Опубликована первая в мире нейросетевая модель, обученная на самом полном геноме человека

24 июня 2022

Исследователи из Института искусственного интеллекта AIRI обучили нейросетевую модель на самой полной на сегодняшний день сборке генома человека. Модель, названная GENA_LM, выложена в open source и доступна биологам по всему миру для использования в научных исследованиях.

Последовательность ДНК представляет из себя «текст», закодированный чередованием 4 «букв» – нуклеотидов. Размер генома человека составляет более 3 млрд. таких символов. Однако менее 2% нашего генома кодируют гены, с которых впоследствии образуются молекулы РНК, участвующие в синтезе белков. Остальные 98% генома – последовательность ДНК, которая не кодирует белки и до сих пор мало изучена.

В последние годы в биоинформатике набирают популярность подходы, заимствующие методы обработки естественного языка. Эти методы позволяют выучить закономерности или, другими словами, построить модель последовательности элементов. Особенно важно, что знание, аккумулированное в модели ДНК в процессе обучения, можно использовать повторно для решения широкого класса исследовательских задач: поиск участков генома, выполняющих регуляторные функции в процессах считывания РНК, синтеза белков; определение влияния отдельных мутаций на интенсивность работы генов; предположение патогенного или доброкачественного эффекта от мутаций в ДНК, меняющих одну аминокислоту в белке, классификации живых организмов на основе данных секвенирования и многих других.

Как говорится в пресс-релизе Института искусственного интеллекта AIRI, в данный момент в мире уже представлен набор достаточно хороших моделей для последовательностей белков (например, ESM), но для последовательностей ДНК публично доступна только разработанная коллективом ученых из США модель DNABERT. По сравнению с белковыми последовательностями, ДНК намного длиннее, поэтому строить модель на последовательностях ДНК достаточно сложно.

«Наша модель - первая языковая модель для ДНК, обученная на самой полной версии генома человека – T2T-CHM13, которая была опубликована в конце марта 2022 года. Она может обрабатывать последовательности в 6 раз длиннее, чем DNABERT. Тестирование полученной ДНК модели на одной из задач генетики – предсказании последовательностей, способных «включать» гены (промоутеров) – уже показало результаты превосходящие аналогичные с использованием DNABERT», - Ольга Кардымон, руководитель научной группы «Биоинформатика» Института искусственного интеллекта AIRI.

В ближайшем будущем планируется улучшение самой модели и расширение ее возможностей. А для решения прикладных задач скоро будут выложены версии модели для предсказания сайтов сплайсинга, поиска функционально- важных малых рамок считывания белка (uORF), предсказания изменения интенсивности работы генов. Решение этих задач поможет понять больше о механизмах возникновения заболеваний и процессах образования злокачественных клеток. Список задач может быть расширен, исходя из научно- практических интересов биологов, биоинженеров и врачей-генетиков.

«Опубликованная модель – лишь первый шаг нашего исследования. Впереди эксперименты по применению трансформерных архитектур с памятью, которые позволят увеличить размер входной последовательности ещё в несколько раз. Это позволит повысить точность модели и в итоге увеличит качество решения прикладных задач» - Михаил Бурцев, директор по фундаментальным исследованиям Института искусственного интеллекта AIRI, руководитель научной группы «Новые нейронные архитектуры».