Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2008 |
Сергей РУМЯНЦЕВ  | 07 марта 2008 |
Всё для всех
С. РУМЯНЦЕВ, исполнительный вице президент группы компаний «Связной», считает, что бизнес сотовых ритейлеров низкомаржинальный. Как тогда компании удается добиваться положительных финансовых результатов?
Досье темыРозничная сеть «Связной» – одна из крупнейших в России: 1577 салонов в 383 городах (по данным на 1 января 2008 г.). Итоги 2007 г.: общий товарооборот с учетом платежей – $ 2,3 млрд, продано 4,91 млн GSM-телефонов и 4,5 млн SIM-карт.
– Мы не прекращаем поиск, импровизируем, выдвигаем новые идеи. В центрах мобильной связи «Связной» постоянно проходят различные промоакции, мы осваиваем и включаем в ассортимент-ную матрицу наших магазинов «Связной-3» новые категории цифровых устройств, только появляющихся на рынке.
Еще два года назад мы не занимались фото, а сейчас доля этого направления в нашем обороте – около 10%, его рост по сравнению с 2006 г. составил 63%. Сегодня в наших салонах практически полный ассортимент фотоаппаратов, фотопринадлежностей, карт памяти.
Больше года назад мы запустили в продажу кастомизированные телефоны разных производителей с дополнительными функциями, с предустановленным мобильным контентом, со ссылкой на WAP-ресурс нашей дочерней компании «Связной-Загрузка» в виде программируемой клавиши. И опыт показал, что мы поступили правильно, не побоявшись взять на себя операторские функции: в 2007 г. кастомизированные телефоны обеспечили нам 13–15% оборота.
Сейчас мы начали активно заниматься GPS-навигаторами и видеокамерами. В планах – продажа игровых приставок и игр, погодных станций. Также мы активно предлагаем сервисы. Скоро у нас появятся страховые продукты, контракты и оборудование для интернет-доступа, IP-телефонии (и аксессуары к ней), предложения операторов кабельного ТВ.
Помогают нам и доброжелательная внутренняя атмосфера, и высокий уровень подготовки продавцов.
– Каким вы видите своего покупателя, свою целевую аудиторию?
– Когда в наши магазины по всей России ежедневно приходят около 1 млн человек и из них 350 тыс. или покупают, или вносят платежи за услуги, определить целевую аудиторию достаточно трудно. Мы ориентируемся на активных потребителей в возрасте от 16 до 30, и, наверное, на этом я и остановлюсь, чтобы не сужать круг наших покупателей. Думаю, что для розничных сетей федерального масштаба действует принцип: чем больше сужаешь целевую аудиторию, тем больше обкрадываешь себя.
Конечно, рекламные кампании мы нацеливаем на людей, которые ведут активный образ жизни, часто меняют телефоны, приобретают модные и дорогие устройства. Этой категории клиентов мы делаем предложения чаще, и они более персонализированы, но одновременно не забываем и про недорогой товар.
– Какова специфика бизнеса сотового ритейлера в российских регионах?
– Различий между столицей и регионами становится все меньше: нефтяные регионы, города-миллионники по структуре спроса похожи на Москву. Если раньше регионы отставали от Москвы на три-пять лет, то сейчас отставание – год-два, а вскоре оно и вовсе исчезнет, потому что благосостояние в регионах растет.
Мы стараемся, чтобы уровень наших салонов был по всей России одинаков, и сейчас различия в ассортименте и в средней цене покупаемых телефонов незначительны, хотя в регионах в нашей ассортиментной матрице дорогих моделей меньше.
Впрочем, нельзя говорить о том, что наш бизнес в регионах совсем не имеет специфики. Во многие российские города мы только начинаем выходить, и, естественно, наша доля рынка там пока незначительна, поэтому продвигать бренд «Связной» там сложнее. Кроме того, в отдельных городах иногда приходится сталкиваться с административными препонами, трениями в отношениях с операторами. Но это всё рабочие моменты, к которым мы привыкли. А синергии бренда хватает для открытия в среднем одного салона «Связной» в день.
– С какими производителями цифровых устройств и операторами сотовой связи розничная сеть связана партнерскими отношениями?
– Мы имеем многолетние партнерские отношения, прямые контракты с 90% производителей GSM-телефонов. Доля оборудования в нашем товарообороте – 60%, из которых 45–47% приходится именно на GSM-оборудование. Лидеры продаж те же, что и в целом по рынку: Nokia, Samsung, SonyEricsson.
Работаем практически со всеми операторами, правда, в 2007 г. мы на несколько месяцев прерывали партнерские отношения с компанией «МегаФон-Москва». Доход от продаж операторских услуг вырос по сравнению с 2006 г. на 40%. Основную долю в структуре продаж занимает «ВымпелКом», на втором месте – МТС, на третьем – «МегаФон».
– Какова наиболее распространенная причина приостановки партнерских отношений ритейлера и оператора?
– Дело в том, что у операторов изначально было свое видение реализации их услуг и достаточно возможностей регулировать рынок. Однако сейчас ситуация меняется: рынки и абонентского оборудования, и SIM-карт перенасыщены. В этих условиях очень многое зависит от ритейлеров, а некоторые операторы не хотят это понимать и продолжают вести себя так же, как и два-три года назад. Так что причины взаимного охлаждения чисто экономические: если сотрудничество с каким-то оператором перестает быть для нас интересным, мы находим более выгодные схемы работы с другими операторами.
– А как вы относитесь к идее создания под своим брендом MVNO?
– Мы думаем, что MVNO – это как раз то направление, в которое может трансформироваться наша кооперация с операторами, а через год-два оно, возможно, станет единственным. К сожалению, российское законодательство сейчас не позволяет реализовывать полноценные MVNO-проекты. Однако установление долгосрочных отношений с сотовым оператором, принятие на себя части оператор-ских функций, создание собственных эксклюзивных продуктов, которые можно позиционировать как квази-MVNO, – это путь, по которому мы уже идем.
Первый шаг – запуск двух тарифов МТС («Единственный» и «Клубный»), разработанных специально для салонов сети «Связной», – мы сделали четыре-пять месяцев назад. Пока эти тарифы продаются только в Москве и Московской области, но мы планируем сформировать предложения и для остальных российских регионов. За два с половиной месяца мы без особого продвижения (информацию об этих тарифах можно получить только в наших салонах) достигли существенного объема продаж.
– Есть ли у «Связного» опыт продажи приложений для мобильных устройств?
– Мы пробуем продавать приложения к смартфонам. Пока, правда, они не занимают сколько-нибудь серьезной доли в нашем обороте.
– Интернет-магазины как конкурентов не рассматриваете?
– Все действующие интернет-магазины мы считаем конкурентами и свою ассортиментную и ценовую политику стараемся выдерживать, ориентируясь именно на основных интернет-игроков. При этом мы сами довольно широко представлены в Глобальной сети: более чем в 20 (а точнее, в 21) крупнейших российских городах действуют интернет-магазины сети «Связной», обеспечивающие нам в зависимости от города 1,5–2% оборота. Посещаемость нашего сайта в последнее время – 25–30 тыс. человек в день, коэффициент конверсии, думаю, не ниже, чем в салонах, – 25–30%. В 2008 г. мы планируем продолжать покрывать территорию России сетью интернет-услуг.
– Каковы основные резервы повышения эффективности бизнеса сотового ритейлера?
– В сегменте GSM-оборудования и других цифровых устройств рынок стабилизировался, каждый процент прироста дается очень тяжело – приходится «отъедать» долю рынка у других игроков. Так что вряд ли нам удастся увеличить в разы или даже на десятки процентов нашу доходную составляющую в этом сегменте.
Большой резерв мы видим в сокращении расходной части, например арендных ставок, в оптимизации наших бизнес-процессов. Этот резерв мы уже начинаем задействовать. Естественно, будем продолжать работать над повышением эффективности каждой торговой точки.
– Компания «Связной» первой на рынке предложила своим клиентам стать участниками программы лояльности. Как вы оцениваете ее результаты?
– Федеральную бонусную программу «Связной-Клуб» мы в течение года тестировали в Нижнем Новгороде, и, хотя развертывать ее по России начали только с ноября, к началу января пользователями программы стали около 2 млн человек, больше половины из которых пользуются бонусными карточками постоянно. Наша задача – до конца года привлечь к программе свыше 8 млн пользователей, а также пригласить к участию в ней партнеров – розничные сети других отраслей: операторов, банки, страховые компании, т.е. мы хотим сделать программу «Связной-Клуб» всеобщей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!