимо всех сложностей с получением необходимой мощности, важно, чтобы точка подключения была недалеко от площадки. Подземное пространство в Москве настолько плотное, что протянуть силовой кабель на несколько километров – большая проблема. Это огромные расходы и, главное, сроки. Особенно остро эта проблема стоит при строительстве энергонагруженных объектов. Для ЦОДов до 5 МВт сложностей меньше, но с увеличением мощности они растут по экспоненте, и для объектов мощностью 20–40 МВт могут превратиться в настоящий кошмар.
Вторая группа проблем – экологические. Понятно, что при работе ЦОДа генераторы, климатическое и другое оборудование выделяют загрязняющие вещества. Кроме того, и это, как правило, самое критичное – их работу сопровождает шум. Соблюсти все экологические требования в городе с учетом высотности и плотности жилой застройки непросто. Мы видим, как промзоны стремительно застраиваются жильем, и это означает, что размещать новые ЦОДы с учетом утвержденных городом проектов планировки будет все сложнее и сложнее. Экологическое давление на ЦОДы постепенно растет не только со стороны регулирующих органов, но и со стороны жителей, общественных организаций.
Замечу, что экологическая проблема сопоставима по масштабу с энергетической. Но если с энергетиками, как бы сложно это ни было, вы решаете проблему один раз, то экология – проблема постоянная. И ее острота для ЦОДов, расположенных в плотной городской застройке, будет только нарастать по мере ужесточения экологического законодательства.
Третья проблема – это новые требования города к архитектурным строительным решениям. Все сложнее согласовать возведение в городе, даже если это промзона, каких-нибудь безликих амбаров унылого цвета с простыми дешевыми фасадами. Городские власти все чаще требуют интересных фасадных решений. Соответственно, это привлечение профессиональных архитекторов, удорожание проекта, дополнительное время. Но эта проблема не самая большая из трех, она просто отодвигает период окупаемости объектов немного вправо, и все. На первое место по сложности я ставлю проблему экологическую, на второе – энергетическую, а фасадную – только на третье.
– Если обратиться к экологическому аспекту, какое оборудование наиболее проблемное: дизели, чиллеры?..
– Самая большая проблема – это шум. Шум от вентиляторов, которые являются неотъемлемым элементом разного оборудования – градирен и чиллеров.
Экологические требования очень серьезные, необходимо их строго соблюдать и учитывать в процессе планирования и проектирования нового строительства. Ночью на фасадах жилых домов надо обеспечить 40 дБ. Вот мы сейчас разговариваем в кабинете, и я думаю, что уровень шума выше.
– Как решается эта проблема?
– Снижения уровня шума добиваемся различными путями: используем виброгасящие опоры, малошумное исполнение лопастей вентиляторов, защитные кожухи, экраны. Например, экран с двойным слоем полиуретана, со спецструктурой, поглощает шум от компрессоров. Кроме того, мы перенесли чиллеры с крыши на землю, установив их с той стороны ЦОДа, где проходит железная дорога. Словом, делаем все возможное, чтобы обеспечить выполнение экологических требований на высшем уровне.
– Но, когда объект построен в четком соответствии с документацией и утвержденным проектом, потом ведь проблем быть не должно?
– Теоретически не должно. Если после согласования проекта ЦОДа рядом запланируют построить какой-нибудь жилой объект, то при его согласовании должны учитываться санитарно-защитные зоны, установленные с учетом нахождения рядом промобъекта.
Однако бывает так, что никто ничего не нарушил, но заселились жители. И бабушкам, многодетным мамам, да кому угодно может не понравиться шум или даже вид из окна – они хотели парк, а там другой объект. Они принимаются писать во все инстанции – от санэпиднадзора до Администрации президента. И начинаются проверки. Это момент тоже надо учитывать и быть готовым к тому, чтобы подтвердить экологическую безопасность объекта.
– Но все же преимущества размещения ЦОДа в мегаполисе перевешивают эти трудности?
– Конечно, иначе большинство ЦОДов не строили бы в крупных городах. Любой клиент, особенно крупный и с критическими сервисами, хочет быть поближе к своей инфраструктуре. Никому не хочется ехать несколько часов на электричке, чтобы добраться до своего оборудования.
Мы видим массу запросов, когда клиенты хотят не только перенести в коммерческий ЦОД свою ИТ-инфраструктуру, но и разместить рядом с ней технических специалистов. В том числе поэтому мы изначально планировали не просто ЦОД, а ЦОД в составе технопарка с удобными офисами, коворкингами и другой социально востребованной инфраструктурой.
Замечу, что статус технопарка дает ряд преференций – как нам, так и нашим будущим клиентам. Для нас как управляющей компании технопарка это сниженные налоги на прибыль и на землю, освобождение от налога на имущество. Для резидентов также предусмотрены налоговые льготы.
– Как продвигается ваш проект? Все идет по плану?
– Да, все хорошо. Завершается отделка здания. Первая партия чиллеров приедет в сентябре, дизель-генераторы – в октябре. Только что вернулись из Китая с тестирования фанкойлов, по результатам которого сделали несколько замечаний. Производитель оперативно доработает оборудование, и через месяц вся партия будет готова.
Так что никаких серьезных задержек нет, в целом все идет по плану. В июне-июле 2026 г. должны ввести наш ЦОД в эксплуатацию.
Рекламодатель: ООО "ТЕРМИНАЛ" ИНН: 7743666202 ERID: 2Vfnxwx5UrC
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

















