Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 июня 2015

В поисках бизнеса на «бесплатной» спутниковой навигации

Системы спутниковой навигации, как в свое время сеть интернет, были созданы в интересах военных на средства госбюджета. Теперь государство ищет способы компенсации расходов и заработка на ГЛОНАСС.

В Указе Президента № 638 от 17.05.2007 «Об использовании ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ» четко сказано, что «доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений». Однако, как показал недавний IX Международный навигационный форум, это не означает, что государство согласно безропотно нести бремя затрат на эту систему, даже при условии, что ею пользуются только собственные граждане.

ФЦП как двигатель рынка

Системе ГЛОНАСС было посвящено две федеральные целевые программы, охватывающие периоды 2002–2011 гг. и 2012–2020 гг. В результате их реализации сегодня 60% выпускаемых в мире навигационных устройств поддерживают ГЛОНАСС (пусть не в режиме only, а вместе с поддержкой других спутниковых навигационных систем). Для сравнения: согласно недавним данным Еврокомиссии, проникновение GPS-технологии в навигационных устройствах составляет 100%, европейская система Galileo поддерживается 30% устройств, доля китайской BeiDou составляет около 25%, а вспомогательных спутниковых систем дифференциальной коррекции SBAS – порядка 65%.

А. Гурко: «Надеюсь, что проблема производства отечественных навигационных приемников будет решена в рамках системы “ЭРА-ГЛОНАСС”»

Первым широкомасштабным проектом на основе ГЛОНАСС стало создание системы автоматического оповещения служб экстренного реагирования при авариях и прочих инцидентах на дорогах «ЭРА-ГЛОНАСС», которая официально была запущена в эксплуатацию 1 января 2015 г. Как заявил министр транспорта Максим Соколов, с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» Россия на несколько шагов опередила США и Европу. Однако справедливости ради хотелось бы сначала оценить реальное время реагирования на ДТП, достигнутое благодаря системе «ЭРА-ГЛОНАСС», и сравнить его со временем реакции соответствующих американских и европейских служб, не использующих столь продвинутые технологии. Но в любом случае теперь у нас есть основания рассчитывать на то, что российские аварийные службы, вооруженные новой системой, существенно улучшат показатели своей работы.

Государство, затевая этот проект, имело целью создать весьма внушительный рынок, обязав оснастить терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» не только машины скорой помощи, транспортные средства МВД, МЧС и ЖКХ, но и транспорт, используемый для перевозки опасных, тяжелых грузов и пассажиров. А с 1 января 2017 г. вообще все новые транспортные средства, выпускаемые на территории стран Таможенного союза, должны быть оснащены этими терминалами.

Гораздо более перспективным для государственного бюджета должен стать проект системы взимания платежей с грузового транспорта, которая, по словам президента федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС» Александра Гурко, приведет к созданию «справедливого» транспортного налога. Первый этап проекта, старт которого запланирован на ноябрь 2015 г., предусматривает взимание сборов с передвигающихся по федеральным трассам грузовых автомобилей весом более 12 т. По оценкам НП «ГЛОНАСС» это принесет 60 млрд руб. в год. В 2017 г., когда грузовые фуры начнут оплачивать проезд не только по федеральным, но также по региональным и местным дорогам, сборы составят 360 млрд руб. в год. В 2020 г. добавление к фурам грузовиков весом более 3,5 т увеличит сборы до 760 млрд руб. в год, ну а эра «справедливого» транспортного налога наступит в 2025 г. Аналитики НП «ГЛОНАСС» даже не берутся оценивать объем золотой лавины, которую образуют платежи со всего, что будет двигаться по дорогам страны. Включение транспортного налога в цену топлива, как это делается во многих странах мира, – банально и скучно, лучше взимать его высокотехнологично и с космическим размахом. Не надо также забывать, что все эти десятки и сотни миллиардов рублей будут автоматически включены с процентами в цены товаров, которые привезут грузовики всех размеров в российские магазины. Впрочем, интерес государства к навигационному рынку на автотранспорте вполне понятен: он массовый, объемный и, что немаловажно, хорошо регулируемый.

Вне законов рынка

Но мировой навигационный рынок связан не только с автомобильной отраслью. По данным Еврокомиссии, сейчас доля автомобильных приложений на нем составляет лишь 38%; 53% приходится на «пешеходов» со смартфонами, 4,5% – на геодезические и строительные приложения, 2,5% занимают авиация, флот и железнодорожный транспорт и 2% – сельское хозяйство. Часть этих приложений для конечного потребителя платные, но деньги полностью идут провайдерам коммерческих сервисов. В каких-то случаях эти провайдеры в своих продуктах, используя те или иные вспомогательные технологии, определяют координаты пользователя с достаточно высокой точностью, но за точность и надежность работы исходного сервиса спутниковой навигации никто ответственности не несет – и было бы странно ее требовать, ведь официально он бесплатен. Однако объяснить это миллиардам конечных пользователей трудно, поскольку многие из них не знают даже основ этой технологии и удивляются, например, что навигатор перестает работать при входе в здание.

Марина Янина («Яндекс»): «Пользователям нужны простые, но комплексные навигационные сервисы»

Получается, что клиент недоволен бесплатным сервисом, космическая инфраструктура, обеспечивающая его работу, требует немалых затрат на эксплуатацию и модернизацию, а бизнес-моделей, позволяющих окупать эти затраты, пока никто не придумал. Если бы системы спутниковой навигации существовали на коммерческом рынке, как системы персональной спутниковой связи, то банкротства хозяев были бы неизбежны. Но их владельцами являются государства, для которых такой вариант развития событий невозможен.

Кстати, мировой опыт показывает, что роль военных в создании инфраструктуры спутниковой навигации определяющая. Во всяком случае, европейская система Galileo, проект изначально гражданский, испытывает немалые трудности в реализации – главным образом из-за отсутствия платежеспособного заказчика, каковым для GPS и ГЛОНАСС являются соответствующие военные ведомства.

Косвенная выгода

Ситуация с обеспечением функционирования базового сервиса спутниковой навигации напоминает ту, что была несколько лет назад на телекоммуникационном рынке, когда телеком-операторы боялись стать трубой передачи трафика для сервисов и приложений, на которых зарабатывали бы совсем другие компании. Однако прошли годы, и разговоры о трубе прекратились – операторы освоили новые бизнес-модели и нашли свое место на рынке. Интернет из военного проекта давно превратился в достояние всего человечества, и, судя по всему, это ждет и спутниковую навигацию. Эд Бастиаансен, председатель правления инвестиционной компании iLOC-Group, специализирующейся на геопространственных технологиях, считает, что систему спутникового позиционирования нужно рассматривать как часть основной инфраструктуры, подобно дорожной или телекоммуникационной сетям, и принимать как должное, что ее нельзя коммерциализировать, во всяком случае в ближайшее время. Как любая национальная инфраструктура, она не столько средство извлечения прибыли, сколько база для стимулирования экономики и развития самых разных видов бизнеса.

Страна, которая взялась создавать систему глобальной спутниковой навигации, должна понимать, что экономический эффект от ее внедрения может быть только косвенным. Можно сказать, что США, которые первыми запустили свою систему GPS, успешно справились с ее коммерциализацией, поскольку разработкой и производством разного рода навигационных устройств, созданием приложений и предоставлением коммерческих сервисов, использующих технологии позиционирования, занимается множество американских компаний, которые в конечном счете платят налоги в бюджет своей страны. С системой ГЛОНАСС ситуация несколько иная. Рядовой пользователь узнал о ней тогда, когда аббревиатура GPS стала нарицательной, и хотя сейчас на орбитах находится полный комплект спутников системы ГЛОНАСС, обеспечивающих заявленную точность позиционирования, она все равно воспринимается как дополнительная к GPS. С оборудованием и массовыми сервисами проблем нет – все поставляемые в Россию пользовательские устройства, имеющие спутниковые навигационные модули, должны поддерживать систему ГЛОНАСС. Навигаторами оснащено, наверное, уже большинство автомашин, разъезжающих по российским дорогам, а, например, у «Яндекса» есть несколько популярных приложений, использующих навигационные технологии. Но при этом, как отметил А. Гурко, страна, имеющая свою спутниковую навигационную систему, так до сих пор и не наладила производство абонентского оборудования для приема ее сигнала, а российских дизайн-центров, специализирующихся на разработке навигационных приемников, с каждым годом становится все меньше.

Если страна считает, что для обеспечения своего суверенитета, обороноспособности и т.п. ей необходима собственная спутниковая навигационная система, то она должна быть готова к немалым затратам, выполнению необходимых сопутствующих работ (вроде организации производства тех же приемных модулей) и разработке соответствующей нормативной базы. А поборникам коммерциализации системы ГЛОНАСС хотелось бы напомнить, что российские граждане бесплатно пользуются американской системой GPS, а за ГЛОНАСС они уже заплатили из своих налогов. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!