Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06-07 2013
15 июня 2013

Константин БЫСТРУШКИН. Эфемериды человека творческого

В системе координат Константина БЫСТРУШКИНА, заместителя гендиректора ЗАО «МНИТИ» по научной работе, есть величины постоянные, как планеты и небесные светила в эфемеридах*.

Константин БЫСТРУШКИН, заместитель гендиректора ЗАО «МНИТИ» по научной работеТелевизионный институт

Не часто бывает, чтобы вся профессиональная биография человека была связана с единственным местом работы. В МНИТИ студент 5-го курса МИЭМа Константин Быструшкин был направлен на практику, а после окончания вуза в 1981 г. пришел в институт молодым специалистом. Занимался вопросами электромагнитной совместимости. «Вообще-то у нас, как правило, была узкая специализация, – рассказывает К. Быструшкин. – Те, кто работал над блоком цветности, глубоко знали телевизор в основном как блок цветности; кто делал радиоканал – главным образом как радиотракт. А мне, поскольку полем моей деятельности были помехозащищенность и помехоизлучение, пришлось изучить телевизор "от и до". Поэтому когда из института ушел наш главный конструктор телевизоров, директор принял решение назначить на эту должность меня. Мне тогда было немногим больше 30, а пост очень ответственный. Честно скажу, в более зрелом возрасте я, может, и не решился бы принять такое назначение, но тогда сработал молодой авантюризм – хотелось себя показать. И вроде бы получилось».

В кабинете нашего героя особое место занимает «стена славы» с дипломами и патентами; в фойе института выставлены призы, кубки и прочие награды, среди которых есть и полученные лично им на престижных международных форумах. Сегодня МНИТИ, помимо того что отвечает в Минпромторге за концептуальные вопросы развития телевидения, участвует и в международной ассоциации FoBTV: совместно с группой ведущих вещательных компаний институту предстоит к 2015 г. разработать предложения по международному стандарту мультиплатформы мультисистемного телевидения.

Творчество как натура

Через 20 лет будет одно телевидение У К. Быструшкина есть две душевные привязанности, гармонично дополняющие профессиональную биографию. Первая – аппаратура высококачественного звука hi-fi/high end, когда практически из ничего (на основе самого дешевого, простого аудиооборудования) извлекается чистейшее звучание живой музыки. Это увлечение – с детства. «Мне было лет пять, когда мой дядя, в ту пору студент, принес радиостанцию "Урожай". С ней я постоянно возился и сразу "запал" на радиожелезо, – вспоминает К. Быструшкин. – Чуть позже начал читать и перечитывать подшивки журнала "Радио", которые собирал сосед, и скоро стал типичным советским радиолюбителем. Когда заработал первый собранный мною приемник 2-V-3, удовольствие испытал необычайное. В то время мы жили в небольшом поселке Кемеровской области. Потом семья переехала в Москву, поскольку отца перевели на работу в министерство. С телевизором всерьез познакомился классе в 9-м, когда он сломался. Как радиолюбитель я посчитал неудобным вызывать мастера – и починил».

В своем кабинете заместитель гендиректора МНИТИ держит купленную 20 лет назад и собственноручно усовершенствованную звуковую аппаратуру, которая своим звучанием способна лишить чувства реальности самого закоренелого прагматика. Константин Быструшкин – известная персона в среде «самодельщиков» аудиосистем высокой верности звука, и он с радостью делится своими идеями со всеми, кому эта тема интересна. Например, две его статьи по доработке колонок до сих пор размещены на сайте «Самоделка.Ру» и пользуются неизменным успехом у его посетителей.

Вторая привязанность – техническое писательство. С 90-х Константин Быструшкин совместно со своей коллегой Ларисой Степаненко много публиковался в профессиональных изданиях (более 200 пуб-ликаций). «Это было счастье, потому что хобби совпадало с работой, – вспоминает К. Быструшкин. – Но выходных не было, и ночей не было – я постоянно что-то писал».

Сейчас другие времена – все время поглощает работа в институте, так что уже не до писательства. Разве что, засидевшись в своем кабинете допоздна, Константин Николаевич может позволить себе передохнуть, поставив любимый диск и включив издающую волшебные звуки самолично доработанную аудиосистему.

«Здесь я на месте»

Примечательно, что ставший родным домом телевизионный институт мог и не случиться в его жизни. «По распределению после МИЭМа я попал в НИИСчетмаш, где надо было иметь дело с "военными железяками", к чему душа совсем не лежала, да и сейчас не лежит ни с какой стороны, – рассказывает Константин Быструшкин. – А тогда распределение было жесткое, и я никак не попадал в МНИТИ. Здорово помог отец, единственный раз вмешавшись в мою профессиональную жизнь. Он пошел на прием в соответствующее министерство и сказал заместителю министра, что я всю жизнь мечтаю заниматься именно телевидением. В итоге был выпущен новый приказ по распределению, и я оказался в МНИТИ. Если бы этого не случилось, жизнь могла бы сложиться совсем по-иному. Здесь я на месте: работа позволяет удовлетворять природное профессиональное любопытство; в коллективе царит атмосфера семьи. А для меня и в прямом смысле: жена Елена работает здесь же. Мы вместе больше 20 лет. Встречи было не избежать, поскольку после командировок я приходил к ней в отдел научно-технической информации с отчетами о выставках.

В 90-е институт понес определенные кадровые потери, времена были не самые лучшие, и народ, даже если хотел заниматься наукой, был вынужден заботиться о хлебе насущном. Но сейчас у нас сложился замечательный коллектив и, что радует, появилось немало молодежи. К нам приходит достаточно много военных, но они быстро ассимилируются, попадая в уникальную семейнуюатмосферу  ин ута. Наверное, потому, что здесь сильно женское начало: почти все ключевые посты, в том числе и генерального директора, занимают женщины. Мужчины попадаются скорее по недоразумению».  

Б л и ц .   О   т в о р ч е с т в е ,   о   м и с т и к е ,   о   л ю д я х

– Когда в вас пробудилась тяга к писательству?

С-Битлз-Музей-Мадам-Тиссо-Лондон-2005

– В детстве стихи писал, потом басни – и неплохо получалось. В начале перестройки я в нашей институтской стенгазете серию басен вывешивал, за что меня постоянно в партком вызывали, стенгазету снимали и проч. Потом переключился на техническое писательство, и в нем удавалось самовыразиться. Я благодарен своему хобби, потому что в качестве журналиста объехал много стран. В старших классах я был битломаном и страстно мечтал попасть в Лондон на Эби Роуд, чтобы пройти мимо студии, где записывались «Битлз». Эта мечта исполнилась, когда поехал в Англию в командировку как журналист.

– В семье были писатели-поэты?

– Родители работали в мясомолочной промышленности, отец – в министерстве, мама – в научно-исследовательском институте ВНИМИ. Поэтому, как говорил кот Матроскин, «сгущенки было завались» (шутка). Родители замечательные, но стихов не писали. А вот сын, который сейчас учится в ГИТРе на режиссера, пишет лирические стихи, выкладывает их на сайте «Стихи.ру», где у него толпа поклонников и поклонниц. Пытается писать сценарии, снимает интересные ролики. Мы с женой следим за его работами, гордимся.

– Ваши любимые места на планете?

– В России люблю Санкт-Петербург, там я был раз 25. За границей, наверное, Париж – у нас с женой стало доброй традицией ездить туда на майские праздники. Не знаю, в чем дело – архитектура ли, люди или сам воздух так нравятся, но город сразу «лег на сердце». Еще, пожалуй, Амстердам, Берлин. Ну и, конечно, Япония – вся страна, люди, их менталитет. И знаменитый на весь мир радиорынок Акихабара! Но не могу сказать, что в других странах мне некомфортно. Везде интересно.

А еще со мной был один мистический случай. Приснился мне как-то старинный европейский город, причем в подробностях. Примерно через месяц по приглашению фирмы Philips я приехал в бельгийский городок Брюгге, о существовании которого раньше даже не подозревал. И вот с первых шагов по этому городу узнаю его по тому сну, вплоть до того, что могу заранее сказать, какую вывеску увижу за поворотом! Эта история меня потрясла до глубины души, и объяснить ее до сих пор не могу.

– У вас есть учителя в жизни?

– Колоссальную роль в моей жизни сыграл Марк Иосифович Кривошеев. Мы с ним встретились в 1988 г., меня представили ему как подающего надежды молодого инженера. А первая совместная командировка была в 1995 г., когда в Женеве мы занимались системой SECAM Plus, которую разработал наш коллектив, а Марк Иосифович помогал продвигать ее в Европе. Сказать, что мы подружились, было бы слишком самонадеянно, но сложились определенные отношения, я почувствовал его мудрость, многому научился. Считаю учителем Игоря Константиновича Ануфриева, бывшего директора нашего института. Мне глубоко запали в душу его слова: «Никогда не обижай людей. Каждый человек – это вселенная, все остальное – производное». Этому правилу стараюсь следовать в жизни. Ну и мой сегодняшний шеф – директор нашего института Надежда Николаевна Вилкова. Замечательный человек, у которого есть чему поучиться. И, конечно, мои родители, которых уже – увы! – нет со мной.  

Беседовала Лилия ПАВЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!