Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2013
Олег ТИМОШЕНКО  10 декабря 2013

Операторы, в кооперацию!

В тесном взаимодействии операторов спутниковой связи и производителей оборудования Олег ТИМОШЕНКО, генеральный директор «Истар», видит залог успешного развития и тех и других игроков рынка.

Олег ТИМОШЕНКО, генеральный директор «Истар», Рынок спутниковой связи состоит из трех основных сегментов – спутниковой емкости, оборудования и собственно услуг операторов. Из-за проблем с российской орбитальной группировкой зарубежные операторы спутников увеличили свою долю на нашем рынке, но недавние и ожидаемые запуски отечественных аппаратов уже меняют эту диспропорцию в пользу российских спутников.

В сегменте оборудования традиционно доминировали зарубежные поставщики, но в последние годы траектория меняется и в этом сегменте – появляются отечественные производители, выпускающие конкурентоспособные продукты; изменилось отношение и заказчиков, особенно государственных, которые все чаще предпочитают решения на базе российских технологий.

Операторский сегмент рынка спутниковой связи в России неплохо развит, но от зарубежных стран нас отличает сосредоточенность операторов исключительно на локальном рынке. Спутниковая связь по своей природе трансгранична, и мы, продвигая оборудование на зарубежных рынках, сотрудничаем с операторами – выходцами из разных стран, но среди них нет российских. Между тем именно в экспорте услуг заложен огромный потенциал для диверсификации бизнеса высокопрофессиональных отечественных операторов. В своей стране их предложения значительно превышают спрос, что связано с уменьшением числа спутниковых проектов основного заказчика – государства.

Сейчас операторский бизнес нацелен на сегменты телевещания, оборонного/государственного заказа, каналов для мобильных операторов, широкополосного доступа для населения и SMB. При этом успех оператора во многом зависит от его кооперации с производителем оборудования и оператором спутника. В борьбе за клиента производители готовы идти на различные схемы снижения стоимости оборудования, например, компенсируя ее часть и соучаствуя в будущих доходах от сервисов для конечного потребителя. В такой кооперации производитель еще более заинтересован оперативно развивать свою технологию под изменяющийся спрос, расширять спектр возможностей сети, чтобы удовлетворить существующих и привлечь новых клиентов.

Рынок вырабатывает собственные механизмы развития, однако для интенсификации роста всей отрасли спутниковой связи необходимы воля государства и некая последовательная стратегия. Государство сделало несколько шагов, стимулирующих развитие рынка спутниковой связи, например, значительно упростило процедуру регистрации станций и сетей. Но некоторые из этих упрощений имеют временный характер. Нужно стремиться к заявительной процедуре регистрации станций. Также необходимо радикально упростить экспортные процедуры для оборудования, производимого в России, что будет способствовать полноценной конкуренции продуктов отечественного производства на зарубежных рынках.

К сожалению, наблюдается некое отстранение государства от темы спутниковой связи, невзирая на нашу первопроходческую историю освоения космоса и неплохие позиции России в этой глобальной индустрии сегодня. Нашумевший проект ШПД для населения РСС-ВСД, на который были затрачены значительные средства, так и не состоялся из-за того, что не был доверен реально заинтересованным операторам и производителям оборудования. Тем не менее важную государственную задачу ликвидации цифрового неравенства продолжают выполнять несколько коммерческих операторов – энтузиастов спутникового ШПД, причем за свой счет. А почему бы не помочь этой инициативе снизу и не создать благоприятные условия? Например, освободить оборудование и услуги спутникового ШПД от НДС (компенсировать этот налог населению, как делается во многих странах). Это будет способствовать развитию всей отрасли и не потребует дополнительных бюджетных денег. Так же, как и в США, можно обязать отдавать некий процент гособоронзаказа не всепоглощающим ведомственным структурам, а частному бизнесу. И бюджет, и уровень оснащения армии от этого только выиграют.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!