Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

ИТ-компании требуют запретить вузам и школам покупать иностранные ноутбуки

25 мая 2021

Российские ИТ-компании требуют временно приостановить закупки школами ноутбуков иностранных производителей в рамках федпроекта «Цифровая образовательная среда». Они обратились с этой просьбой к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.

Обращение, как пишет CNews  со ссылкой на РБК, направили руководитель Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин и глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский. Их просьба касается закупок ноутбуков, в которых по тем или иным причинам не могут принять участие российские производители мобильных ПК.

В своем письме Покровский и Лашин указали, что в течение 2021 г. в России были объявлены или проведены закупки лэптопов иностранных вендоров на сумму более 1,35 млрд руб. В письме говорится, что эти закупки состоялись «из-за некорректных или избыточных требованиях к оборудованию в рекомендациях».

По информации издания, упомянутые в письме закупки были произведены для региональных министерств образования в Иркутской, Самарской и Тамбовской областях, а также в Адыгее и Татарстане. Помимо этого, в документе содержится упоминание о закупке ноутбуков зарубежных компаний Институтом развития образования Пермского края. Она указана как самая крупная закупка (контракт на 461,3 млн руб.), на втором месте идет Кузбасское Минобразования (353,1 млн руб.).

В своем письме главы АРПЭ и АРПП попросили Дмитрия Чернышенко временно остановить проведение закупок ноутбуков образовательными учреждениями. Ограничение должно действовать до тех пор, пока «отечественным разработчикам не будет обеспечена возможность участвовать в них».

Со слов Рената Лашина, закупки следует полностью ограничить, пока не будет принят стандарт оснащения «Цифровая школа». Этот стандарт в настоящее время находится в разработке, и приблизительных сроков его принятия пока нет.

«Цифровая школа» учитывает ряд факторов, в том числе и действующие требования по импортозамещению оборудования и программного обеспечения.

«Вместе с закупкой зарубежного оборудования автоматически закупается и зарубежный софт как предустановленный, начиная от операционной системы, заканчивая прикладными решениями, то есть браузерами, антивирусами, офисным ПО и т.д. Если же будет закупаться российская техника, то и софт для нее будет использоваться отечественный», – заявил изданию руководитель АРПП.

Как сообщил РБК неназванный источник из российского ИТ-сегмента, образовательные учреждения действительно отдают предпочтение ноутбукам иностранных брендов. Это видно из статистики за 2020 г.: в рамках нацпроекта «Образование» за этот период, с его слов, было отгружено свыше 266 тыс. мобильных ПК. 78% из них – это продукция зарубежных компаний.

Чаще всего в вузы и школы закупались ноутбуки тайваньской Acer, американской HP и китайской Lenovo. На российские мобильные ПК пришлись оставшиеся 22% поставок – в лидерах здесь Aquarius, Depo и ICL.

Источник РБК заметил, что в 2021 г. требования региональных ведомств к ноутбукам изменились, и теперь им соответствует только один ноутбук – Acer TravelMate P2. В итоге российские вендоры теперь вынуждены срочно улучшать имеющиеся модели или разрабатывать новые.

В сфере программного обеспечения засилье иностранного ПО на компьютерах для школ и вузов еще более ярко выражено. «Академия АйТи», как сообщал CNews, провела опрос и выяснила, что у 88,8% респондентов основная операционная система в их школах – это Microsoft Windows. Лишь у 6% есть российское ПО (статистика за март-апрель 2021 г.), при этом до 30% опрошенных педагогов ничего не знают о российском ПО.

При этом участники опроса сошлись во мнении, что основная причина выбора в пользу иностранного ПО заключается в его лучшей совместимости с используемым «железом» в сравнении с софтом российской разработки.

По версии авторов письма, происходящее с закупами ноутбуков и применение избыточных требований к мобильным ПК – это следствие утвержденных январе 2021 г. методических рекомендаций Минпросвещения о создании и функционировании центров цифрового образования. Региональные министерства используют эти рекомендации при подготовке сопроводительной документации к закупкам, но в них нет требований по импортозамещению. Главы АРПП и АРПЭ считают, что регионы детализируют требования к технике так, что участие в тендерах российских производителей становится невозможным.

Директор по развитию направления клиентских устройств производителя компьютерной техники «Аквариус» Дмитрий Захарченко сообщил РБК, что в документации могут быть упомянуты, к примеру, шторка для веб-камеры или сканер отпечатков пальцев. Наличие последнего, по его словам, «вполне нормально для частного пользователя, но явно излишнее требование для школы, когда устройством пользуются множество различных школьников, не говоря уже о легальности использования биометрических данных детей». В то же время Захарченко не уточнил, почему в ноутбуках российских производителей до сих пор нет дактилоскопа или хотя бы шторки на камеру, исключающей возможность тайной слежки.

«Действующие требования к закупкам софта и «железа» для школ сформированы некорректно, излишне детализированы и, как правило, подразумевают одного конкретного иностранного производителя», – заявил Ренат Лашин.

По данным РБК, глава Минцифры Максут Шадаев осведомлен о сложившейся в сфере образования ситуации с закупками ноутбуков. Он подготовил Дмитрию Чернышенко доклад на эту тему, в котором тоже попросил вице-премьера обратить внимание на происходящее.

Представители аппарата Чернышенко заявили, что «в курсе ситуации», и что перед Минцифры уже поставлена задача по проработке этого вопроса. «Мы придерживаемся позиции, что импортозамещение должно удовлетворять запросы образовательных организаций, основной приоритет — обеспечить необходимые потребности школ и функциональность систем, в том числе ПО», – заявили они.

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.