Rambler's Top100
 
 
Все новости Новости отрасли

На подготовке кадров для цифровой экономики сэкономят 63 млрд рублей

07 сентября 2021

Затраты на реализацию федерального проекта по подготовке кадров для цифровой экономики сокращены в два раза — до ₽76 млрд. Наибольшему сокращению подверглись «Цифровой университет», а также проекты создания цифровой среды для инвалидов и помощи образовательным организациям для обучения детей математики, информатики и технологиям.

Такие данные публикует CNews  со ссылкой на обновленный - четвертый - вариант федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». 

Первая версия раздела, посвященного подготовке кадров, появилась в начале 2018 г. Тогда в ней не были указаны суммы финансовых расходов. В конце 2018 г. был утвержден федпроект, в котором появились конкретные цифры: речь шла о ₽50,7 млрд в период до 2021 г. включительно, из которых федеральный бюджет должен был обеспечить ₽46,2 млрд, а внебюджетные источники — остальные ₽4,47 млрд руб. В 2019 г. была утверждена новая версия федпроекта. В ней размер затрат был увеличен до ₽139 млрд, а период реализации включал уже 2024 г. Практически всю сумму планировали изыскать в федеральном бюджете. Теперь же размер затрат сократился почти в два раза — до ₽76,07 млрд. Из этой суммы на внебюджетные источники придется лишь ₽35 млн. В абсолютных цифрах сокращение составило ₽63 млрд. Сменился и куратор федерального проекта — на смену Минэкономразвитию пришло Минцифры.

Значительному сокращению подвергся проект создания на базе организаций высшего образования сети из центров цифровой трансформации университетов — «Цифровой университет», а также спутников таких центров. На соответствующие цели будет направлено ₽4,88 млрд. Это почти в 10 раз меньше, чем было в предыдущей версии федпроекта (₽47,1 млрд). Такие сети будут сформированы из международных научно-методических центров, занимающихся информатикой, математикой и технологиями. В центры-спутники преобразуют центры ускоренной подготовки специалистов в области информационных технологий. При этом будет обеспечена реализация в системе высшего образования персональных траекторий развития обучающихся.

Обеспечение экспертно-аналитического и организационно-методического сопровождения «Кадров для цифровой экономики» (вместе с выполнением отдельных его мероприятий) обойдется в ₽4,14 млрд. Это более чем в 5 раз меньше суммы, заложенной в предыдущую версию федпроекта — ₽21,15 млрд.

Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС) в части требований к формированию компетенций цифровой экономики вместе с разработкой рекомендаций по актуализации примерных основных образовательных программ потребует расходов в размере ₽100 млн. Это почти в 90 раз меньше, чем планировалось ранее (₽8,9 млрд).

₽3 млрд будут направлены на поддержку компаний, реализующих проекты в области перспективных образовательных технологий цифровой экономики. В частности, государство рассчитывает создать и наладить финансирование венчурного фонда, который будет отвечать за перспективные образовательные технологии. Предполагается, что он будет реализован в виде инвестиционного товарищества. Ранее на это планировали потратить ₽7 млрд.

На создание цифрового контента и программного обеспечения под цифровую образовательную среду для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью будет потрачено всего ₽20 млн. Это почти в 70 раз меньше, чем планировалось ранее (₽1,37 млрд).

Также из федпроекта полностью исключено мероприятие по созданию сервиса, обеспечивающего формирование персонального профиля компетенций, персональной траектории развития и непрерывного образования граждан. Ранее на него планировалось потратить 1,23 млрд.

Суммарный объем финансирование мероприятий, направленных на поддержку обучения школьников по направлениям дискретной математики, информатики и цифровых технологий сократился в 22 раза — ₽43,9 млрд превратились в ₽2 млрд.

Наибольшую экономию государству дал отказ от разработки цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ по указанным предметным областям. На это планировалось потратить ₽14,4 млрд.

Кроме того, в 40 раз была уменьшена общая сумма грантов обучающимся общеобразовательных организаций, проявивших особые способности и высокие достижения в указанных областях — с ₽4,67 млрд до ₽114 млн. «Похудеет» и практика предоставления грантов в форме субсидий на проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям указанных областей сократилось. Здесь цифра стала в 14 раз меньше — ₽13,7 млрд превратились в ₽970 млн.

Также в 14 раз сократился объем финансирования мероприятия по развитию и распространению лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам, имеющим лучшие результаты в преподавании упомянутых предметных областей. Раньше на это хотели потратить ₽10,37 млрд. Теперь — ₽770 млн. При этом в рамках мероприятия будет создано 15 экспериментальных площадок.

₽190 млн будут направлены на предоставление грантов в форме субсидий на создание и поддержку функционирования организаций дополнительного образования детей и детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики. Это в 3 раза меньше, чем планировалось ранее — ₽654 млн.

В последней редакции самым дорогим мероприятием стало обучение дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечение достижения отдельных результатов федпроекта «Кадры для цифровой экономики» на базе «Университета Национальной технологической инициативы (НТИ) — 2035». На эти цели планируется потратить ₽14,8 млрд.

К 2024 г. обучение по дополнительным образовательным программам для различных групп населения пройдут не менее 180 тыс. человек. Также будут реализованы программы для подготовки управленцев и команд цифровой экономики, включая акселерационно-образовательные программы подготовки антикризисных лидеров и команд CDO-менеджеров, которые привлекут не менее 20 тыс. человек.

Кроме того, будет разработана система независимой оценки компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ), включающая в себя игровую или симуляционную оценку. Система будет интегрирована с ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) и сервисами построения профилей компетенций и персональных траекторий развития граждан. Модели проведения НОК ЦЭ будут работать по трем направлениям: школа, высшее и среднее профессиональное образование, работодатель. НОК ЦЭ будет использоваться не менее чем в 20 отраслях.

Также будут созданы сервисы обеспечения цифровой грамотности и дистанционной занятости, включая онлайн-сервис готовности к цифровой экономике, поддерживающий работу совокупности образовательных платформ и решений по освоению цифровой грамотности и ключевых компетенций цифровой экономики для различных слоев населения. Сервисом к 2024 г. воспользуются не менее 10 млн человек. Это направление работы предполагает поддержку как минимум 500 технологий и практик.

В рамках указанного мероприятия также будет запущена система сбора данных и управления знаниями о подготовке кадров для цифровой экономики в национальном масштабе, включая мониторинг и трансляцию лучших мировых практик. Число пользователей системы к 2024 г. составит не менее 50 тыс. человек. К экспертному сопровождению федпроекта будет привлечено не менее 1 тыс. специалистов.

Также в рамках указанного мероприятия создадут базовую модель компетенций по цифровой экономики (БМК) и сервисы работы с данными о кадрах для цифровой экономики. На базе БМК ежегодно будет прогнозироваться потребность в ИТ-специалистах. Также модель поможет в разработке предложений по актуализации ФГОС и примерных основных образовательных программ.

Схожая сумма — ₽14,67 млрд — будет потрачена на реализацию вузами, получающими господдержку по программе стратегического академического лидерства, мероприятий по обеспечению условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся. Эти мероприятия будут проводиться в рамках как раз своих программ лидерства, а охватят они в том числе студентов ИТ-специальностей.

Вузы, участвующие в проекте, будут получать гранты, предусматривающие реализацию дисциплин (курсов, модулей), формирующих цифровые компетенции в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения, а также навыки использования и освоения новых цифровых технологий (в том числе образовательных программ, разработанных с учетом рекомендаций опорного образовательного центра) в индивидуальной траектории обучающегося в рамках основных профессиональных образовательных программ по непрофильным для ИТ-сферы направлениям.

Также гранты будут предусматривать профессиональную переподготовку студентов по непрофильным для ИТ-сферы направлениям, реализацию программ академической мобильности обучающихся, проведение интенсивов, проектных сессий, модулей, хакатонов, соревнований и т.п. для ускоренного формирования цифровых компетенций, приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения.

Обеспечение онлайн-доступа к цифровым образовательным ресурсам и сервисам для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, обойдется в ₽11,98 млрд.

₽6,95 млрд будут направлены на внедрение образовательными организациями, реализующими программы высшего образования, типовых сервисов организации учебного процесса и онлайн-обучения, созданных на базе цифровых платформ. К 2024 г. 150 образовательных организаций высшего образования внедрят цифровые сервисы и решения. Образовательными организациями высшего образования (ООВО) совместно с компаниями цифровой экономики с целью разработки, апробации и внедрения цифровых сервисов и решений, готовых к тиражированию среди российских образовательных и научных организаций, будет создано 8 консорциумов.

Обязательными условиями предоставления субсидий станет наличие у ООВО-грантополучателя соглашений о партнерстве в рамках консорциума не менее чем с одним индустриальным партнером и не менее чем с четырьмя другими ООВО для апробации создаваемых сервисов и решений. Кроме того, сервисы и решения, созданные в результате деятельности консорциумов, должны будут распространяться по открытой лицензии. Также они должны быть направлены на создание и внедрение новых решений и моделей взаимодействия, позволяющих достигать принципиально новых результатов в подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

₽6,37 млрд потребуется для повышения квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования по новым программам для ИТ-специалистов в различных предметных отраслях и обеспечение достижения отдельных результатов федпроекта «Кадры для цифровой экономики» на базе АНО «Университета «Иннополис».

На его базе будет создан опорный образовательный центр, который обеспечит повышение квалификации не менее чем 50 тыс. преподавателей, работающих по новым образовательным программам для различных предметных отраслей, и создаст не менее 112 рекомендуемых к тиражированию актуализированных образовательных программ с цифровой составляющей для профессий приоритетных отраслей экономики, разработанных при участии экспертного сообщества и компаний цифровой экономики.

Кроме того, на базе «Университета «Иннополис» будет создан единый учебно-методический центр, который обеспечит повышение квалификации для 30 тыс. преподавателей, работающих по новым образовательным программам для ИТ-специальностей, и подготовит не менее 31 рекомендуемой к тиражированию актуализированной программы по ИТ-специальностям, разработанных при участии экспертного сообщества и компаний цифровой экономики.

Также «Университет «Иннополис» создаст единую многофункциональную образовательную платформу, автоматизирующую обучение по высшему и среднему профессиональному, а также дополнительному профессиональному образованию в рамках опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики и единого учебно-методологического центра по подготовке кадров для цифровой экономики. Платформа будет синхронизирована с ГИС СЦОС (Современная цифровая образовательная среда).

На «Университет «Иннополис» также возложена задача актуализации профессиональных стандартов с учетом потребностей в росте цифровых компетенций специалистов различных профессий и в цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики при участии экспертного сообщества и компаний цифровой экономики. Еще ₽1,03 млрд данная организация получит в виде государственной поддержки в целях создания на ее базе опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики.

На обучения государственных (муниципальных) служащих и работников учреждений компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления (CDTO) будет направлено ₽4,18 млрд. К 2024 г. его пройдут 50,1 тыс. человек.

Обучение будет происходить по следующим группам специальностей: руководитель цифровой трансформации (CDTO); руководитель проекта, владелец продукта, владелец процессов, руководитель по цифровому проектированию и процессам, администратор проекта, процессный аналитик; функциональный руководитель, функциональный специалист.

На поддержку научно-технических проектов физических лиц в области цифровой экономики будет выделено ₽500 млн. Еще ₽240 млн направят на разработку образовательных программ (модулей) высшего образования в интересах цифровой экономики.

Мероприятия, связанные с развитием компетенций в области цифровой экономики у соотечественников и привлечением в Россию иностранных специалистов, потребуют суммарных затрат в размере ₽955 млн. ₽310 млн из них будут направлены на прохождение обучения учениками и работникам русских школ за рубежом по программам тиражирования лучших практик по развитию цифровой грамотности. Еще ₽220 млн потратят на повышение в иностранных государствах уровня компетенций, связанных с цифровой экономикой, у педагогов русских школ.

Организация и проведения в зарубежных странах мероприятий просветительского и мотивационного характера по привлечению перспективных иностранных студентов для обучения в образовательных организациях высшего образования по ИТ-специальностям или специальностям, востребованным в цифровом мире, обойдется в ₽215 млн. Еще ₽210 млн направят на привлечение талантливых иностранцев на работу в России.

В то же время из федпроекта исключено мероприятие по обеспечению развития образовательных и научно-методических практик подготовки специалистов в сфере ИТ и сквозных технологий, а также развитию международного сотрудничества, интеграции российской образовательной системы и лучших практик за счет «Университета «Иннополис». Ранее на эти цели планировалось потратить ₽500 млн.

₽90 млн израсходуют на разработку модели независимой оценки компетенций цифровой экономики и самооценки гражданами ключевых компетенций цифровой экономики. ₽50 млн потребуется для подготовки проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий. Эти проекты НПА внесут в Национальный совет при Президенте по профессиональным стандартам. ₽20 млн будет направлено на разработку модели центра ускоренной подготовки по компетенциям цифровой экономики совместно с предприятиями-партнерами и компаниями цифровой экономики, а также разработку требований и их методическое обеспечение.

Источник: CNews

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.