Rambler's Top100
Статьи
08 сентября 2014

Спутниковая навигация консолидируется

Драйверами развития рынка транспортной телематики и спутниковой навигации становятся интегрированные комплексные решения и сервисы на базе ГЛОНАСС, считает Светлана Хадонова, директор по маркетингу СпейсТим холдинга.

Светлана Хадонова, директор по маркетингу СпейсТим холдинга– Недавно СпейсТим холдинг и компания Континентал объявили о выпуске интегрированного решения, объединяющего возможности тахографического контроля и мониторинга транспорта. Таким образом, объединение бортовых устройств, о необходимости которого мы давно говорим, началось?  

– Навигационный рынок, действительно, движется к созданию интегрированных устройств.  Пока технологически сложно объединить четыре-пять бортовых устройств различного назначения в одном (имеется в виду единое навигационно-связное оборудование, которое устанавливается на транспорте в целях повышения контроля и обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов). На данном этапе разработчики систем мониторинга транспорта комплексируют навигационно-информационные решения с тахографическим оборудованием.

В рамках такого технологического сотрудничества нашим партнером выступает ведущий европейский производитель систем тахографического контроля, компания Континентал. Инженеры СпейсТим разработали автономное миниатюрное ГЛОНАСС устройство, которое легко встраивается в тахограф. Отмечу, что система мониторинга транспорта в связке с тахографом выгодна и удобна для перевозчиков, которые в соответствии с законодательством обязаны иметь и то, и другое. Теперь не нужно платить за два бортовых устройства, достаточно приобрести одно интегрированное.

Мы понимаем, что надо уходить от разрозненности, предлагать перевозчикам выгодные для них инновационные продукты. Время классических систем мониторинга транспорта давно прошло, для рынка актуальны комплексные решения, которые закрывают широкий спектр различных задач, например, видеонаблюдение, информирование пассажиров и пр. И у ГЛОНАСС здесь уже не ключевая роль.

Чтобы получить мультиустройство, разработчики будут объединять свои усилия, создавать альянсы, чему подтверждение – наш альянс с компанией Континентал. Самое главное – технологически удается идти по пути интеграции.

– Это интегрированное решение можно считать инновационным?

– Пожалуй, это эволюционное решение. А к инновационным я бы отнесла высокоточное позиционирование. В конце прошлого года специалисты НИИ Прикладной Телематики (входит в СпейсТим холдинг) создали систему дистанционного мониторинга состояния сложных инженерных объектов по заказу Федерального дорожного агентства. Система внедрена  на участке федеральной трассы М27 Джубга-Сочи  в районе Хостинской эстакады (участок 194-196 км) – наиболее опасном и сложном с точки зрения прочности элементов конструкции.

Решение автоматически в режиме реального времени отслеживает смещение объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и оползневых геомассивов (в постобработке с точностью до 4-5 мм), позволяя не только оперативно реагировать на возникновение нештатных и чрезвычайных ситуаций, но и заранее их прогнозировать, своевременно определять появление дефектов дорожных сооружений.

При отклонении от допустимых заданных параметров система контроля деформаций и смещений автоматически сообщает о факте тревоги, что позволяет диспетчеру оперативно реагировать на внештатные ситуации и принимать необходимые срочные меры. 150 специализированных устройств обеспечивают контроль миллиметровых смещений в режиме реального времени, измеряют деформацию, напряженность, подвижность элементов конструкций и геомассива на глубинах от двух до 25 метров, включая уровень грунтовых вод.  

Также в прошлом году СпейсТим выполнил уникальную для отрасли авиаперевозок интеграцию системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС с ключевыми системами управления аэропортом «Внуково»: INFORM GroundStar (планирование и оперативное управление суточным планом полетов и наземным обслуживанием воздушных судов), подсистемой оценки времени посадки самолетов и их положения на перроне, а также геоинформационной системой (ГИС).

Объединение технологий позволило максимально оперативно и качественно решать задачи аэропорта: контроль и мониторинг выполнения задач обслуживания воздушных судов; предотвращение инцидентов и оперативный мониторинг перемещений воздушных судов и спецтехники на перроне; разбор инцидентов, доступ к истории движения транспортных средств и мн. др.

Сейчас мы запускаем еще один инновационный для России проект – транспортный медиаканал с геотаргетированным контентом.  Система информирования и рекламы на общественном транспорте с привязкой к местоположению позволяет отображать на мониторе, установленном в автобусе, развлекательно-информационный и рекламный контент в соответствии с находящимися по ходу транспорта объектами. Скажем, подъезжая к определенной остановке, пассажиры получают актуальную информацию о том, что здесь находится, например, стоматологическая клиника или кафе,  о действующих выгодных акциях и т.д.

– В последний год на рынке спутниковой навигации произошли большие перемены: ничего не слышно о его крупнейших игроках «М2М телематика» и РНТ, зато громко зазвучал «СпейсТим» холдинг. Кроме того, в августе этого года правительство приняло решение о создании ОАО ГЛОНАСС – оператора системы «ЭРА ГЛОНАСС». Как бы Вы прокомментировали эти события?

– «Переворот» произошел в прошлом году, когда флагманы навигационного рынка «М2М телематика» и РНТ его покинули. Большая  часть команды «М2М телематики» перешла в «СпейсТим», через некоторое время бренд «М2М телематика» практически перестал существовать. «СпейсТим»  продолжает работать на навигационном рынке, с коммерческими и государственными заказчиками.

Если говорить в целом про навигационный рынок, то надо признать, нынешний год стал периодом затишья на рынке –уход ведущих брендов никогда не идет на пользу рыночным активностям. Ситуация осложняется и общим экономическим кризисом.

Стагнация заметна и в сегменте автопроизводителей, а это наши клиенты, поскольку навигационное оборудование устанавливается на конвейере. Автобусов стало продаваться меньше, некоторые конвейерные линии останавливаются. Несколько «просел» рынок муниципальных заказчиков, поскольку в стране нет единого исполнителя, ответственного за внедрение ГЛОНАСС. Полагаю, что создание ОАО ГЛОНАСС будет способствовать консолидации рынка и активизирует госзаказчиков, ведь сейчас на рынке ситуация очень сложная: за разные его участки отвечают различные министерства и ведомства. Нужна единая структура, которая несла бы ответственность и за инфраструктуру «ЭРА ГЛОНАСС», и за коммерциализацию ГЛОНАСС в России. Мы не сомневаемся, что с запуском системы «ЭРА ГЛОНАСС» в коммерческую эксплуатацию рынок быстро пойдет в рост – потребуются миллионы различных бортовых устройств, будут активно развиваться навигационные сервисы. Работа найдется для всех игроков рынка.  Думаю, что СпейсТим» сможет занять большой сегмент рынка в части производства оборудования, которое поддерживает протоколы «ЭРА ГЛОНАСС», а также его установки и сервисного обслуживания.

– На массовый рынок не нацеливаетесь?

– Массовым рынком мы не занимаемся, мы предлагаем « технологические концепты». Наша цель – показать, к каким сервисам рынок технологически готов. Тот же ГЛОНАСС-портфель – экспериментальный образец. Если поступит заказ на 1-2-5 тыс. экземпляров – мы готовы его выполнить.  В рамках данного проекта кто-то должен взять на себя услугу диспетчеризации, создать единый диспетчерский центр, обслуживающий массовых потребителей. Это уже совершенно иная задача.

Не так давно мы реализовали еще один проект связанный с мониторингом животных, в частности, лошадей.   В Подмосковных конюшнях стали часто угонять лошадей – и наше ГЛОНАСС решение оказалось весьма востребованным. Вживлять любимому животному чип никто не хочет, а вшить маленький приборчик в сбрую и потом отслеживать на айфоне или айпаде место нахождения лошади очень удобно. Мы также  презентовали экспериментальные образцы устройств для туристов, но все это – концептуальные экспериментальные вещи, которые нужны для того, чтобы люди понимали: ГЛОНАСС есть, он работает, пользоваться навигационными технологиями очень удобно.  Но массовый рынок пока не созрел.

– Ваш прогноз рынка на ближайшие несколько лет?

– Большие перспективы навигационному рынку России дает проект «ЭРА ГЛОНАСС»: к 2020 г. ожидается 20-кратный его рост в сегменте автотранспорта  благодаря развитию сервисов на базе системы экстренного реагирования при авариях. Круг игроков, как показывает минувший год, может меняться; возможны слияния и поглощения. Но все склоняется к тому, что развитие рынка будет происходить на основе сервисов «ЭРА ГЛОНАСС» и интегрированных решений. Наверное, это будут основные тренды навигационного рынка в ближайшие годы.

Беседовала Лилия Павлова

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!