Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 июня 2015

ЦОД: заточка под клиента

По своим техническим показателям российские ЦОДы уже не отстают от зарубежных собратьев, но любой самый современный дата-центр должен точно соответствовать потребностям своих заказчиков и клиентов.

 
 
 
Как показала 3-я конференция Data Center Design & Engineering, организованная журналом «ИКС», нынешняя ситуация заставляет инвесторов, владельцев и операторов дата-центров думать не только о САРЕХ и ОРЕХ, но и о настройке своих объектов под запросы самых разных клиентов. На рынке покупателя, каковым уже давно является рынок услуг дата-центров, кастомизация правит бал на всех этапах жизненного цикла ЦОДа – от выбора архитектуры будущей площадки до привлечения и удержания заказчиков на работающем дата-центре.

На этапе проекта

Для проектировщиков и строителей дата-центров самый сложный заказчик – наверное, государство. Причем, как отметил Андрей Абрамов  (ADM Partnership), в последнее время круг таких заказчиков заметно расширился, поскольку многие компании, которые раньше собирались строить ЦОД самостоятельно, теперь обращаются за государственным субсидированием или берут кредит с привлечением государственных гарантий. Подобные проекты по предъявляемым к ним требованиям приравниваются к проектам, выполняемым по госзаказу, а это означает подготовку документации в соответствии с Градостроительным кодексом, постановлениями Правительства РФ (№ 87 от 16.02.2008, № 145 от 05.03.2007 и № 840 от 23.09.2013), постановлениями субъектов Федерации и другими нормативными документами, прохождение государственной экспертизы и выполнение расчетов сметной стоимости строительства дата-центра. Состав проектной документации ЦОДа, возводимого с государственным финансированием, тоже заметно отличается от документации для коммерческого объекта – в нее должны быть включены данные, касающиеся не только самого дата-центра, но и оценки воздействия ЦОДа на соседние здания и экологию района. Кроме того, подобные проекты необходимо согласовывать в многочисленных государственных инстанциях (и каждое такое согласование занимает обычно 30 дней). Появление в последние годы так называемых служб одного окна эти процедуры нисколько не упростило.

Продвинутые заказчики, конечно, не забудут включить в требования к проекту ЦОДа наличие систем мониторинга его оборудования. Правда, как посетовал Александр Нилов  (Rittal), довольно часто на этапе проектирования этим системам не уделяется должного внимания. Однако увеличение размеров строящихся в России ЦОДов, несомненно, способствует изменению отношения к системам мониторинга – понятно, что без них обеспечить нормальную работу крупного объекта невозможно. Свой вклад в развитие систем мониторинга вносят повышение цен на электричество и общий курс на повышение энергоэффективности. Только система мониторинга позволит определить энергопотребление оборудования каждого клиента ЦОДа, всех элементов инженерной и ИТ-инфраструктуры. Чтобы, например, понять, что выгоднее: увеличить скорость прокачки хладагента в системе жидкостного охлаждения или повысить скорость потока воздуха в стойке, – нужно знать, каково энергопотребление в разных режимах работы. Это даст возможность без дополнительных вложений снизить коэффициент энергоэффективности PUE. Кроме того, развитые системы мониторинга позволяют оценить, насколько полно реализованы возможности ИТ-оборудования и инженерных систем ЦОДа, заложенные при их проектировании. Остается надеяться, что число заказчиков, интересующихся наличием и организацией работы систем мониторинга в дата-центрах, будет расти.

 
 

В последние годы становится все популярнее модульная архитектура проектирования и построения ЦОДа, что вполне соответствует идее настройки дата-центра под потребности заказчика. Но вендоры уже идут дальше. Как отметил Денис Шарапов  (Schneider Electric), раньше у компании было 36 типовых проектов модулей для дата-центров, которые в свое время были разработаны с учетом потребностей зарубежных заказчиков разных специализаций. Однако оказалось, что типовые для всего остального мира проекты не соответствуют задачам и потребностям российских
 
 
 

Приз найдет своего
обладателя
в сентябре 2015 г.

заказчиков. Поэтому в российских реалиях проекты ЦОДов, даже составленных из относительно типовых «кирпичиков», приходится кастомизировать, а альбом типовых проектов использовать лишь для демонстрации заказчикам возможностей вендора. Такой подход позволяет разработать для заказчика решение, точно соответствующее его запросам по подведенной мощности, энергоэффективности, надежности, непрерывности функционирования, занимаемой площади, конфигурации имеющегося помещения, особенностям будущей эксплуатации, планам дальнейшего развития объекта и т.д.
 
Тюнинг объекта

Постепенное развитие ЦОДа и настройку его работы в соответствии с запросами клиентов демонстрируют и операторы коммерческих дата-центров. Причем, судя по словам Владимира Щетинина  (IXcellerate), изначальная ориентация на довольно узкий диапазон предоставляемых сервисов (в данном случае colocation) и, соответственно, на определенный круг заказчиков отнюдь не отменяет индивидуального подхода. Например, компания IXcellerate заявляет о том, что ее ЦОД еще при проектировании задумывался как объект, который будет прежде всего надежным, гибким и удобным для клиентов. Для этого предусмотрены большие парковки, несколько зон разгрузки, чтобы клиенты могли работать одновременно, возможность закрытия доступа посторонних к оборудованию каждого клиента, возможность настройки мощности системы холодоснабжения для отдельных стоек, выделение помещений под склад, сборку оборудования и офисы и даже организация душевой, кухни, столовой и отдельного входа для персонала заказчика.

Кстати, наличие душа и столовой – не такое уж экзотическое требование. О нем говорят и другие владельцы дата-центров. Этот пункт может даже оказаться определяющим для заказчика при принятии решения о выборе конкретной площадки. А так как коммерческих дата-центров в России немало (и по темпам роста этот рынок намного опережает рынок ИТ-сервисов), то процесс выбора ЦОДа может оказаться очень трудоемким. Татьяна Тёмкина  (iKS-Consulting) считает, что на рынке уже есть спрос на услуги информационной поддержки выбора дата-центра. Свой вклад в усложнение выбора вносит уникальность фактически всех существующих коммерческих площадок. Для заказчика важны общие вопросы (статус собственности дата-центра, параметры здания, наличие сертификатов, организация выделенной площади, офиса, склада, стоянки и т.д.), параметры инженерных систем ЦОДа, его физическая и пожарная безопасность, состав кабельных коммуникаций, а также упомянутые бытовые особенности дата-центра. Все эти параметры позволяют определить, насколько тот или иной объект отвечает стоящим перед бизнесом заказчика задачам. Обработка всех предоставленных дата-центрами данных и их проверка на местности могут занять около года. Такие сроки вряд ли устраивают бизнес. Помочь заказчикам готовы профессиональные консультанты, которые постоянно обновляют обширную базу данных о существующих дата-центрах, владеют методикой сбора этой информации и проверки ее достоверности. Кроме того, они могут помочь в формировании требований к ЦОДу. В общем, консультанты как минимум могут сузить диапазон потенциально подходящих дата-центров, сократив временные и финансовые затраты заказчика на отсев «кандидатов» и сделав процесс выбора более быстрым, спокойным и открытым. Но, конечно, финальное решение заказчику придется принимать самому.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!