Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

Цифровой транспорт — взгляд в будущее

  27 августа 2024 Страница персоны

Цифровые технологии проникают во все сферы жизни, в том числе в транспорт. Стандартными процедурами стали покупка билетов через интернет, оплата проезда транспортной картой в автобусе и метро. Делаются попытки оплаты с помощью распознавания лица «улыбкой». Становятся все более «умными»  дороги, стремительно развиваются  технологии беспилотного транспорта. Понять, что нас ждет в недалеком будущем, можно на проходящем на нескольких площадках в августе форуме-фестивале «Территория будущего. Москва-2030», в рамках которого в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась интерактивная экспозиция «Станция Манеж. Московский транспорт 2030».

Интересен подход — сначала посетители проходят по залам с реальными и цифровыми инсталляциями, с юмором и ностальгией показывающими развитие транспорта в столице с 90-х годов по наше время. «Цифровая» кассирша в метро из детства с жаром объясняет, что «сдачи нет», контрастно элегантно выглядящая «современная» — с улыбкой принимает пластиковую карту.

Копающийся в захламленном железном гараже с надписью «Перед воротами не ставить» водитель противопоставляется современным «дворам без машин». Хорошо бы, конечно, увидеть такие в Москве в реальности, но, возможно, за шлагбаумами где-то они и есть.

На улице Москвы 90-х

На улице Москвы 90-х


На улице из 90-х с обвешанным рекламой «человеком-бутербродом» виртуальный «хозяин» самостийной парковки вымогает у водителя деньги, чтобы «машину не поцарапали». Реальный актер-таксист «кавказской национальности», ходя по хорошо имитирующему лужу пластику, зазывает в заехавшую колесом на тротуар нелегальную маршрутку «Москва

Балашиха», а на плотно обклеенной самодельными объявлениями остановке продает семечки живая бабушка — нелегальный предприниматель.


На улице Москвы 90-х

Автобусная остановка из 90-х

Проходим через 90-е и оказываемся в современности, где в разрезанном вдоль автобусе можно примерить роль пассажира и водителя. Цифровые технологии помогают в обучении — постояв в очереди, можно записаться на цифровые симуляторы — профессиональные тренажеры пяти видов: вагон метро «Москва-2024», вагон пригородной электрички МЦД «Иволга 4.0», электробус «КамАЗ», трамвай «Витязь-Москва» и речное электросудно. Всё как в настоящей кабине — экраны, кнопки, тумблеры. Сложнее всего управлять электросудном — его легко посадить на мель.

В зоне будущего беспилотные трамваи, которые запустят в 2025 году. А сейчас можно посмотреть, как трамвай распознает других участников дорожного движения в разных погодных условиях.

 Компьютерное зрение беспилотного трамвая

Компьютерное зрение беспилотного трамвая

Логичнее было бы начинать с метро, где на пути не выезжают грузовики, а под носом трамвая не перебегают пешеходы, но, видимо, компьютер пока не справляется с посадкой в вагон пассажиров в час пик и не научился грозно требовать не задерживать закрывающиеся двери вагона.

Из Москвы до Санкт-Петербурга на рейсе высокоскоростной магистрали ВСМ-1 можно будет добраться за два часа. Во время виртуальной поездки обгоняешь сначала императорский поезд, потом «Красную стрелу», потом обычный пассажирский поезд, а затем «Сапсан».

Оформленная в виде улицы с переходами и светофорами «Зона безопасности» рассказывает об «умных» камерах, использовании нейросетей и работе Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Здесь же можно потренироваться заряжать электромобиль, ознакомиться с эволюцией «Москвичей» и даже посидеть в их салонах. За исключением самой последней, еще не поступившей в продажу модели, которую разрешают осмотреть только снаружи.

Заглянуть в ближайшее будущее московского метро можно на «Цифровой станции», где виртуально можно проехаться по еще непостроенным линиям, например, через Архангельское до Ильинского.

 История станций метро

История станций метро

На интерактивных экранах посетители заглядывали на станции московского метро и смотрели, как они выглядели в разные годы.

За отдельным экраном попробовал силы в дизайне станций. Нарисовал проект, дал название станции — «Золотой жук», распечатал открытку с дизайном и отправился на «перрон» в соседний зал. Станция появилась на «линии метро», через какое-то время до нее «дошел» поезд, и все оказались на моей станции.

На станции «Золотой жук»

На станции «Золотой жук»

Современный подход предлагается использовать и для питания пассажиров. Сейчас на МЦК стоят автоматы, продающие банки с напитками. На выставке представили автоматы и для приготовления горячей пищи — блинов. Выбираешь начинку, оплачиваешь картой и смотришь в окошке, как автомат разливает тесто, печет, переворачивает блин и заворачивает в бумагу. Вкусно, но ждать долго.

Автомат по выпечке блинов

Автомат по выпечке блинов

В целом — масштабно, футуристично и при этом реалистично. Не всё идет гладко — попытка пройти в метро рядом с Манежем по QR-коду закончилась неудачей, несмотря на помощь персонала. Тем не менее цифровые технологии стремительно меняют транспорт, и представленное на выставке может войти в нашу повседневную жизнь в 2030 году.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.