Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2008
Лилия ПАВЛОВА  07 марта 2008

Comverse перекраивает биллинговую карту

Еще пару лет назад на российском рынке биллинговых решений аналитики выделяли восемь ключевых игроков: CBOSS, Amdocs, Bercut, «Петер-Сервис», «Восточный Ветер», «Атлант-Информ», STROM telecom и Comverse. Последний, по данным экспертов, в 2006 г. по числу внедрений занимал лишь 1,3% рынка. Сегодня ситуация явно меняется.

Справка «ИКС»

Конвергентный биллинг – универсальная биллинговая система, объединяющая традиционную биллинговую систему (пакетный биллинг) и систему prepaid, обеспечивающую тарификацию в реальном времени (real-time charging).

Справка «ИКС»

Корпорация Comverse Technology, Inc. создана в 1984 г. Состоит из трех компаний: Comverse (поставка ПО для организации VAS и биллинговых решений), Verint Systems (поставка программных решений сетевой безопасности) и Ulticom (поставка программных решений для передачи сигнализации в проводных, беспроводных и интернет-соединениях). Штаб-квартира компании расположена в Вейкфилде, шт. Массачусетс, США.

Comverse имеет более 60 офисов в 41 стране мира, свыше 500 заказчиков-операторов в 130 странах мира. В штате компании более 2 тыс. инженеров. В 2007 г. ее выручка составила $1,86 млрд. На новые разработки направляется 25% доходов.


Даже без детальных исследований видно, что в этом раскладе произошли определенные перемены: в 2007 г. состоялся переход МТС с биллинга CBOSS на систему Foris от STROM telecom, недавно (но не неожиданно) стало известно о «заморозках» Amdocs'а на полях «Связьинвеста»… А с другой стороны, резко активизировалась компания Comverse.

Всё – для VAS

Первоначально компания Comverse специализировалась на разработке и продажах ПО для обеспечения услуги голосовых сообщений. Со временем номенклатура продуктов расширялась – и сегодня программное обеспечение Comverse поддерживает многие услуги VAS (Value Added Services). Среди них – SMS, MMS в сетях 2,5G/3G, унифицированные услуги обмена сообщениями на базе IP, беспроводные информационные и развлекательные услуги, управление контентом, голосовая почта, управление и обработка вызовов, мгновенная связь, передача данных в сетях сотовой связи, а также дополнительные персональные услуги связи. Эти услуги поддерживаются соответствующими решениями Comverse для prepaid-биллинга, обеспечивающего тарификацию этих услуг и выставление счетов в режиме реального времени.

Отечественным операторам сотовой связи продукты Comverse хорошо знакомы. Первым российским заказчиком компании стал в 1997 г. «ВымпелКом», который, по словам Е. Плинера, генерального директора Comverse Россия, до сих пор остается самым крупным в нашей стране потребителем продуктов компании, обслуживающих всех prepaid-абонентов, голосовую почту и 70% SMS-сообщений клиентов «ВымпелКома». Заказчиками Comverse являются все компании «ВымпелКома» в СНГ.

А в прошлом году был реализован крупный проект и для компании МТС, которая решила унифицировать свои prepaid-платформы и внедрить систему Comverse Real-Time Billing (RTBS) с возможностью онлайн-тарификации. О завершении работ МТС объявила в январе 2008 г., и теперь около 90% абонентов компании, обитающие в Краснодаре, Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге, обслуживаются ИН-платформами Comverse, интегрированными с биллинговыми системами АСР Foris. Все это, конечно же, значительно повысило российский «процент внедрений» компании.

Купить bill'а

Е.ПлинерИсторически на биллинговом рынке сформировались два класса систем – prepaid и postpaid. Prepaid-платформы, работающие в реальном времени, есть в продуктовых линейках почти всех крупнейших телеком-вендоров. Традиционные postpaid-системы имеют широкие функциональные возможности, но не позволяют осуществлять биллинг в реальном времени. Кроме того, они очень сложны и дороги в кастомизации и при переходе на новые версии.

Идея создания конвергентного биллинга, т.е. объединения pre- и post-оплаты, витает в воздухе с тех пор, как появились понятия конвергенции и NGN. Однако реальных предложений на рынке до недавнего времени не было.

Компания Comverse стала решать эту проблему самым простым способом: в дополнение к своей рrepaid-платформе купила postpaid-систему Kenan вместе с ее разработчиком – подразделением GSS/Kenan компании CSG Systems (эта сделка на сумму в $249 млн состоялась в декабре 2005 г.). В результате было создано решение, которое Е. Плинер назвал «единственным в мире по-настоящему конвергентным решением по биллингу». Правда, до «идеала» оно несколько не дотянуло. Как сказал президент и СЕО Comverse Technology Group А. Дахан, «это на 90% готовый конфигурируемый продукт, не требующий большой кастомизации, что позволяет операторам быстрее и дешевле выводить на рынок свои услуги».

И.ОстровскийВнедрение «чисто конвергентного биллинга» рассматривается как ближайшая перспектива: три такие системы уже внедрены и до конца года планируется внедрение четвертой, причем одним из заказчиков стал наш украин-ский сосед – «Укртелеком».

Примеру Comverse в деле приобретения недостающих продуктов последовала компания Amdocs, купившая в 2007 г. за $54 млн акции компании SigValue Technologies Inc., израильского разработчика prepaid-платформы, и Ericsson, купившая за 310 млн евро германского разработчика LHS. Но Comverse пошла дальше. После postpaid-биллинга была приобретена компания Netcentrex (специализация – решения VoIP, FMC и IMS), закрывшая таким образом нишу решений для IP-сетей, а потом и компания Netonomy, разрабатывающая системы самообслуживания клиентов. Теперь для кастомизации и поддержки проектов для российских операторов Comverse планирует купить одну из российских софтверных компаний (это получится дешевле, чем привлекать индийских программистов, работавших в проекте для МТС). Причем основной прицел Comverse берет на рынок решений для операторов фиксированной связи.

Тель-Авив–Москва
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!