| Рубрикатор | ![]() |
![]() |
| Статьи | ![]() |
![]() |
| Екатерина ШЛЫК  | 15 сентября 2025 |
Место встречи операторов изменить нельзя?
Нужна ли российскому телекоммуникационному рынку альтернатива ММТС-9? Смогут ли функции телехаусов взять на себя коммерческие ЦОДы? В поиске ответов на эти вопросы скрещивали мнения участники телеком-баттла, организованного IXcellerate.

Источник: IXcellerate
Исторически сложилось так, что Московская междугородная телефонная станция № 9 (ММТС-9, или просто «девятка»), одна из старейших и крупнейших отечественных точек обмена трафиком, является центром притяжения не только для московских, но и для российских операторов в целом. Это и ее достоинство, и ее беда. С одной стороны, на этой площадке, где, по некоторым оценкам, представлено около 80% всех российских операторов, удобно осуществлять взаимные подключения отдельных сетей. С другой стороны, операторов в «девятке» настолько много, что выход из строя ее оборудования или иной инцидент скажется драматически на сетях связи буквально по всей стране. Даже в том случае, если у оператора есть резервирование на других каналах, трафик, перенаправленный в резервные сети в случае «падения» или отключения ММТС-9, «положит» и их. Такая концентрация операторов – это очень удобно, но очень рискованно. «Вся Россия не может сходиться в одной точке», – отозвался о чрезмерной централизации генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий.
И дело не только в обычном подходе бизнеса, предполагающем оценку потенциальных рисков и стремление их избежать, но и в том, что, по мнению многих участников рынка, «девятка» работает на пределе: ее площади переполнены, не за горами дефицит электроэнергии (и получить дополнительные мощности в Москве – задача непростая). Добавила проблем в этом плане необходимость для операторов связи и интернет-провайдеров размещать на своих сетях оборудование технических средств противодействия угрозам. А такие средства – это полноценные программно-аппаратные комплексы с соответствующими требованиями к энергопитанию и охлаждению.
Кроме того, экономические, технологические и сервисные условия, которые предлагает ММТС-9, судя по отзывам участников мероприятия, находятся далеко не на рыночном уровне – сейчас можно найти условия куда более комфортные по всем параметрам.
Закономерный вопрос: кто может составить конкуренцию «девятке»? Рассуждая логически, новыми телехаусами могли бы стать ЦОДы. Та же IXcellerate предлагает услугу размещения телеком-оборудования в своих дата-центрах, в том числе в MOS5, выделив для этого отдельные залы. Казалось бы, сплошные плюсы: характерные для топовых коммерческих ЦОДов высокие уровни надежности, отказоустойчивости, сервиса; перспективы для масштабирования. Что немаловажно – возможность разместить буквально в соседнем зале свое ИТ-оборудование или организовать соединение с оборудованием клиентов. Тем не менее очереди из телеком-операторов в ЦОДы не стоят. Почему? Ответ простой. В «девятке» широкий выбор операторов, к которым удобно подключиться. И это намного важнее, чем, например, высокий уровень Tier, которым привыкли привлекать клиентов коммерческие ЦОДы.

Источник: IXcellerate
Выступает Алексей Соколов
Хотя концентрация операторов в ММТС-9 такова, что, по выражению одного из участников дискуссии, работают уже не законы рынка, а силы гравитации, преодолеть тяготение «девятки» можно. По мнению генерального директора ГК «Филанко» Алексея Солдатова, для этого есть три пути: административный (в приказном порядке «разогнать» операторов с площадки, вынудив их искать другие варианты), экономический (поднять цены на размещение в ММТС-9 выше границ здравого смысла) и эволюционный. Последний выглядит наиболее цивилизованным и правильным решением. Однако для этого нужно, чтобы процесс децентрализации был запущен. Относительно того, кто должен его инициировать, высказывались разные мнения. Например, директор по развитию сетевой инфраструктуры «Яндекса» Алексей Соколов уверен, что возглавить процесс должны мелкие операторы – там, куда они придут, и возникнет альтернативная точка обмена трафиком, к которой присоединятся более крупные игроки.
В ходе проведенного голосования 72% участников телеком-баттла согласились с тем, что чрезмерная централизация межоператорского обмена тормозит развитие отрасли. 73% готовы выделить бюджет на размещение в новом телехаусе. Но при этом только 51% не видят технических препятствий для перехода. Это свидетельствует о том, что понимание проблемы у рынка уже есть, но конкретного сценария для изменения ситуации пока нет. Идет поиск и оценка вариантов. Возможно, ЦОДы смогут занять здесь свою нишу. В конце концов, если воспользоваться сравнением Константина Новикова, руководителя направления «МегаФона» по продажам услуг национальным операторам связи CDN и контент-провайдерам, ЦОД – это завод, телехаус – это вокзал. И они должны находиться рядом.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!


















