Rambler's Top100
Статьи
Александр БАРСКОВ  01 октября 2025

ЦОДы распределят по классам

Опубликован проект постановления Правительства РФ об утверждении Правил формирования и ведения реестра центров обработки данных, расположенных на территории Российской Федерации.

Документ, который должен утвердить Правила формирования и ведения реестра центров обработки данных, а также порядок их классификации, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для «оценки регулирующего воздействия». Целями реестра, который будет вести Минцифры России (оператор реестра), являются систематизация учета информации о ЦОДах и повышение уровня доверия к оказываемым ими услугам. 

Порядок классификации – принципиальное положение, введение которого позволит реализовать отечественную систему определения уровня надежности ЦОДов и выделить те из них, которые способны обеспечить высокий уровень доступности (готовности) для критически важных приложений, в том числе государственных информационных систем. 

«На мой взгляд, создание реестра ЦОДов с указанием классов надежности повысит доверие к отрасли, что позволит привлечь новых клиентов и инвесторов. Также регулирование отрасли дает надежду на получение льгот и решение системных вопросов развития», – считает Илья Хала, генеральный директор сети дата-центров 3data. 

«Ключевой фактор выбора внешнего ЦОДа – соответствие его уровня надежности требованиям заказчиков. Второй важнейший аспект – размещение объектов КИИ в инфраструктуре надлежащего уровня надежности. Необходимость “импортонезависимой” классификации ЦОДов назрела давно. В течение последних лет отраслевым сообществом был разработан ряд документов, на основании которых ЦОД может быть отнесен к тому или иному классу прежде всего в соответствии с топологией инженерной инфраструктуры, – комментирует ситуацию Видия Железнов, директор по специальным проектам АО «Атомдата». – Сейчас основной вопрос – механизм подтверждения заявленного класса; необходимо, чтобы он был максимально регламентирован и не вызывал опасений у владельцев и операторов ЦОДов. Возможно, реестр ЦОДов в дальнейшем также позволит выделить параметры, по которым часть ЦОДов может войти в перечень системообразующих организаций российской экономики». 

Документом предусматриваются три класса ЦОДов:

  • наивысшего уровня надежности – к нему относят ЦОДы, основным принципом функционирования систем инженерно-технического обеспечения и оборудования которых является отказоустойчивость;
  • высшего уровня надежности – ЦОДы, в которых обеспечивается возможность выполнения операций технического обслуживания, ремонта, замены любого компонента систем инженерно-технического обеспечения и оборудования без перерыва в предоставлении услуг;
  • среднего уровня надежности – основным принципом функционирования таких объектов является резервирование всех компонентов систем инженерно-технического обеспечения и оборудования. 

«Хорошо, что структура и логика проекта постановления Правительства РФ предусматривает введение ряда признаков ЦОДов, определяющих их классы на основании уровня их надежности. Это позволит фокусно стимулировать развитие той инфраструктуры, которая необходима для решения задач государства и потребителей из разных секторов экономики, – высказывает свое мнение Евгений Богданчиков, генеральный директор DataPro. – Главное, чтобы предлагаемые механизмы учитывали интересы операторов ЦОДов и помогали им в создании новых востребованных экономикой объектов, не создавая препятствий. Также важно, чтобы нормативные документы Минцифры, которые последуют за постановлением и указанные в нем, были глубоко проработаны с владельцами инфраструктуры ЦОДов, поскольку еще остаются вопросы по принципам формирования экспертного совета и порядку подтверждения класса ЦОДов». 

Предлагаемое постановлением деление на классы гармонизировано с международной классификацией по уровням Tier организации Uptime Institute, которая в России выдала ЦОДам более 120 сертификатов (в мире около 3,5 тысяч). Однако предъявляемое к среднему уровню требование резервировать все компоненты выглядит слишком жестким – согласно сложившейся практике, на объектах схожего уровня (Tier II) обычно резервируют активные компоненты основных инженерных систем – электропитания и охлаждения. Это обстоятельство важно учесть в окончательной версии документа. 

«Процесс правового оформления центров обработки данных, начавшийся после принятия изменений в законе “О связи” о статусе ЦОДа как объекта связи, необходим для нашей отрасли и направлен на повышение доверия клиентов к размещению оборудования в надежных российских дата-центрах. Очевидно, что для этого реестр ЦОДов должен быть публичным и доступным для клиентов, юридический и правовой статус владельца и оператора ЦОДа точно определен, а критерии и процедуры отнесения ЦОДа к конкретному классу надежности прозрачны и понятны для всех участников рынка, – подчеркивает Евгений Вирцер, генеральный директор компании “Свободные Технологии Инжиниринг”, основатель ГК Key Point. – Также целесообразно перейти от показателя количества стоек к понятию полезной (ИТ-) мощности, как более точно отражающему современные тенденции рынка и являющемуся в отрасли стандартом де-факто». 

Согласно п. 16 предложенного документа класс ЦОДа определяется его оператором самостоятельно – в зависимости от уровня надежности систем инженерно-технического обеспечения. Однако не все так просто. В случае если в заявлении о внесении в реестр сведений оператором ЦОДа указывается, что он относится к одному из перечисленных выше уровней надежности (наивысшему, высшему или среднему), такое заявление, а также подтверждающие документы к нему, направляются в уже упомянутый экспертный совет при Минцифры России. Последний рассматривает эти документы и по результатам принимает решение или о соответствии ЦОДа заявленному классу (и внесении соответствующих сведений в реестр) или о несоответствии таковому. Если экспертный совет принял решение «о несоответствии», то заявителю будет отказано во внесении данных сведений в реестр. 

Для проверки достоверности представленных для внесения в реестр сведений о ЦОДе проект постановления Правительства РФ предусматривает документальную проверку. Однако в отрасли существует мнение о необходимости проведения выездной проверки соответствия представленных документов фактическому наличию элементов резервирования, информационной безопасности и пр. 

«Очевидно, что в процессе проектирования, поэтапного ввода в эксплуатацию отдельных машинных залов или очередей строительства на одном и том же земельном участке могут быть использованы разные технические решения. Или в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость замены/изменения некоторых, в том числе ключевых, инженерных систем. В итоге может нарастать расхождение между заявленными и фактическими характеристиками. В международной практике есть практика факт-чекинга: проверки соответствия на месте (в ЦОДе) систем заявленному классу надежности. При этом логично определить срок повторной фактической проверки, например, через три года или через пять лет, так как за этот срок изменения могут стать критическими», – считает Дмитрий Панышев, директор по взаимодействию с органами государственной власти «РТК-ЦОД», крупнейшего игрока на рынке коммерческих ЦОДов. 

ЦОДы, которые не смогут подтвердить соответствие описанным выше классам, также могут быть включены в реестр – в подраздел «Центры обработки данных без гарантированного уровня надежности». При этом документ четко отделяет ЦОДы от майнинговых ферм. В заявлении о внесении ЦОДа в реестр должно быть указано, что в нем не размещена майнинговая инфраструктура. Более того, оператор ЦОДа должен подписать обязательство о неразмещении майнинговой инфраструктуры. 

Можно предположить, что только ЦОДы с гарантированным уровнем надежности (т.е. соответствующие одному из трех классов) смогут получить определенные меры поддержки со стороны государства, в том числе упрощение подключения к энергосистеме и получение необходимой мощности. Эти вопросы стоят очень остро, но их необходимо решать не тогда, когда объект уже построен, а на этапе концепции. Принятые недавно поправки к закону «О связи» относят термин «ЦОД» только к построенному объекту, что осложняет решение вопросов энергообеспечения на старте проекта. Важно, чтобы в реестр могли попадать не только уже построенные объекты, но и проекты новых ЦОДов. Это позволит определить планируемый объект как будущий ЦОД, что упростит не только его подключение к системам энергообеспечения, но и привлечение инвестиций. 

В обсуждаемом проекте постановления затронуты и важные вопросы информационной безопасности. В соответствии с определением ЦОДа в поправках к закону «О связи» необходимые меры по обеспечению информационной безопасности (мониторинг ИБ, сегментация и разграничение прав доступа) применены только к системам управления инженерной инфраструктурой и инфраструктурой физической защищенности ЦОДа. Таким образом ЦОД как инженерный объект четко отделен от ИТ-систем, которые в этом ЦОДе развертываются и которые (в случае коммерческого ЦОДа, да и большинства корпоративных) не имеют отношения к оператору самого ЦОДа. 

«На стадии подготовки проекта постановления АНО КС ЦОД направляла разработчикам предложения по принципам его формирования, исходя из сложившийся в отрасли практики деления на классы. Но в текущей версии еще остаются вопросы, которые требуют совместной доработки и учета мнений владельцев инфраструктуры ЦОДов, чтобы действующий механизм подтверждения класса был прозрачен и учитывал мнение самих ЦОДов и компаний, инвестирующих в создание их инфраструктуры. Важно, чтобы финальный документ помог решить ключевые отраслевые вопросы, связанные с отделением ЦОДов от иных объектов, где размещается вычислительное оборудование, а также чтобы предъявляемые реестром требования соотносились с реальной деятельностью операторов ЦОДов в части именно той инженерной инфраструктуры, которой они управляют, которую эксплуатируют и контролируют», – сообщает Дмитрий Бедердинов, генеральный директор АНО КС ЦОД. 

Ознакомиться с проектом постановления Правительства РФ об утверждении Правил формирования и ведения реестра центров обработки данных и принять участие в его обсуждении можно на  Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Дата окончания публичного обсуждения проекта – 9 октября. Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 марта 2026 года.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!