Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Платформа «АВТОДАТА»: позиция АЕБ

21 января 2021

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) выступила с открытым письмом  по поводу проекта  Федерального  закона  «О  государственной  информационной  системе «Платформа «Автодата»» и иных нормативно-правовых инициатив, направленных на создание государственной системы сбора данных с транспортных средств.

В октябре 2019 года в России был официально запущен проект национальной сервисной телематической платформы  «Автодата», целью  которого  является  сбор  и  коммерциализация  автомобильных  данных.  Для реализации  платформы  создан  межотраслевой  консорциум  «Автодата.Рус». Как  заявляли  представители автопроизводителей на ежегодной пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в январе этого года, данный вопрос является крайне важным для автомобильной отрасли в целом. 

Компании–члены Комитета автопроизводителей и Комитета коммерческого транспорта проанализировали положения указанного законопроекта и отмечают, что он не содержит положений, регулирующих состав данных, порядок передачи, цели обработки информации и порядок предоставления доступа к ней. В этой связи составить корректное представление о предлагаемом регулировании и его реализации проблематично, поскольку именно указанные аспекты определяют возможность оценки соответствия выпускаемой продукции рассматриваемымтребованиям. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Вопросы предмета регулирования
  • По  мнению  автопроизводителей,  законопроект  должен четко  закрепить  цель  и  сферы  дальнейшего использования информации и однозначно определить исчерпывающий перечень данных для достижения поставленных целей.
  • Многие ключевые термины и определения не конкретизированы или отсутствуют, что создает риски последующей свободной интерпретации и отсутствия единообразного подхода на уровне подзаконных актов.  Это  особенно  актуально  в  отношении  определения  «обязательных  наборов  данных»,  список которых  устанавливается  и  может  быть  расширен  без  согласия  автопроизводителейи  оценки  их возможностей по предоставлениютакихданных.
  • В законопроекте не дается ответ, будут ли требования распространяться на транспортные средства, уже находящиеся  в  производстве,  либо  только  на  новые  автомобили,  выпускаемые  на  рынок,  а  также транспортные средства, ввозимые на территорию РФ физическими лицами, или ранее выпущенные в обращение.
  • Отсутствие четкого понимания деталей регулирования (перечень данных, частота и протоколы передачи данных и др.) не позволяет оценить как возможные технические решения и необходимый объем затрат на  приобретение  и  установку  специализированного  оборудования  и  программного  обеспечения, операционную поддержку системы в автомобиле, оплату трафика припередачеданных, так и источник финансирования  инвестиций  в  инфраструктуру  сбора  данных  с  транспортных  средств,  что  в  свою очередь создает риски существенного удорожания транспортных средств или их вывод с рынка России.
  • По  мнению  автопроизводителей,  законопроект  должен  четко  описать  и  разграничить  вопросы, связанные с затратами на создание, обслуживание и техническую поддержку инфраструктуры сбора данных.

Вопросы, связанные с коммерциализацией данных
  • Полагаем, что важно найти разумный баланс между государственным и коммерческим использованием данных, между передачей данных на обязательной и коммерческой основе. При несоблюдении баланса автопроизводители потеряют мотивацию к обеспечению высокой степени подключенности автомобилей, а предлагаемая концепция не позволит создать рынок автомобильных данных, на котором возникнетздоровая конкуренция по качеству данных, их составу, объемам и стоимости.
Вопросы, связанные с персональными данными, конфиденциальностью и кибербезопасностью
  • Поскольку  перечень  передаваемых  данных  и  инфраструктура  проекта  четко  не  определены, законопроект по сути оставляет неурегулированным вопрос о соблюдении законодательства России и ЕАЭС о защите персональных данных, в том числе об условиях их хранения и передачи, необходимости получения согласия на их предоставление. На этапе разработки необходимо четко установить правила по  обезличиванию  передаваемых  данных  и  степень  их  защиты.  Планы  по  использованию  данных внешними  провайдерами,  которым  данные  будут  передаваться  без  санкции  владельца,  вызывают обеспокоенность и влекут риски несоблюдения действующего законодательства участниками процесса.
  • Технические  решения  для  сбора  данных  должны  соответствовать  требованиям  кибербезопасности, исключая, например, неавторизированное подключение к устройствам сбора данных в автомобиле.
На  текущий  момент  проект  федерального  закона  не  принят.  Вместе  с  тем, уже  были  принятыГОСТы, регулирующиетехнические аспекты работы с автомобильными данными. АЕБ полагает, что подобный подход – создание  технических  стандартов  в  отсутствие  принятого  федерального  регулирования  с  четким целеполаганием и ясными принципами работы в области сбора и обработки автомобильных данных – несет риски для развития цифровизации автомобильного транспорта в России.

АЕБ выступает за публичный диалог с разработчиками проекта «Автодата» с участием представителей профильных ведомств, результатом которого должно стать согласованное видение отрасли и государства в отношении целей и задач, ключевых принципов работы с автомобильными данными, которые могли бы лечь в основу соответствующего федерального закона и сопутствующего регулирования. Члены Ассоциации убеждены, что вопросы регулирования носят, безусловно, важный характер для автомобильной отрасли не только в России, но и в других странах, при этом,при разработке данного регулирования необходимо учитывать интересы всех участников, дабы была создана устойчивая регуляторная среда, способствующая как созданию новых услуг, так и защите прав и интересов граждан и государства
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.