Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
А.Ю. КУЗНЕЦОВА  01 июля 2006

ИКТ-кадры как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики

В новых условиях весьма остро стоит вопрос современного ИТ-образования. Отечественная ИТ-отрасль испытывает большую потребность в квалифицированных кадрах – программистах, инженерах, менеджерах, технологах и т.д. По оценочным данным, в целом по России прогнозируемая потребность в специалистах в области ИКТ составляет не менее 50 тыс. чел.

Новые направления подготовки
В последние годы в отраслевых вузах открыты новые специальности по перспективным ИКТ, пользующиеся повышенным спросом на рынке труда: вычислительные машины; комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; ПО вычислительной техники и автоматизированных систем; информационные системы; прикладная информатика; защищенные системы связи. В то же время Минобрнауки РФ вводит ограничения на финансирование непрофильных специальностей (экономика связи), хотя это не отвечает интересам нашей отрасли.
В целях актуализации образования Мининформсвязи на базе учебно-методического объединения по образованию в области телекоммуникаций (МТУСИ) планирует открытие нового направления подготовки специалистов с ВПО – инфокоммуникационные технологии (по отраслям). Этот шаг отражает развитие ИКТ-структуры в России как одного из основных факторов роста национальной экономики, интеграции страны в мировое инфопространство.
Вместе с тем в новых условиях весьма остро стоит вопрос современного ИТ-образования. Отечественная ИТ-отрасль испытывает большую потребность в квалифицированных кадрах – программистах, инженерах, менеджерах, технологах и т.д. По оценочным данным, в целом по России прогнозируемая потребность в специалистах в области ИКТ составляет не менее 50 тыс. чел.
Повышение квалификации
В условиях постоянного роста требований к уровню подготовки кадров весьма продуктивно сотрудничество в сфере образования вузов и крупных ИКТ-компаний: оно способствует решению проблем дефицита квалифицированных преподавательских кадров и качественному обучению студентов современным программным продуктам и технологиям.
В настоящее время на базе вузов функционируют 26 тренинг-центров, созданных компаниями Motorola, Alcatel, Ericsson, Cisco, IskraTEL, Siemens, NEC и др. Ежегодно в них обучается 7 тыс. специалистов. При этом особое внимание уделяется повышению квалификации и переподготовке кадров в области новейших ИКТ (Интернет, IP-телефония, ISDN, SDH, интеллектуальные сети и др.), а также экономики, менеджмента и управления персоналом.
В целом же по отрасли ежегодно повышение квалификации и переподготовку проходят около 150 тыс. специалистов, что позволяет соблюдать установленную периодичность повышения квалификации – не реже 1 раза в 5 лет. С учетом высокой технологичности отрасли целесообразно осуществлять повышение квалификации специалистов не реже 1 раза в 3 года, топ-менеджеров – ежегодно.
Многоуровневая подготовка
В рамках Национальной доктрины образования в РФ и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. ведется работа по созданию многоуровневой системы подготовки кадров (бакалавр – специалист – магистр) и отраслевых университетских комплексов (лицей – ссуз – вуз).
Вопрос о переходе российского образования к двухуровневому образованию (бакалавр – магистр), по мнению Мининформсвязи России, нуждается в дополнительной проработке. Как показывает практика, предприятия не готовы к приему на работу бакалавров, не получивших конкретного профессионального образования и нуждающихся в дополнительном обучении на производстве. Абитуриентов также не привлекает перспектива получения квалификации бакалавра. Так, в вузах связи в бакалавриат каждый год поступают 150–160 чел., а выпускаются 15–20 чел. (10–12,5%) – остальные продолжают обучение по программам специалиста или магистра. Ежегодно степень магистра получают около 80 чел. Назревает необходимость восстановления квалификации «инженер» как исторически сложившейся категории, отражающей сущность профессий, связанных с техническими профилями работ, в том числе в области инфокоммуникаций.
ИТ-парки
В целях повышения конкурентоспособности отрасли, форсированного внедрения ИТ создается инновационная система, объединяющая в общее целое образование, науку и производство. Как известно, один из таких пилотных проектов реализуется в СПбГУТ. Хорошую базу для создания подобных структур имеют и другие вузы отрасли, с учетом опыта работы тренинг-центров зарубежных компаний.
Предполагается, что численность работающих в ИТ-парке составит примерно 3 тыс. чел., из них 10–15% – административно-управленческий персонал, 60% – математикипрограммисты, технологи. В ИТ-парках планируется проводить обучение как штатных специалистов, так и пользователей созданных программных продуктов (на коммерческой основе по программам различной продолжительности). Возможная пропускная способность ИТ-центра в обучении персонала – 1,5–2 тыс. чел. в год.
Несмотря на очевидные успехи в совершенствовании подготовки кадров, в отраслевой системе образования немало узких мест, и основными из них являются недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие централизованного финансирования НИОКР, низкий уровень заработной платы педагогов, высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава. Администрация учебных заведений решает эти проблемы за счет внебюджетных источников, проведения научных исследований по прямым договорам с предприятиями, спонсорства. Ведь именно кадры позволяют адекватно реагировать на вызовы времени, обеспечивать стабильное функционирование инфраструктуры, повышать инновационную привлекательность отрасли.
Профильные вузы отрасли ИКТ в РФ

  • Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)
  • Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ)
  • Сибирский госуниверситет связи и информатики
  • Поволжская госакадемия телекоммуникаций и информатики
  • плюс 8 филиалов
Профильные ссузы отрасли ИКТ в РФ

  • Казанский электротехникум связи
  • Ростовский-на-Дону госколледж связи и информатики
  • Ставропольский колледж связи им. В.А. Петрова
  • Чебоксарский электротехникум связи
  • плюс 10 структурных подразделений вузов связи
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!