Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  08 сентября 2025

Российские ЦОДы: путь самурая

Выступления участников собравшего рекордное число делегатов 20-го форума «ЦОД» сложились в объемную картину развития, текущего состояния и будущего отрасли.

Дорога длиной в 20 лет

«У эволюции ЦОДов, как и у самурая, нет конечной цели. Есть только путь», – сделал яркое сравнение директор департамента развития новых продуктов ENERGON Александр Беспалов, выступая на юбилейном 20-м международном форуме «ЦОД» в Москве. Организуемый «ИКС-Медиа» форум – главное профессиональное событие в области проектирования, строительства и эксплуатации дата-центров – 20 лет сопровождает российские ЦОДы на пути постоянного улучшения и совершенствования.

Начало пути – первые услуги размещения коммерческих стоек у операторов связи: «МТУ-Информ», «Комстар – ОТС», Golden Telecom. Следующая веха – возникновение компаний, для которых услуги colocation стали основным бизнесом. Стоит упомянуть запущенный в 2006 г. дата-центр Stack.М1, изначально построенный как коммерческий ЦОД. «Оглядываясь назад, еще бы выделил приход в Россию Uptime Institute. Тогда появился стандарт, начались сертификация и обучение. Это сильно повлияло на комьюнити и взаимодействие с заказчиками. Другой важный этап – появление ЦОДов российского гиперскейлера “Яндекс”», – отметил генеральный директор «Ди Си квадрат» Александр Мартынюк.
 
Александр Барсков, Александр Мартынюк и Дмитрий Бедердинов

За 20 лет на несколько порядков увеличились число и мощность ЦОДов. Значительно вырос и сам форум. Первый, участники которого обсуждали базовые вопросы, собрал несколько десятков энтузиастов. Для проведения юбилейного двадцатого понадобилось два дня, в течение которых форум посетили более 2000 делегатов. А среди следивших через интернет за трансляцией выступлений на главной площадке были жители не только России, Казахстана и Узбекистана, но и пока экзотичного Ирана. На стендах, занявших всю площадь выставочной зоны гостиницы «Славянская», были представлены, похоже, все игроки отрасли. Да и сам форум стал знаковым – первым после принятия поправок к закону «О связи», получивших неофициальное название «закон о ЦОДах».

Дальнейшие шаги

«Никогда не думай, что есть что-то, что невозможно сделать», – гласит кодекс самурая. «Закон о ЦОДах» прошел длинный путь и был принят, когда многие думали, что это уже никогда не произойдет. Но принятие закона не самоцель, а лишь важная точка пути. Директор по взаимодействию с органами государственной власти «РТК-ЦОД» Дмитрий Панышев рассказал о еще предстоящих шагах по регулированию отрасли.
 
Выступает Дмитрий Панышев

Прежде всего нужно создать реестр ЦОДов, о котором говорится в новом законе, привязав его к классификации дата-центров по уровню надежности. Опыт ведения реестров, например ЕРРП, у Минцифры уже есть, так что с непосредственно ведением реестра ЦОДов сложностей не ожидается. Затем надо внести изменения в Градостроительный кодекс, чтобы защитить попавшие в реестр ЦОДы от риска сноса при попадании площадки в программу комплексного развития территорий, упорядочить требования к санитарно-защитной зоне вокруг дата-центров, упростить получение нового участка в аренду с возможностью выкупа.

ЦОДы – фундамент цифровой экономики, и для его развития надо обеспечить дата-центрам льготный доступ к электроэнергии, ускорить подключение к электросетям, обеспечить антитеррористическую защиту, включая физическую защиту от атак БПЛА.

Конечно, выполнить все запланированное не легко, но не невозможно, хотя потребуется затратить много усилий и времени.

Болевые точки роста

Важное направление работы с государством – выработка мер поддержки, в том числе субсидирования ставки по кредитам на строительство ЦОДов. При текущей ставке рефинансирования строительство коммерческих объектов крайне затруднено, что сказывается на рынке. Несмотря на дефицит стойко-мест в Москве и Санкт-Петербурге, их число увеличивается медленно. 
 
Так, по оценкам iKS-Consulting, рост рынка уже в 2024 г. затормозился до 15,3% против 20,7% в 2023 г., а в 2025-м вообще сократится до 5,5%. Впрочем, аналитики считают, что в следующем году высокие темпы роста восстановятся. 

«Часть проектов заморожена, но крупные операторы как строили ЦОДы, так и строят. И на них есть спрос. Судя по проектам, которые сейчас в пресейле, понимаем, что ЦОДы будут вводиться в строй. Хотя коммерческие ЦОДы не развиваются теми темпами, которыми должны бы развиваться, рост данных не остановить», – коммерческий директор C3 Solutions Роман Монахов тоже настроен оптимистично.

Бизнесом двигает оптимизм

«Человек, который впадает в тоску, встречаясь с невзгодами, бесполезен», – гласит бусидо. Но это точно не про игроков отрасли, которые не теряли оптимизма и в более сложные времена. Когда, позабыв про действующие контракты, российский рынок покинули западные вендоры инженерной инфраструктуры, они расширили номенклатуру своих изделий. Нарушились цепочки поставок – выстроили новые.
 Выступает Роман Шмаков

Ушла из России западная материнская компания – построили бизнес на том, что осталось, продолжили поддерживать ее продукты и начали создавать новые. Именно так поступила Systeme Electric, выросшая из российского представительства француженки Schneider Electric. Заводы остались, экспертиза у россиян накоплена, технологии освоены – работать можно. Первый заместитель генерального директора Systeme Electric по рынку «ИТ-решения» Роман Шмаков сообщил, что новая российская компания не только продолжила производить прежнюю продукцию, но и представила полностью локализованные продукты: автоматические выключатели SystemePact ACB, элегазовые моноблоки RME, электроустановочные изделия, уже внесенные в реестры Минпромторга.

Сейчас, когда коммерческих ЦОДов строится меньше, компании находят другие пути развития бизнеса. Например, помогают строить корпоративные ЦОДы. Генеральный директор сети дата-центров 3data Илья Хала предложил пять моделей партнерства, различающихся степенью участия его компании: от франшизы, управления и дистрибуции до эксплуатации или даже аренды (продажи) ЦОДа. Причем партнерство можно налаживать на разных этапах создания ЦОДа – от привлечения финансирования до продажи услуг.

Возвращение сервиса

«Глупо считать, что тебе не достичь мастерства, виденного и слышанного у мастеров. Все мастера – люди. И ты также человек», – еще одна заповедь кодекса самурая. Технологическое отставание в ряде направлений есть, но в целом российские компании могут производить продукты не хуже, чем у мировых лидеров. Это же справедливо и в отношении удобства работы с оборудованием, и в отношении сервиса.
 
Выступает Денис Горяченков

«Российский рынок дозрел до того, чтобы вернулся полноценный сервис от производителя. Наш сервис – полноценный продукт с заданными характеристиками», – заявил директор департамента системной интеграции и энергетических решений компании ДКС Денис Горяченков. Компания, в частности, предлагает не просто ИБП с гарантией, а ИБП плюс сервис как продукт – пакетное решение, включающее расчет TCO; проектирование и интеграцию; шеф-монтаж и пусконаладочные работы; техническое обслуживание 24х7; мониторинг и предиктивную аналитику. Причем стоимость сервиса не зависит от транспортных расходов и одинакова по всей стране.
 
Выступает Роман Монахов

Удобству работы клиентов уделяет большое внимание С3 Solutions. «Основная ценность компании – клиентоцентричность. Все делаем на основе аналитических данных, не создаем продукт просто так. Сначала определяем, кому и для чего он нужен, как с ним работать, и только потом разрабатываем. В этом году сделали большой шаг в роботизацию – к инженерным решениям для ЦОДов добавили роботов», – рассказал Р. Монахов. Ставившая амбициозную цель вырасти в «российскую Schneider Electric» компания C3 Solutions сместила фокус от моновендорности к моносервисности – 750возможности получения из одних рук всего спектра услуг, связанных с жизненным циклом ЦОДа, от разработки проекта, подбора и поставки оборудования до его обслуживания, модернизации и конечной утилизации. При этом амбиций у компании не убавилось: на карте международной экспансии C3 Solutions не только СНГ, но и страны дальнего зарубежья – ОАЭ, Египет, ЮАР.

Не остались без внимания и вопросы повышения производительности труда. Руководитель по развитию направления ЦОД компании IEK Леонид Юль презентовал интеллектуальные СКС под брендом ITK. Про интеллектуальные СКС, существенно облегчающие эксплуатацию кабельных систем, много лет говорили на профильных конференциях, но до вывода реально работающего продукта на российский рынок дело дошло лишь сейчас. 

Российские вендоры не только осваивают передовые западные технологии, но и идут дальше. Стоит отметить представленные руководителем направления разработки новых продуктов компании Ippon Георгием Церетели натрий-ионные аккумуляторные батареи. К их преимуществам эксперт отнес работу при низких температурах, быструю зарядку, глубокий разряд, безопасность, экологичность и длительный срок службы. И что особенно ценно – это были не теоретические выкладки. ИБП с такими батареями компания демонстрировала на стенде.

Бывшие и будущие

Оживление в зале вызвал мультфильм компании ПСМ, в котором герой закрыл дверь в квартиру перед девушкой с цветами и флажком ЕС, объяснив друзьям, что «бывшая приходила». С такой трактовкой событий последних лет не согласилась председатель совета директоров Сlivet Russia Вероника Сильвестрова, заявившая, что итальянская компания Clivet никуда с российского рынка не уходила, так что она не только «бывшая», но и «настоящая» и даже «будущая». На той же позиции стоит и компания HiRef S.p.A, региональный менеджер которой итальянка Донателло Моримандо на хорошем русском языке рассказала о решениях для рекуперации отводимого из ЦОДов тепла – задачи, в последнее время немного подзабытой. Тема использования бесполезно выбрасываемой в атмосферу энергии по-прежнему важна, поэтому продукция компании наверняка найдет спрос на нашем рынке.

Но все же западные игроки сейчас, скорее, экзотика – на первый план выходят гости с Востока. Прежде всего из Китая, где место не так давно доминировавшей Huawei пытаются занять менее именитые китайские компании. На выставке самым эффектным – с огромным экраном – был стенд компании Yuchai Power. Не сильно уступал ему по размерам стенд компании CHINT – поставщика комплексных решений для электроснабжения дата-центров. Директор по маркетингу CHINT Евгений Лепёшкин пояснил, что компания работает на рынке уже 40 лет и входит в топ-50 ведущих азиатских компаний. CHINT поставляла системы электроснабжения для крупного облачного ЦОДа Furong в Китае, для ЦОДов в Индонезии, Сингапуре и на Филиппинах.
 
Выступает Майк Власов

Радует, что продолжают работать на российском рынке южнокорейские компании. Например, энергетические решения представила LS Electric, входящая в хорошо известную в нашей стране LG Group. Никакого параллельного импорта: директор по развитию компании Майк Власов отметил, что продукция напрямую поставляется из Южной Кореи. Гордость компании – испытательный центр, шестой по мощности в мире.

В завершение хочется напомнить еще одну заповедь бусидо: «Для того, чтобы совершенствоваться, необходимо наблюдать за многими людьми и от каждого брать только лучшее». На прошедших форумах «ЦОД» выступали лучшие эксперты отрасли, а организаторы делали все возможное, чтобы за ними наблюдали и брали от них самое ценное как можно больше людей. 20 лет – долгий срок, длинный путь, начавшийся небольшой тропинкой с подъемами и спусками, постепенно перешедший в хорошую освоенную дорогу. Дорогу, по которой не только конкурируя, но и помогая друг другу, мы идем все вместе.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!