Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2014
27 января 2014

Николай ПРЯНИШНИКОВ. Лидер как призвание

В молодости он поставил себе цель – лидировать и обязательно быть эффективным. С годами к упорству, способности просчитывать ситуацию и готовности отвечать за свои решения добавилась интуиция. 

Николай Николаевич ПРЯНИШНИКОВ, президент Microsoft в РоссииНиколай ПРЯНИШНИКОВ, президент Microsoft в России, обладает редким по нынешним временам свойством – он считает себя счастливым.

Спасибо роду

– По линии бабушки – папиной мамы я принадлежу к древнему ярославскому купеческому роду Оловянишниковых, у которых было большое колокололитейное производство. Оловянишниковы были поставщиками императорского двора, меценатами. Мой папа Николай Евгеньевич Прянишников знает об этом купеческом роде все, а у меня дома висит портрет прапрадеда Ивана Порфирьевича Оловянишникова, городского главы Ярославля.

Фамилию Прянишников другой мой прапрадед получил в деревне за то, что пек пряники. У мамы в роду тоже были и представители трудового народа, и интеллигенции. Всем моим предкам, независимо от их происхождения, я очень благодарен.

У нас с братом (мы близнецы) прекрасные родители: мама – преподаватель немецкого языка в вузе, кандидат педагогических наук, а папа, по образованию архитектор, работал старшим научным сотрудником, сейчас эксперт, консультант по объектам и менеджменту культуры.

Бокс – для настойчивых

К спорту нас с ранних лет приучил дедушка. В четыре года мы с братом занимались фигурным катанием, в первом классе ходили на плавание, затем играли в футбол, позднее увлеклись легкой атлетикой. Причем, когда мы в пионерлагере участвовали в соревнованиях, брат всегда побеждал меня там, где требовались ловкость или меткость, но если нужно было приложить силу, победителем оказывался я.

А потом дедушка отвел нас в секцию бокса. Этот вид спорта формирует волевые качества. Поверьте, три-четыре раза в неделю ходить на тренировки, зная, что там тебя будут бить, очень непросто. Многие бросают занятия через месяц. У тех же, кто идет дальше, постепенно вырабатывается настойчивость – без этого качества в поединке до конца третьего раунда не выстоять.

Бокс был для меня полезным до поры до времени, пока я не стал интенсивно изучать английский язык и не заметил, что после спарринга только что выученные слова забываются . Тогда решил, что надо остановиться.

Телефон в автомобиле и не только

Уроки мы делали каждый сам за себя, но когда занимаешься с братом в одной комнате и что-то забыл, всегда есть возможность быстро спросить и получить ответ, мы ею пользовались и учились очень хорошо: окончили школу с серебряными медалями.

МАДИ, куда я решил поступать, был нашим «семейным» вузом. В свое время его окончил наш дедушка, позднее моя тетя. В МАДИ до сих пор преподает мама. А еще он находился рядом с нашим домом. К тому же все, что касается автомобиля, было мне очень интересно. Из стен института я вышел дипломированным инженером автомобильного транспорта по электронике. Так что когда я пришел в «Московскую Сотовую» и начал продавать первые мобильные телефоны, которые устанавливались в машинах, шутил, что работаю по специальности.

Наверное, мне повезло, что я прямо после института попал в бизнес, который динамично развивался. Он сразу понравился мне высоким потенциалом роста и инновационностью. Бизнес-задачи требовали специальных знаний, и я получил второе образование по специальности «финансы и экономика», а потом и степень MBA для закрепления уровня, достигнутого в бизнесе.

Позднее я защитил кандидатскую диссертацию «Стратегическое управление предприятием в условиях экономического кризиса», основанную на опыте, приобретенном в кризисном 1998-м в компании «Московская Сотовая» (тогда мы первыми в России ввели бесплатные звонки внутри мобильной сети). В этой работе был описан набор моих действий как коммерческого директора, а также их конкретные результаты – рост абонентской базы, доходов, прибыли в то время, когда у конкурентов эти показатели падали.

У кого учиться

Первым, кто помог мне выработать необходимые для менеджера качества, был мой дядя, работавший в Международной организации труда. Он научил меня тайм-менеджменту: составлению распорядка дня, отслеживанию сделанного, подведению итогов – оценке того, чего удалось добиться за день. В молодости я четко планировал свою жизнь, и карьере это помогло.

А дальше я учился у своих руководителей и коллег. В «Московской Сотовой» моими учителями были Вячеслав Федорович Гуркин, ее генеральный директор, и Фред Ледбеттер, коммерческий директор. Первый учил управлению коллективом и позитивному отношению к людям, а у второго – как и у основателя «ВымпелКома» Дмитрия Борисовича Зимина – мне нравилась коммерческая жилка. Кент МакНили, с которым мне довелось поработать, уже будучи вице-президентом «ВымпелКома», стал для меня образцом менеджерской зрелости. У Джо Лундера я научился умению расставить приоритеты, сконцентрироваться на стратегических вопросах, а мелкие операционные задачи спокойно делегировать своим подчиненным. А у Александра Изосимова – доверию своему маркетинговому чутью.

Про 49 долларов

Я поучаствовал в истории запуска «коробочки за 49 долларов». В один прекрасный день ко мне пришла команда маркетологов с идеей такого продукта, и я ее поддержал, хотя ничего подобного в России тогда еще не было. Потом мы долго думали о возможной цене «коробочки». Вариантов было несколько: $49, $50, $55. И нам показалось, что установив цену ниже $50, мы пошлем людям сигнал: сотовая связь стала для них доступней. Несмотря на сопротивление финансистов (наша цена была ниже себестоимости), я на этом решении настоял, пошел на риск – и не ошибся. За первую неделю продажи выросли в пять раз, и мы только успевали подключать новых абонентов. Наша «коробочка» вызвала взрыв, с которого для российской сотовой связи началась новая эпоха, эпоха массового рынка.

Требуются новые вызовы

В моей карьере было много этапов: торговый представитель, руководитель сектора, директор по маркетингу и продажам, генеральный директор компании-дистрибьютора, вице-президент по коммерции, генеральный директор по регионам, генеральный директор по России, директор по международному бизнесу.

И в какой-то момент мне захотелось новых вызовов. Так что, получив предложение возглавить российский Microsoft, я понял – это то, что мне нужно: меня заинтересовал многофункциональный менеджмент, и захотелось стать членом управленческой команды глобальной корпорации.

Приняв предложение, я предупредил семью, что на новом месте придется работать больше. И за полгода провел тысячу встреч один на один – с клиентами, партнерами, сотрудниками. Пришлось осознать, что в большой корпорации делать все, как ты хочешь, невозможно – решения нужно согласовывать со своим руководителем, с финансовым департаментом, потому что ты не один. А значит, для их принятия требуется больше времени. И это было непросто.

В глобальной компании нужно координировать вопросы, но можно идти на опережение, добиваться роста, и это то, что мне нравится.

Мне нравится

Рост бизнеса для меня – определяющий критерий успеха. Все бизнесы, которыми я руководил, – «Московская Сотовая», «ВымпелКом» – росли, и Microsoft в России тоже растет. Другой значимый критерий успеха – эмоции, которые испытывают сотрудники компании от работы.

Мне нравится руководить людьми и помогать им в раскрытии потенциала. Мне нравится развиваться и как менеджеру, и как человеку, заниматься тем, что повлияет на будущее людей. Думаю, управлять компанией, занимающейся сигаретами или алкоголем, мне было бы сложно.

Сейчас я увлечен медитацией, йогой – духовными практиками, которые способствуют гармоничному развитию личности. На днях я пришел к мысли, что не хотел бы никого никогда ни в чем обвинять: источник всех проблем нужно искать только в себе.  

Ц е л е у с т р е м л е н н ы й   б л и ц  

– Брат такой же целеустремленный человек, как и вы?

– Мы похожи внешне больше, чем внутренне. Он очень хороший, но нежнее и чувствительнее меня. Однажды на первенстве вуза по боксу брат был моим секундантом, и по окончании поединка признался: «Я волновался больше тебя». Я немножко железный, что ли, а он понимающий.

– Что такое в понимании кандидата в мастера спорта по боксу и топ-менеджера «держать удар»?

– Для меня это значит не пугаться сложностей, не опускать руки, когда вокруг тебя возникают конфликты и неприятности, не сдаваться и не впадать в депрессию, а продолжать двигаться вперед. Когда я был молодым менеджером, я действовал агрессивно, напористо, часто шел напролом. Работа в многонациональной компании помогла мне понять, что гораздо лучше двигаться вперед без конфликтов, находя какие-то компромиссы, слушая собеседника, помогая ему в чем-то, чтобы он тебе помог в другом.

– Ваша семья вас поддерживает?

– Вся семья очень помогала мне в карьере. Работа всегда была важной частью моей жизни. И все близкие люди помогали мне тратить на нее больше времени, чем это бывает в обычных семьях. Хотя детьми я много занимался. Сейчас моя философия менеджмента предполагает баланс между работой, семьей, личным каким-то хобби, общественной деятельностью и здоровьем.

– Какое дело для вас любимое?

– Менеджмент, связанный с ростом и с технологиями.

– Вы счастливый человек?

– Очень.

Записала Александра КРЫЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!