Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Каждый второй россиянин сталкивался с кражей денег или утечкой персональных данных в цифровой среде

10 июля 2023

70% россиян пользуются мобильным банком или интернет-банком, проводят финансовые операции через другие цифровые сервисы в сети. При этом более половины жителей России (59%) видят риски при использовании таких сервисов. 

Новое исследование Аналитического центра НАФИ показывает, с какими проблемами сталкивались россияне, совершая действия со своими финансами в цифровой среде, и как распознавание потенциальных угроз зависит от уровня финансовой грамотности человека.

Сколько россиян сталкивались с проблемами 

Каждый второй россиянин (57%) сталкивался с проблемами, используя цифровые каналы управления финансами – мобильный банк, интернет-банк или другие сервисы.

Чаще с такими проблемами, как утечка персональных данных, кража или потеря денежных средств, сталкиваются мужчины (62% против 53% женщин), люди с высшим образованием и низким уровнем дохода (по 63%).

Не встречались с проблемами в цифровой среде 40% опрошенных. В большей степени это женщины (45%), респонденты с хорошим материальным положением (47%) и граждане старше 45 лет (43%).

Исследование также показало, что на столкновение с неприятностями влияет уровень финансовой грамотности человека. Чем более подкован человек, тем чаще он пользуется такими сервисами и распознает возникающие угрозы. Так, среди тех, кто заявляет о столкновении с проблемами, в 1,5 раза больше россиян, имеющих высокий уровень финансовой грамотности – это две трети населения (68%). В то же время доля «пострадавших» среди людей с низким уровнем финансовой грамотности не превышает и половины (47%). 

Топ-3 проблем в цифровой финансовой среде

Самая распространенная негативная ситуация, связанная с использованием цифровых финансовых сервисов – это утечка персональных данных и нецелевое их использование. 38% россиян заявляют о том, что их данные были украдены и несанкционированно использованы для спам-звонков или направления им другого вида рекламы. Еще 11% опрошенных сообщают, что сотрудники банка, страховой компании или государственные служащие использовали  их персональные данные не по тому назначению, с которым они обращались в эту структуру.

На втором месте среди часто встречаемых находятся ситуации, связанные с субъективным фактором – собственными ошибками пользователей. Так, 12% россиян заявляют, что теряли деньги, ошибаясь в цифрах при переводе или «нажимая не ту кнопку». Помимо этого, каждый десятый (11%) забывал пароль для входа в личный кабинет или мобильное приложение, вследствие чего терял доступ к управлению средствами.

На третьем месте среди проблем, с которыми сталкивались россияне, – мошеннические действия и кража денежных средств. 12% опрошенных говорят, что мошенники получали доступ к их счетам, снимали или переводили с них деньги через компьютерный вирус или специальную программу. 5% заявляют, что такие противоправные действия были осуществлены непосредственно через их компьютер или телефон, когда они были украдены.

Среди других, менее распространенных ситуаций, в которых россияне теряли деньги или контроль над ними:
  • технический сбой, из-за которого были потеряны деньги (6%),
  • случаи, когда другой человек, не преступник, а например, ребенок или другой член семьи, случайно вошел в мобильный банк, интернет-банк или другое приложение и списал с банковской карточки деньги (5%). 
Алсу Гараева, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ: «Низкий уровень финансовой грамотности и убежденность людей в своих знаниях финансовой безопасности становятся значимыми проблемами. В группе риска – женщины и представители старшего поколения, которые чаще других утверждают, что не сталкивались с рисками онлайн-использования финансовых услуг. Не исключено, что они реже придают значение ситуациям, когда теряют пароли к интернет-банкам или их данные используют для рекламы. Однако цифровой финансовый рынок стремительно развивается, а значит – не дремлют и мошенники. Базовые правила финансовой безопасности потребителей финансовых продуктов и услуг должны прочно войти в нашу жизнь, транслироваться как на уровне семьи, так и в СМИ, учебных заведениях и на рабочих местах».

Источник: НАФИ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.