ИТ-ассоциации призвали правительство к диалогу о налоговых изменениях в отрасли
Введение НДС и увеличение ставки страховых взносов и снижение уровня применения УСН до 10 млн руб. для ИТ-компаний может перечеркнуть все результаты в сфере технологического суверенитета России, которые удалось достичь ИТ-отрасли за последние годы благодаря мерам господдержки. Под особо сильным ударом окажутся субъекты МСП, для которых налоговая нагрузка может вырасти в 5-6 раз, что неизбежно приведет к закрытию многих из них и замедлит технологическое развитие страны в целом.
Понимая сложность ситуации, отраслевые объединения (АПКИТ, АРПП «Отечественный софт», РУССОФТ, МИТ-Мы ИТ, ОПОРА России, ФРИИ, СТК) направили официальные письма в адрес Президента РФ и на совместной пресс-конференции, состоявшейся в Москве 15 октября представили предложения по созданию рабочих групп представителей власти и ИТ-отрасли для объединения усилий и обсуждения налоговых изменений.
29 сентября 2025 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 1026190–8, который предусматривает изменения в Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты. С 1 января 2026 года российские разработчики программного обеспечения могут лишиться ряда ключевых льгот: отмена нулевой ставки НДС, двукратное повышение льготных тарифов страховых взносов для ИТ-компаний и шестикратное сокращение порога выручки для применения упрощенной системы налогообложения.
Более 40% ИТ-компаний, чей годовой доход не превышает 60 млн рублей, окажутся на грани выживания. В связи с этим, вендоры будут вынуждены увеличить цены на свои продукты и услуги на 30-35%, а в условиях сформированных на следующий год ИТ-бюджетов и планов развития у заказчиков повышение цен для клиентов возможно не более чем на 10%. В результате разработчики программного обеспечения будут вынуждены сократить штат сотрудников на 10% и уменьшить прибыль своих компаний на аналогичную величину.
Прогнозируется банкротство, поглощение или уход небольших компаний и стартапов, в том числе из сферы разработки решений для гособоронзаказа и КИИ, а также отток программистов за границу.
При этом, по данным экспресс-опроса РУССОФТ, рост налоговых поступлений от повышения страховых взносов без учета изменения НДС составит не более 25% в первый год после вступления закона в силу, а затем снизится до 3,1% и 6,7% в последующие годы. Учитывая дополнительные налоговые обязательства и возможное снижение объемов продаж, общее повышение налоговой нагрузки не приведет к увеличению налоговых поступлений.
Наталья Касперская, председатель правления АРПП «Отечественный софт»: «ИТ-отрасль сейчас растет, ведет проекты по импортозамещению, но мы только на середине пути. Увеличение налоговой нагрузки в этот момент обернется катастрофичными последствиями для ИТ-сферы — потерей финансовой устойчивости, нехваткой средств на новые разработки и развитие бизнеса, ростом цен, невыполнением обязательств перед заказчиками, банкротствами. С потерей дохода айтишники могут переключиться на дистанционную работу на иностранные компании или эмигрировать. Эффект такого решения будет нулевым, а скорее всего — отрицательным. Это все равно что обложить налогами производство танков для фронта».
Николай Комлев, исполнительный директор АПКИТ: «Ситуация после начала СВО и масштабных санкций стала проверкой на прочность для правительства и экономики. Экономика не только выстояла, но и продолжила рост - несмотря на уход западных вендоров и прекращение поддержки их ПО. Значительную роль в этой устойчивости сыграли отечественные ИТ-компании, сумевшие поддержать критическую инфраструктуру. Нельзя недооценивать и роль ИТ как главного инструмента повышения производительности труда во всех отраслях. Предлагаемые Минфином налоговые изменения для ИТ-сектора нанесут удар не только по ИТ-бизнесу, но по цифровизации всех секторов экономики. Это реформа заставит цены на ПО подняться не менее на 30-35%. Авторы законопроекта не учли мультипликативного эффекта, не учли неизбежной потери инвестиционной привлекательности ИТ-бизнеса и технологического отставания, т.е. не попытались оценить всех потерь госбюджета от этих нововведений. Мы не можем поддержать существующую версию законопроекта и предлагаем создать совместную рабочую группу государства и бизнеса для оценки всех последствий налоговых изменений и о любых изменениях считаем важным предупреждать бизнес не менее, чем за год и предусматривать переходный период».
Антон Огарков, заместитель руководителя ИТ-комитета «ОПОРЫ России»: «Малые и средние ИТ-компании сегодня являются ключевыми участниками цифровой трансформации экономики, создают рабочие места, развивают отечественные программные продукты и способствуют импортонезависимости в критически важных технологических направлениях. В условиях текущей экономической ситуации рост налоговой нагрузки на разработчиков программного обеспечения может иметь обратный эффект - вместо увеличения доходов бюджета привести к сокращению числа действующих компаний, снижению инвестиций в НИОКР и оттоку квалифицированных кадров. По оценкам ИТ-комитета ОПОРЫ России, введение НДС и повышение страховых взносов может увеличить совокупную налоговую нагрузку для части микро, малых и средних ИТ-компаний в несколько раз. Это приведет к неизбежному росту себестоимости продукции и невозможности поддерживать текущие объемы разработки и продаж в условиях охлаждения внутреннего рынка».
Алексей Щеглов, председатель правления Ассоциации «МИТ — Мы ИТ», добавил, что важно не только отказаться от планируемых налоговых изменений для ИТ-отрасли, но и провести анализ действующих льгот для передовых компаний и стартапов — резидентов ИНТЦ, включая “Сколково”, чтобы резидентам не приходилось как сейчас совмещать различные налоговые льготы для обеспечения оптимальной налоговой нагрузки. «Считаем крайне важным привести эти меры и налоговые режимы в соответствие с текущими условиями ИТ-хабов соседних дружественных стран, таких как Казахстан и Узбекистан, а лучше — создать для российских инновационных проектов ещё более привлекательные условия. Это позволит удержать ИТ-компании в России, стимулировать цифровизацию смежных отраслей и повысить экспортный потенциал отечественных технологий».
Кирилл Варламов, генеральный директор ФРИИ: «Весь мир создавал софт в течение многих лет, российские же разработчики вынуждены это делать в предельно сжатые сроки, много вкладывая в развитие. Предлагаемые налоговые изменения для IT-отрасли (введение 22% НДС на продажу ПО, повышение льготных тарифов страховых взносов, сокращение размера выручки для применения УСН с 60 млн до 10 млн) фактически приведут к появлению у софтверных компаний дополнительного оборотного налога в 30% (7,4% + 22% = 29,4%), пережить который будет сложно при среднеотраслевой рентабельности в 10%, а стартапы вовсе получат «тройное удушение». Необходимо искать альтернативу. По НДС, например, сохранить льготы, увеличив при этом налог на прибыль на 2,5-3 п.п. для всех аккредитованных Минцифры IT-компаний (действующая ставка 5%). Это обеспечит бюджету дополнительные отчисления, сопоставимые с поступлениями по НДС, и справедливо распределит по игрокам отрасли налоговую нагрузку».
Валентин Макаров, президент РУССОФТ: «Развитие индустрии ПО замедляется на фоне охлаждения экономики, рост продаж ПО и услуг в России замедлился с 34% в 2023 году, до 24% в 2024 году (прогноз был 32%) и ожидается рост всего на 15% в 2025 г. Инвестиционная привлекательность ИТ-индустрии падает, о чем говорит снижение котировок акций ИТ-компаний на фондовом рынке на 35%-40%. Аргументация Минфина о необходимости выравнивания условий ведения бизнеса с другими секторами экономики для обоснования повышения налоговой нагрузки на ИТ-отрасль никак не соответствует мировой практике. На этапе становления Нового технологического уклада, базирующегося на достижениях ИТ, все мировые лидеры в приоритетном порядке финансируют и развивают отрасль ИТ, которая является стратегической. При резком (в 5-6 раз!) усилении налоговой нагрузки на индустрию ПО Россия в принципе не сможет с ними конкурировать и претендовать на роль одного из технологических лидеров. Это приведет к закрытию сотен, если не тысяч, компаний, снижению объема продаж, снижению расходов на НИОКР, увольнению персонала. Но самое главное – эти меры не приведет к росту поступлений в бюджеты!».
Источник: АРПП «Отечественный софт»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.