Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Власти хотят понизить налоги для российских ИТ-компаний и поднять для иностранных

21 апреля 2021

Иностранные соцсети будут платить налоги на доходы от рекламы, полученные за счет россиян. Также им придется выплачивать НДФЛ за отечественных блогеров. Такие опции прописаны в пакете мер поддержки российской ИТ-отрасли. Также предлагается распространить налоговый маневр на интернет-компании, а порог для ИТ-самозанятых поднять до ₽5 млн.

CNews  продолжает серию публикаций, посвященных проекту плана поддержки ИТ-отрасли, который был представлен вице-премьером Дмитрием Чернышенко и направлен на утверждение премьер-министру Михаилу Мишустину. Часть предлагаемых мер связана с изменениями в налоговом законодательстве, целью которых является поддержка отечественных ИТ-компаний и пополнение российского бюджета.

Наиболее громкая инициатива касается введения так называемого «цифрового налога». Речь идет о поправках в налоговый кодекс, устанавливающих принципы налогообложения иностранных компаний в части доходов, получаемых в результате взаимодействия с российскими гражданами и использования данных о них. Эта мера в первую очередь коснется социальных сетей.

По задумке авторов документа, претворение этого плана в жизнь выровняет условия ведения деятельности в России для отечественных и зарубежных интернет-компаний, а также обеспечит рост налоговых поступлений в бюджет. С 2016 г. в России уже действует так называемый «налог на Google»: он обязывает иностранные интернет-компании платить внутри страны налоги за продажи цифровых товаров и услуг гражданам России.

Другая громкая инициатива также связана с социальными сетями: предлагается обязать иностранные юридические лица выплачивать в бюджетную систему России НДФЛ (налог на доходы физических лиц) за российских блогеров с доходов от рекламы в их блогах. Аналогичным образом, иностранные юридические лица, привлекающие в дистанционном режиме для разработки программного обеспечения и баз данных российских разработчиков, должны будут уплачивать за них НДФЛ в бюджет России.

По замыслу авторов документов, это должно привести к выравниваю в России условий ведения бизнеса для российских и иностранных юридических лиц, увеличению числа физических лиц, ведущих деятельность в области ИТ в правовом поле, а также к росту налоговых поступлений от их деятельности.

В документе есть и предложение, касающееся создания в России института «цифровых резидентов» для иностранных компаний и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ИТ. Статус не требует обязательного присутствия на территории страны. Такая мера обеспечит поддержку и рост продаж российского ПО на зарубежных рынках.

Гендиректор компании IT_One Сергей Яскевич считает создание института «цифрового резидентства» для западных ИТ-компаний логичным подходом к выравниванию условий международной конкуренции. «Все страны рано или поздно придут к необходимости регистрации деятельности таких компаний, — уверен Сергей Яскевич. — Цифровое пространство не имеет границ, в то время как конечные получатели дохода от цифровых услуг обладают вполне конкретными географическими адресами. Это противоречие должно быть устранено».

Документ предполагает увеличение порога для ИТ-самозанятых (налогоплательщиков, разработчиков программного обеспечения, признанных самозанятыми) до ₽5 млн. Сейчас порог, в рамках которого можно применять соответствующий режим налогообложения, составляет ₽2,4 млн. Данная мера обеспечит опережающее развитие ИТ-отрасли, увеличит число занятых в сфере ИТ, повысит конкурентоспособность отечественных ИТ-решений и создаст упрощенный режим для перевода бизнеса и персонала из иностранной в российскую юрисдикцию.

Другое предлагаемое изменение называется «Налоговый маневр 2.0». Оно должно помочь российским интернет-компаниям, на которые распространят действие прошлогоднего налогового маневра для ИТ-отрасли. Напомним, тогда страховые взносы для ИТ-компаний (разработчиков ПО, баз данных, электронной компонентной базы и электронной продукции) были снижены с 14% до 7,6%, налог на прибыль — с 20% до 3%. Также были сохранены льготы по НДС для ПО, включенного в реестр отечественного ПО, и обеспечена возможность осуществлять зачет НДС на маркетинговые услуги при продвижении российского ПО. Сейчас налоговые льготы предлагается применять и для отечественных интернет-компаний за счет учета дохода от рекламной и иной деятельности (предоставлении социально-значимых услуг) при условии наличия у компании собственной технической платформы и информационных ресурсов (сайты, мобильные приложения).

Кроме того, в рамках «Налогового маневра 2.0» предлагается расширить применение налоговых льгот для организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ, за счет учета дохода от реализации, установки, тестирования и сопровождения партнерских ИТ-продуктов.

Эти шаги, по мнению авторов поправок, должны повысить привлекательность российской юрисдикции для ИТ-компаний и интернет-компаний, сформировать условия для ускоренного роста ИТ-отрасли и увеличения вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.

В текущей версии документа также предлагается внести в налоговый кодекс изменения, предусматривающие включение в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль расходов на внедрение отечественного ПО, программно-аппаратных комплексов (ПАК) и компьютерного оборудования, представленных в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Это должно привести к стимулированию приобретения отечественной ИТ-продукции и снижению издержек компаний на внедрение соответствующих решений.

Другое предлагаемое изменение в налоговый кодекс связано с применением при налогообложении прибылей повышающего коэффициента «3» на приобретение и внедрение отечественного ПО и ПАК с использованием искусственного интеллекта. Речь также идет о решениях, представленных в единых реестрах.

В предыдущей версии документа также предлагалось изменить в постановлении правительства, регулирующем проекты по созданию и внедрению ПО, существующее ограничение величины накладных расходов при реализации ИТ-проектов.

Сергей Яскевич считает возможность применения налоговых льгот за счет учета дохода от реализации, адаптации и внедрения партнерских отечественных ИТ-продуктов разумным ходом для стимулирования не только разработчиков ПО, но самих и продуктов. «Речь идет не только о первичном звене, но и обо всей экосистеме, включая тех, кто доносит до конечного потребителя разработанные продукты и обеспечивает их внедрение и масштабирование», — добавляет Сергей Яскевич.

Введение повышающего коэффициента при учете расходов на внедрение отечественной ИИ-продукции также находит поддержку у участников рынка. «Если сейчас на отечественные продукты нацелен в первую очередь госсектор, то при новых условиях в сторону российских разработчиков и производителей развернутся и коммерческие организации», — уверен директор компании «Эдит Про» Дмитрий Кичко.
Оптимизация валютного контроля для ИТ-компаний

С целью упрощения валютного контроля планируется провести мониторинг конкурентоспособности российской юрисдикции в области ИТ, в том числе в области валютного регулирования и валютного контроля. При этом должны учитываться меры, предусмотренные в рамках Общенационального плана действий, обеспечивающие восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и ее долгосрочные структурные изменения.

Для этого нужно сформировать предложения по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в ИТ-сфере в России, в том числе за счет сокращения издержек ИТ-компаний по результатам оптимизации валютного регулирования и валютного контроля. Также должно быть облегчено ведение экспортной деятельности и обеспечено повышение привлекательности российской юрисдикции для ИТ-компаний в сравнении с юрисдикциями, считающимися благоприятными (Сингапур, Ирландия, Финляндия, США, Эстония, Беларусь и др.).

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.