Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
08 апреля 2013

А.СОКОЛОВ: Облачную модель информатизации можно построить по требованиям законодательства, но тогда и с массой ограничений

Массовое распространение иных технологиий требует если не прямой государственной поддержки, то хотя бы благоприятного законодательного обеспечения и отсутствия барьеров. Какова ситуация с облачными сервисами? 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2013, «Сервис в облаке: предложение ищет спрос».

Часть VII.


? «ИКС»: Способствует ли российское законодательство развитию облачных сервисов? Какова роль государства в распространении облаков в России?

Сергей ЧЛЕК, Siemens Enterprise Communications

Сергей ЧЛЕК, технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ: Попытки государства регулировать любой рынок обычно носят «карательный», а не созидательный характер. Но нельзя недооценивать способность государства «стимулировать» рынок облачных услуг путём принуждения этими услугами пользоваться. Например, начав с определенного момента принимать заявки на госуслуги только в электронном виде и никак иначе.

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, DataLine



Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, заместитель генерального директора DataLine: Сумятицу на рынок облачных услуг вносит закон о персональных данных. К сожалению, ни в нем, ни в подзаконных актах нет четкого описания алгоритма действий, а это приводит к различным вариантам толкования закона.


Петр ДИДЕНКО, СКБ Контур

Петр ДИДЕНКО, директор по стратегическому развитию, СКБ Контур: Серьезная проблема -- раздутость вопроса защиты персональных данных. Из-за этого многие сервисы или не возникают вовсе, или не могут реализовать те или иные нужные клиентам функции. Серьезные ограничения накладывает на сервисы использование отечественной криптографии, без которой сложно обеспечить, в частности, юридическую значимость документа. Кроме того, государство как крупнейший заказчик могло бы больше услуг покупать у частных провайдеров, а не реализовывать их своими силами.

Артем СОКОЛОВ, «Техносерв»

Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора, «Техносерв»: В принципе облачную модель информатизации можно построить с выполнением всех требований законодательства, но это наложит массу ограничений, выхолащивающих многие ключевые идеи облаков. Так, сегодняшние нормативы и методики предлагают ограниченный набор мер, не учитывающий современные технологии, например, мобильные устройства, беспроводную связь, технологии хранения данных. Получается, регуляторы «не успевают» или «не замечают» появления новых технологий, что не позволяет их применять с соблюдением достаточного набора мер защиты.

Сергей РЫЖИКОВ, «1С-Битрикс»

Сергей РЫЖИКОВ, генеральный директор компании «1С-Битрикс»: Государственное законодательство сегодня плохо отрегулировано в области обеспечения облачных сервисов – это касается налогового законодательства и требований по тем или иным лицензиям. Очень хочется дождаться изменений курса в нужном направлении. Большая сложность – бумажные документы, а также необходимость оформления большого количества документов между компаниями при взаиморасчетах. У компаний нет возможности рассчитываться за сервис пластиковыми картами с регулярным списанием, и это необоснованно увеличивает себестоимость сервисов. С электронными документами прогресс наметился, хотя практическое использование их еще не достигло необходимого уровня.

Правда, в последнее время государство активно лоббирует использование облачных сервисом и интернет-проектов. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ предпочитает использовать облачные сервисы вместо покупки и инсталляции программного обеспечения, и не исключено, что скоро будут сформулированы определенные рекомендации госструктурам по  разработке облачных сервисов вместо покупки дорогостоящего ПО. Это ускорит появление и распространение облачных сервисов в России. В этой связи очень важно, чтобы госструктуры использовали российские облачные сервисы, стимулируя развитие внутренней инфраструктуры, облачных провайдеров и разработчиков облачного ПО.

Ася ВЛАСОВА, ГК «КОРУС Консалтинг»

Ася ВЛАСОВА, PR-директор ГК «КОРУС Консалтинг»: Государство может стать очень значимым игроком на рынке SaaS в России. Все большее проникновение Интернета и средств связи, повышение мобильности населения ставит перед государством  задачу оперативного и эффективного предоставления государственных услуг в электронном виде.  Сегодня в государственных структурах образовался огромный массив данных разного рода, которые требуются бизнесу, гражданам, и доступ к которым затруднен в силу бюрократизации процедур и необходимости личного посещения госучреждений. Если государство сможет обеспечивать своевременную актуализацию этих сведений в электронном виде, их трансляцию в Интернет, то вокруг тотчас же образуется множество недорогих сервисов и простых в использовании  программ, которые будут чрезвычайно востребованы населением и бизнесом. Уже существуют и успешно работают сервисы российских разработчиков по сдаче налоговой отчетности в электронном виде в фискальные органы, сервисы для образовательных учреждений и пр.  Крупным оператором подобных сервисов может стать Ростелеком.

Федор ЕЛЬЦОВ, Digital Design

 

Федор ЕЛЬЦОВ, руководитель проектов, Digital Design: Многое, что касается сервисов, связанных с конфиденциальной информацией и её защитой, в государственном  и окологосударственном секторе пока плохо сочетается с облаками. Часто требования законодательства сильно отстают от технологий.

Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, Appercut Security


Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, исполнительный директор Appercut Security: В первую очередь, нам нужна практика по уже имеющимся законам - разрешенные споры хозяйствующих субъектов, конкретные штрафы и их обоснование. Также нужно изменение в налоговом законодательстве, точнее, в практике его применения - обычно налоговики относятся предвзято к дорогим сервисным контактам, поскольку очень сложно со стороны определить реальную стоимость оказанных услуг.


Олег ГАШНИКОВ, AT Consulting

Олег ГАШНИКОВ, руководитель практики «Облачные решения» компании AT Consulting: Государство в лице своих граждан является наиболее крупным заказчиком облачных сервисов, имеющим серьёзный оправданный интерес в этой области. Унификация и централизация ИТ-ландшафта государственных функций и услуг является прямым и естественным источником экономии государственных средств. Любое начинание можно выполнить плохо: исказить цели, не довести до конца, подменить результат. Но если внедрение облаков в госсекторе проводить последовательно, то вместо 100 систем документооборота будет 3, вместо 1500 человек обсуживающего персонала — 50. Это приведет к качественной экономии государственных (наших) средств. Российское законодательство не препятствует внедрению облачных сервисов уже сегодня. Учитывая то, что облака - это еще и инструмент повышения эффективности государственных инвестиций в ИТ, имело бы смысл сформировать целевые статьи бюджета на приобретение облачных сервисов, уменьшив соответствующим образом статьи на приобретение готовых систем.

Сергей ХОМЯКОВ, Polycom


Сергей ХОМЯКОВ, вице-президент Polycom в России и СНГ: Роль правительства очень велика и законодательные инициативы могут благоприятно повлиять на рынок облачных услуг. Принятие необходимых законодательных актов позволило бы урегулировать вопросы, связанные с информационной безопасностью, портативностью данных и правом собственности на информацию. Выступая гарантом надежности облачных услуг, подобные правовые нормы могут положительно повлиять на их спрос среди крупных компаний.

Антон САЛОВ, MegaLabs

Антон САЛОВ, директор по облачным сервисам и ИТ компании MegaLabs: В вопросе законодательства касательно облаков Россия существенно отстает от других ведущих мировых держав. Возможно, причиной этого является недостаточный размер рынка облачных сервисов. Да и неоднозначная ситуация с законом о персональных данных так же не способствует развитию рынка. И больше всего это тормозит развитие сервисов для государственных предприятий.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!