Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

До 90% фиксированных операторов в 2023 готовы поднять тарифы

08 ноября 2022

Представители телекоммуникационных сетей РФ (услуги ШПД, телефонии, ЦОД, ТВ и видеонаблюдения) ожидают, что тарифы их компаний в следующем году вырастут — среди участников рынка за это высказались 88%. Это сразу на 10 п.п. больше, чем в конце 2021 года.

TelecomDaily публикует пятое ежегодное исследование-опрос, в котором представители операторских компаний делятся ожиданиями по поводу тарифной политики. Эксперты агентства отмечают, что результаты текущего опроса действительно могут свидетельствовать о подготовке к росту тарифов, особенно в самых востребованных сегментах — фиксированный доступ в интернет и мобильная связь.

Для сравнения, годом ранее количество компаний, прогнозировавших, что их тарифы пойдут вверх, напротив снизилось на 8 п.п., до 78% опрошенных. Дело в том, что в 2020-2021 годах проводные операторы поднимали тарифы в среднем на 12-15% и столкнулись с тем, что возможности абонентов сильно ограничены. В конце 2022 года компании снова находятся под давлением внешних факторов, таких как уход международных вендоров и подорожание телеком-оборудования, попавшего в категорию дефицитных товаров.

Важное уточнение — данное исследование ИАА TelecomDaily традиционно касается бизнеса большинства телеком-операторов, за исключением тех, кто специализируется на беспроводной связи (то есть сотовых операторов). Тем не менее, фиксированные операторы также оказывают услуги мобильной связи: выпускают конвергентные предложения, закупают SIM-карты, чтобы использовать в IoT-устройствах и т.д.

В этом сегменте впервые за отслеживаемый период агентство зафиксировало максимальную долю респондентов, уверенных, что стоимость операторских услуг будет расти.  

Сравним динамику: в конце 2018 об ожидаемом росте тарифов сообщали 81%, в 2019 — 84%, в 2020 – 86%, в 2021 — 78%, в 2022 — 88%.

И если годом ранее доля респондентов, готовых поднять цены на 3-9%, сравнялось с теми, кто рассматривает рост от 10 до 15%, — в обеих группах было зафиксировано по 32% — то сейчас доля тех, кто выбирает более ощутимый скачок тарифов, то есть от 10 до 15%, снова опережает все остальные категории — за этот вариант ответа высказались 41%.

Операторы, напомним, планируют повышение тарифов каждый год: в конце 2018 они собиралась реагировать на рост НДС и расходы по «закону Яровой», в 2019 ощутили ухудшение финансового положения и нехватку денежных средств, в 2020 — в планы вмешалась пандемия и многие бизнес-клиенты сворачивали деятельность, а пользователи в частном секторе оставались без работы.

Опрос проводился в последнюю неделю октября и включил данные порядка 65 операторских компаний с федеральным охватом (либо из ТОП-10 в своем регионе). Оценивается совокупность основных факторов, влияющих на бизнес: объем производства, уровень издержек, финансовое состояние, перечень рисков, планы по формированию собственных тарифов.

Все компании участвуют в опросе на условиях анонимности, однако их отбор проводился исходя из того, что опрошенные операторы играют ведущую роль в своем сегменте.

Среди них порядка 65% оказывают услуги фиксированного ШПД, передачи данных, аренды каналов и VPN — 57%, телефонии – 55%, осуществляют доступ к облакам и ЦОДам – 53%, видеонаблюдение и видеоаналитика — также 53%, телевидение — 51%.
Для конечных абонентов исследование интересно тем, что отвечает на вопрос о планах операторов по тарифообразованию.

Итоги исследования

Рынок телекоммуникаций РФ, по сравнению с 2021 годом, не показал заметного роста. Если годом ранее сразу 81% респондентов констатировали рост годового объема услуг, то по итогам 2022 их доля составила 66%.

О значительном росте объемов оказываемых услуг (от 11% и более) сообщили 12% — против 31% годом ранее. Рост объемов в пределах 10% зафиксировали 54% респондентов (в конце 2021 — 50%).
Сокращение объема оказываемых услуг отметили 5% (против 3% годом ранее), еще 22% говорят об отсутствии положительной динамики (14% годом ранее). Таким образом, сразу 27% опрошенных потенциально находятся в зоне риска. 

О росте издержек сообщили 71% опрошенных — это настораживающая динамика (в конце 2021 — 57%, 2020-го — 60%). На значительном росте по итогам этого года настаивают 25% (год назад — 13%, два года назад — 26%) респондентов. 

На этом фоне показательно, что и общее финансовое состояние компаний за год ухудшилось. Сразу 43% отмечают, что им удается поддерживать, но не развивать бизнес (таковых 30% по итогам 2021), еще 8% говорят об острой нехватке средств (6% годом ранее). До 49% сократилась доля операторов, которым средств хватает в том числе на развитие (против 59% годом ранее).
В уходящем году внешние факторы негативно повлияли на телекоммуникационный бизнес. Большинство компаний (66%) указывают на дефицит оборудования, связанный с санкционными ограничениями, и как следствие — на рост его стоимости. Еще одним крайне значимым отрицательным последствием для 59% опрошенных стал уход мировых вендоров.
Операторы сообщили, что больше всего их бизнесу угрожает рост инфляции (51%), падение платежеспособного спроса (40%) и экономические санкции (40%).
В этих условиях 88% опрошенных делают неутешительный для абонентов вывод: в 2023 году рост тарифов на услуги связи продолжится (напомним, по итогам 2021-го такой прогноз озвучили 78% компаний). 

Причем операторы ожидают довольно существенного увеличения: 41% прогнозируют его в пределах от 10 до 15% (в конце 2021-го так ответили 32%). Второй по популярности ответ, за который высказались 33% респондентов, — что тарифы вырастут от 3 до 9% (в прошлом году так считали 32%). В рост тарифов от 16% и выше верят 14% (их доля за год не изменилась). А вот доля оптимистов, уверенных, что тарифы не вырастут больше чем на 2%, за год снизилась до 12% (в конце 2021 — 20%). 
По мнению опрошенных, больше всего вырастет стоимость мобильной связи (в рамках FMC, IoT-продукта, видеонаблюдения и т.п.) — за этот вариант проголосовали 60%, фиксированный доступ в интернет выбрали 57% опрошенных. Высокой динамики в ценообразовании на облачные сервисы и услуги ЦОДов ожидают 39%.
 
На вопрос, какие опции/сервисы станут наиболее востребованными в следующем году, представители операторов ответили определенно — скидки, кэшбэк и бонусные программы. За них высказались 63%. Облака набрали сразу 60%, хотя в прошлом году не входили в первую тройку. А вот лидировавшие в конце 2021 онлайн-игры и игровые сервисы переместились на третье место — у них 45% голосов.
«Из этого опроса я бы сделал вывод, что цены продолжат расти, операторы постараются ограничиться 10-15%, что мы и так наблюдаем практически каждый год. В операторских компаниях хорошо понимают, что возможности абонентов ограничены, однако инфляция, необходимость закупать оборудование по новым расценкам, а также переводить данные на другие площадки, менять поставщиков ПО диктует им свои условия», — прокомментировал генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.





 

Источник: Telecom Daily

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.