Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  24 июня 2009

Первых ласточек коммерческого ГЛОНАСС ставит на крыло МТУСИ

В июне этого года защитили дипломы первые студенты факультета информационных технологий (ИТ) МТУСИ по тематике использования глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС в коммерческих целях.Их руководитель дипломного проектирования, директор аналитического центра ЗАО «Современные Телекоммуникации», член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры АИТиСС МТУСИ Владимир Максименко ответил на вопросы обозревателя «ИКС».


Владимир Николаевич, почему в принципе возникла потребность в подготовке «коммерческих специалистов» по ГЛОНАСС?

- Когда было принято решение использовать систему глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС в коммерческих целях тогда же и  возникла потребность в подготовке специалистов способных разрабатывать наземную аппаратуру потребителя и услуги на ее основе. Помимо технологии, информационные услуги являются основной составляющей коммерческого использования спутниковых навигационных систем. Поэтому, для коммерческого успеха системы ГЛОНАСС нужно подготовить специалистов способных разрабатывать новые персонифицированные услуги на основе определения местоположения абонента или транспортного средства.

К слову, в этом году в Москве уже в третий раз проходил ежегодный  Международный форум по спутниковой навигации, в котором принимали участие ведущие ученые и специалисты компаний, которые начали разрабатывать оборудование для наземной аппаратуры потребителя системы ГЛОНАСС. За прошедшие три года было сделано достаточно много по разработке модулей, на основе которых можно реализовать законченные системы.

Во время проведения первого Форума  в мае 2007 года было предложено  создать Ассоциацию «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» для координации работ по коммерческому внедрению системы ГЛОНАСС. Такая Ассоциация была создана в конце 2007 года. В настоящее время в Ассоциацию входит более 40 организаций, в том числе представители ведущих вузов.

В декабре 2008 г. Ассоциация приняла решение о начале работ по подготовке специалистов для коммерческого внедрения системы ГЛОНАСС в рамках программы «ГЛОНАСС-Образование». Ведущую роль в разработке программы взял на себя  МГТУ им. Н.Э.Баумана. 

-То есть, ощущался дефицит кадров в этой области?

- Дефицит в молодых и талантливых специалистах существует и для самой космической отрасли, специалистов для которой готовит МГТУ им.. Н.Э.Баумана, и для смежных и прикладных отраслей, таких, например,  как телекоммуникации или транспорт. Но это и понятно, ведь развитие коммерческого использования системы ГЛОНАСС стало возможным совсем недавно. А цикл подготовки специалистов занимает не менее пяти лет. Причем эти специалисты должны обладать комплексом знаний как технического, так и технологического и информационного. Ведь сами по себе системы спутниковой навигации без связи не работают. Но и  работающая система не принесет коммерческого результата без информационного наполнения – телематических и геоинформационных услуг. Самым массовым и перспективным приложением систем спутниковой навигации является в настоящее время автомобильный транспорт. В принципе, сама услуга состоит из определения местоположения подвижного объекта (используется система спутниковой навигации) и передачи информации о местоположении и телематических данных о состоянии транспортного средства в центр, который может выполнять либо диспетчерские функции, либо формировать информационные услуги в зависимости от местоположения абонента или транспортного средства, либо может собирать исходные данные для автоматизированной системы управления предприятием. Для этого используется беспроводные системы связи. Самой перспективной на сегодня является система сотовой подвижной связи стандарта GSM с возможностью пакетной передачи данных (GPRS). Использование системы GSM с пакетной передачей данных (GPRS) открыло широкие возможности для внедрении услуг на основе определения местоположения, поскольку используемые ранее другие виды связи имели большие ограничения по зоне покрытия и по скоростям.

-И как готовятся «ГЛОНАСС-связисты»?

-В МТУСИ «ГЛОНАСС-связисты» готовятся в рамках научно-исследовательских работ и учебного процесса. Сегодня в МТУСИ есть несколько факультетов и кафедр, которые участвуют в разработке диспетчерских навигационных систем на основе спутниковой навигации. Например, на факультете по подготовке специалистов в области систем сотовой связи разработан модем, на основе которого строится диспетчерская навигационная система. В научно-исследовательской части (НИЧ) МТУСИ разработано оборудование для диспетчерской навигационной системы при передаче данных по системе стандарта CDMA. Эти разработки НИЧ уже пошли в производство: в Ханты - Мансийске серийные образцы этого изделия внедрены на автотранспортных предприятиях города, ЗАО «Корд» занимается коммерческим внедрением на автотранспорте жилищно-коммунальных предприятий города Москвы.

Кафедра АИТиСС сотрудничает с ЗАО «АКАМ» по разработке интегрированной системы управления автотранспортным предприятием на основе системы бухгалтерского учета "1С: Предприятие". Диспетчерская навигационная система собирает всю необходимую информацию, которая нужна для автоматизации процесса управления предприятием, т.е. накапливает исходные данные для системы учета "1С: Предприятие". Интеграция диспетчерской навигационной системой на основе спутниковой навигации с системой "1С предприятие" повышает уровень автоматизации процесса управления автотранспортным предприятием. Два выпускника нашей кафедры (Сапижко А. и Гусаров С.) принимали участие в этой работе и на отлично защитили дипломные проекты по данной тематике. Один дипломный проект был связан с разработкой системы для управления предприятием, которое работает в области пассажирских перевозок, а второй - для управления предприятием, которое работает в области грузовых перевозок. Эти две разработки (грузовые и пассажирские перевозки), учитывая, что выпускники кафедры остаются работать в компании «АКАМ», в ближайшее время будут завершены с тем, чтобы можно было поставлять на рынок интегрированное решение.

Еще один дипломный проект (Козлова С.) посвящен разработке автоматизированного комплекса и интеллектуальных услуг на основе определения местоположения абонента для коммерческого предприятия, оказывающего дополнительные услуги в сетях UMTS. Особенность дипломных проектов, выполняемым на кафедре, состоит в том, что их основой являются информационные технологии, а выпускники – специалистами по разработке услуг на основе телекоммуникаций и информатизации.

-    Но как их эта тематика заинтересовала?

- Учитывая, что наш факультет – это Факультет Информационных технологий, то интерес к новым предметным областям в которых можно применить свои знания у студентов проявляется достаточно активно. Мы стараемся им помочь. В частности, когда я веду такой, казалось бы, простой курс «Вычислительные машины, системы и сети» я пытаюсь продемонстрировать использование микропроцессорных вычислительных средств в оборудовании проводной и беспроводной связи. В последние три года проводя исследования в ЗАО «Современные Телекоммуникации» применения систем глобальной спутниковой навигации для коммерческого использования на автотранспорте, мне удалось выявить несколько интересных практических приложений. Своими находками я делюсь со студентами. И от них уже зависит: будут они заниматься в этой области или нет. Если у них интерес к проблеме проявляется, то мы его закрепляем в рамках студенческой научно-исследовательской работы и далее в бакалаврских и дипломных проектах, помогаем найти предприятие, на котором они смогли бы работать по данному направлению после окончания МТУСИ. Вот в этом году у пяти выпускников темы дипломных проектов были связаны с системами спутниковой навигации. Трое из них закончили институт с «красным» дипломом. Перспективная тематика всегда привлекает лучших.

-  Владимир Николаевич, а не разумно ли было бы собрать всех специалистов по ГЛОНАССу на одном факультете?

-  Можно идти путем  создания факультета и  подготовки специалистов в течение пяти лет от начала до конца. Но предварительно необходимо пройти длинный бюрократический путь по обоснованию необходимости такого факультета, разработке комплекса программ обучения и набора выпускников школ. Трудно выбрать заранее специальность, не проникнув в ее сущность. Не все ведь готовятся стать специалистами в этой области. А можно использовать тот подход, который мы применяем - специализация начиная с 3-го курса. Можно дополнительно ввести спецкурсы или организовать обучение в рамках научно-исследовательской работы студентов.

- А о следующем выпуске уже думаете?

-   В этом году третьекурсники были на международном форуме по спутниковой навигации в качестве волонтеров, работали с организаторами форума, имели возможность присутствовать на заседаниях секций и круглых столов, на которых обсуждались технические проблемы разработки и коммерческого внедрения системы ГЛОНАСС/GPS. И вот сейчас несколько человек попросились на практику в "Современные Телекоммуникации", где мы занимаемся исследованиями и аналитикой, в том числе и в области глобальной спутниковой навигации, Постараемся привить им интерес к творчеству в этой перспективной области знаний.

  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!