Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2007
16 сентября 2007

Россия-транзит: в начале пути

Исторические связи Взаимосвязь «торговля-дорога» складывалась между странами и континентами веками. Так, Великий шелковый путь, соединивший Восток и Запад во II веке до н.э., служил транзитным маршрутом для доставки китайского шелка в Среднюю Азию и Средиземноморье. В XIX

Исторические связи

Взаимосвязь «торговля-дорога» складывалась между странами и континентами веками. Так, Великий шелковый путь, соединивший Восток и Запад во II веке до н.э., служил транзитным маршрутом для доставки китайского шелка в Среднюю Азию и Средиземноморье.

В XIX веке эту связку дополнили телекоммуникации (сначала телеграф, чуть позже телефон): чем удобнее и безопаснее торговые пути - тем активнее торговля; чем активнее торговля - тем удобнее коммерсантам договариваться о сделках заочно, не тратя времени на переезды. В России в первой половине XIX века практически одновременно начали строиться железные дороги и телеграфные линии, развиваясь «рука об руку» и следуя по маршрутам друг друга. Тогда же территория России показала себя как идеальное транзитное поле между Европой и Азией: через Кавказ пролегла Индоевропейская телеграфная линия, по Транссибу пошли товары с Востока на Запад... Транспорт и связь дополняли друг друга как стимуляторы торговли.

В ХХI веке это уже самостоятельные мощные рычаги национальной экономики, объединенные единой константой - территорией России (читай - транзитными возможностями). При этом транспортный транзит сегодня невозможно рассматривать в отрыве от транзита телекоммуникационного. Их объединяют не параллельные маршруты (как в XIX веке), а интересы бизнеса.


Прогулки по рынку

По экспертным оценкам, торговый оборот между Европой и Азией составляет $600 млрд в год и в ближайшие 10 лет удвоится. Однако лишь 1% этого оборота обеспечивается сегодня транспортной инфраструктурой РФ. Львиная доля грузов переправляется из стран Азии в Европу южными морями, а транзитный потенциал России используется сейчас не более чем на 2%. И это притом, что сухопутный маршрут практически вдвое короче морского.

Похожая ситуация сложилась и с телекоммуникационным транзитом. В настоящее время его в основном обеспечивают два глобальных маршрута из Европы в Азию: один - по подводным кабелям по дну Индийского океана, другой - через Атлантику, территорию США и по дну Тихого океана. Рынок евроазиатского транзита трафика составляет, по оценкам Pyramid Research, $500 млн; из них, по разным данным, российским операторам ОАО «Ростелеком» и ЗАО «Компания ТрансТелеКом» принадлежит от $20 до $30 млн, или 4-6%.

Однако ситуация может измениться уже в ближайшие годы. Yankee Group прогнозирует к 2011 г. пятикратный рост объема рынка транзита трафика Европа-Азия. К тому времени, считают аналитики, российские магистральные операторы смогут претендовать на 16% евроазиатского трафика.

Планы и реалии

Фактически лишь в последние три года российские операторы начали делать серьезные попытки выхода на рынок международного телекоммуникационного транзита. О том, что Россия архипривлекательна для евроазиатского транзита, свидетельствует хотя бы нашумевшая в 2003 г. кампания «тройной силы», когда сразу три консорциума - FTA Enterprises Ltd., «Поларнет Проект» и «Евразия Телеком» - объявили о строительстве трансроссийских магистралей. Первая - вдоль линий электропередачи РАО «ЕЭС России» и автотрасс, вторая - по дну российских арктических морей, третья - «просто» по территории России (маршрут не оглашался). Все три проекта ориентировались на использование технологии спектрального уплотнения DWDM, позволяющей увеличивать пропускную способность каждого волокна до десятков и даже сотен терабит в секунду. Тройка планировала стартовать в 2004 г. Однако сроки отодвигались, потом и вовсе рассеялись... Реально же на рынке сегодня присутствуют два магистральных оператора - «Ростелеком» и «Компания ТрансТелеКом».

Казалось бы, сам Бог велел российским магистральным сетям занять приоритетные позиции в деле передачи трафика между Европой и Азией - более короткие (в сравнении с морскими) маршруты могли бы привлечь огромную массу клиентов. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. В середине прошлого века, когда формировался рынок игроков транзита евроазиатского трафика, Россия была за «железным занавесом». Когда его подняли, оказалось, что сплошь аналоговые системы связи уже никому не интересны. И «Ростелеком», наследник общесоюзной сети дальней связи, принялся быстрыми темпами наверстывать упущенное.

Построенные «Ростелекомом» в 90-е годы комплексы международной связи - Западный (Дания-Россия), Южный (Италия-Турция-Украина-Россия) и Восточный (Россия-Япония-Корея), а также Трансроссийская ВОЛС Москва-Хабаровск создали реальные предпосылки для выхода России на рынок международного телекоммуникационного транзита. Однако низкая пропускная способность (560 Мбит/с) всех трех «пограничных» комплексов, рассчитанных в основном на голосовую связь, стала главным препятствием в реализации этих предпосылок (по мнению экспертов, модернизации эти участки не подлежат). Тем не менее, участвуя в кабельной системе Россия-Япония-Корея, «Ростелеком» имеет прямой выход на операторов Японии и Кореи, включая крупнейших операторов региона KDDI и Korea Telecom.

Три года назад «Ростелеком» активизировал свои действия на рынке международного транзита. Компания анонсировала проект «Транзит Европа-Азия» (ТЕА), тогда же состоялись первые продажи каналов ТЕА. В 2005 г. поступили запросы от существующих клиентов об увеличении емкости каналов ТЕА, а также были подписаны новые контракты.

В настоящее время «Ростелеком» участвует в 27 международных кабельных системах и взаимодействует более чем с 400 международными операторами и компаниями, имеет прямые выходы более чем на 100 операторов в 72 странах.

В прошлом году была введена в эксплуатацию ВОЛС Белогорск-Благовещенск-Хайхэ (КНР), выполненная по технологии DWDM и соединившая сети «Ростелекома» и China Telecom. Линия дополняет канал «Ростелекома» в Китай через Хабаровск, открытый несколько лет назад, и позволяет расширить возможности компании по транзиту трафика между Европой и Азией. В 2006 г. «Ростелеком» и China Telecom подписали меморандум о расширении сотрудничества в области предоставления услуг связи на базе существующего высокоскоростного соединения между Россией и Китаем.- Сегодня компания имеет высокоскоростные выходы на Европу, Азию и Америку с точками присутствия в Лондоне, Стокгольме, Хельсинки, Нью-Йорке, Франкфурте и Гонконге. В прошлом году «Ростелеком» объединил высокоскоростным кольцевым каналом связи свои точки присутствия на крупнейших европейских площадках обмена трафиком во Франкфурте, Стокгольме и Лондоне, а также в Нью-Йорке через трансатлантический канал. Это позволило обеспечить резервирование европейских маршрутов пропуска трафика, расширить доступ к сети компании.

В планах - активное продвижение услуг по транзиту трафика между европейскими и азиатскими операторами.

Второй магистральный оператор России «ТрансТелеКом» (ТТК) вышел на рынок уже с пониманием, что в XXI веке акценты в транзитном бизнесе смещаются с голоса на данные (из $500 млн ежегодного евроазиатского транзита трафика $300 млн, по оценке Pyramid Research, забирает передача данных). Компания, основанная в 1997 г. для строительства телекоммуникационной сети в интересах развития технологической связи железнодорожной отрасли, за 4 года создала практически на всей территории РФ магистральную цифровую сеть связи (МЦСС) протяженностью более 50 тыс. км, проложенную вдоль железных дорог. ТТК стал оператором услуг связи МЦСС для ОАО «РЖД», но еще на этапе проектирования сети в бизнес-модель ее работы была заложена и коммерческая деятельность, в том числе на рынке международного транзита.

Уже на этапе строительства сети ТТК начал выстраивать стратегию присутствия на европейских и азиатских рынках: были организованы узлы доступа в крупнейших точках обмена трафиком (Лондон, Стокгольм, Амстердам, позднее Франкфурт, Гонконг), подписан ряд межоператорских соглашений с европейскими и азиатскими компаниями...

В 2004 г. ТТК решительно шагнул на рынок евроазиатского транзита, инициировав совместно с китайским оператором China United Telecommunications (China Unicom) и сетью связи монгольской Улан-Баторской железной дороги строительство трансконтинентального волоконнооптического маршрута ERMC (Европа-Россия-Монголия-Китай). Соединение через российско-финляндскую границу ТТК осуществил со скандинавским оператором Song Networks, имеющим совместное предприятие с железнодорожниками Финляндии. Сотрудничество с крупнейшими телекоммуникационными компаниями, работающими на рынке Юго-Восточной Азии, расширяет для ERMC географию клиентской аудитории: в нее входят Филиппины, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и другие страны (уже в первые три месяца коммерческой эксплуатации ERMC ее клиентами стали 20 крупных российских и иностранных компаний).

Предложенный маршрут, проходящий через Лондон, Стокгольм, Москву, Улан-Батор, Пекин и Гонконг, имеет два принципиальных преимущества перед традиционными магистралями. Во-первых, он почти вдвое короче (13,5 тыс. км) любой из них и, соответственно, сокращает задержку сигнала между Лондоном и Гонконгом до 180 мс (для сравнения: на магистрали ТАТ -  340 мс, в подводных кабелях - 300 мс), делает возможным использование таких современных бизнес-приложений, как распределенные вычисления между международными научными центрами, видеоконференцсвязь, доступ в режиме реального времени к базам данных транснациональных банков и корпораций, электронная торговля на биржах Европы и Азии, онлайновые интернет-игры, цифровое ТВ, дистанционное обучение, услуги телемедицины.

Во-вторых, наземный кабель намного дешевле в эксплуатации, его легче восстановить в случае аварии, да и защищен он лучше от возможных катастроф и стихийных бедствий, подобных землетрясению на Тайване в конце 2006 г. Тогда были порваны шесть трансконтинентальных кабелей и пострадавшие районы оказались в информационной изоляции. «ТрансТелеКом» предоставил китайским операторам свои наземные каналы, перенаправив часть трафика с поврежденного маршрута по кратчайшему пути из Азии в Европу. Этот случай показал, с одной стороны, пример взаимопомощи глобальных систем, а с другой - что наземный маршрут все-таки надежнее.

И все же у традиционных магистралей свои бесспорные преимущества. Главное - они значительно превышают российские по пропускной способности, которая исчисляется терабитами в секунду. Для сравнения: в момент запуска ERMC обеспечивала 2 Гбит/с. После модернизации (уплотнение по технологии DWDM) емкость сети достигла 50 Гбит/с. Как отмечает старший вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» И. Кельшев, рынок мгновенно отреагировал на это обстоятельство повышенным интересом.

Освоение технологии DWDM произвело настоящий переворот в сознании российских операторов, вселив в них надежду конкурировать с «терабитными» альтернативными магистралями. Но как бы ни были хороши технологии спектрального уплотнения, российским операторам придется приложить еще немало усилий, чтобы потеснить зарубежных конкурентов. Признавая, что на репутацию придется работать не один год, и «Ростелеком», и «ТрансТелеКом» уже сегодня предпринимают энергичные меры, добиваясь высокого уровня качества: обеспечивают резервирование своих сетей, заключают SLA, реализуют бизнес-модель One Stop Shopping, предполагающую полную ответственность только одного оператора, с которым клиент заключил соглашение, за все услуги на всем маршруте прохождения трафика.

По мнению президента ОАО «РЖД» В. Якунина, строительство «ТрансТелеКомом» евроазиатского информационного моста полностью соответствует политике Российских железных дорог и является важной частью работы по повышению эффективности евразийских транспортных коридоров, так как «естественная, органически заложенная в самой географии российских железных дорог роль транспортного интегратора между Европой и Азией невозможна без высококачественного инфокоммуникационного продукта».

А в начале этого года ТТК сделал ход конем на «транзитной доске», объявив о строительстве нового информационного моста - между Россией и Японией.


Создание «Великой Японки»

Этот шаг готовился заранее: переговоры между ТТК и NTT начались еще в конце 2005 г. В октябре 2006 г. «ТрансТелеКом» и NTT Com подписали договор о межсетевом взаимодействии, по условиям которого японский оператор может арендовать каналы ТТК в России, а российский - каналы NTT Com в Японии и Тихоокеанском регионе. Наконец, в феврале 2007 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между этими компаниями, в соответствии с которым к концу 2007 г. ТТК и NTT совместными усилиями проложат 500-километровый участок подводного волоконно-оптического кабеля от Сахалина до Хоккайдо (HSCS), который напрямую соединит сети российского и японского операторов на маршруте Невельск-Исикари. Подводный участок будет построен на основе DWDM, что обеспечит пропускную способность системы в 640 Гбит/с.

Для NTT выгоды сотрудничества - в доставке кратчайшим «бесшовным» путем в Европу и Россию услуг компании (выделенные линии, MPLS IP-VPN, транзит IP-трафика). «Скорость работы сети повысится примерно на 30% по сравнению с возможностями существующей магистрали, которая тянется из Японии в Европу через Сингапур, Индию и Ближний Восток, - считает исполнительный вице-президент NTT О. Иноуэ. - Партнерство с ТТК приведет к созданию между Японией и Россией максимально скоростной сети, которая к тому же будет использоваться для перенаправления нагрузки с уже существующего маршрута, что обеспечит дополнительное резервирование в случае стихийных бедствий».

Для «ТрансТелеКома» соглашение с NTT - свидетельство признания состоятельности и профессионализма со стороны авторитетного оператора. Это к вопросу о репутации. Что же касается бизнес-аспектов, то ТТК рассчитывает в результате сотрудничества с NTT, сеть которой покрывает значительную часть Азиатско-Тихоокеанского региона, существенно расширить свое международное присутствие. Уже нынешней осенью ТТК откроет точку присутствия в Токио. «Мы стараемся оценивать не только бизнес-сообразность проектов, но и их государственную и социальную значимость, - комментирует президент ТТК С. Липатов решение компании построить HSCS. - Информационный мост между Азией и Европой через Россию, который мы создаем с NTT, - пример использования территориального преимущества России, что позволит ускорить реализацию и других глобальных мировых проектов с участием нашей страны».

Соответственно и транзит грузов должен сместиться на сушу - вернее, на рельсы Транссибирской железнодорожной магистрали. Почему должен? Да потому что при международных перевозках именно телекоммуникации играют решающую роль в организации четких трансконтинентальных логистических цепочек, от которой, в свою очередь, зависят оперативность, надежность и стоимость перевозки грузов. Сегодня транспортный и телекоммуникационный транзит органически сочетаются, и железнодорожники вправе ожидать, что новая евроазиатская телекоммуникационная линия сможет обеспечить не только транзитный трафик, но стать основой информационных технологий перевозок грузов по железной дороге между Европой и Азией. О повышении привлекательности международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, говорилось в последние годы немало (см., например, «ИКС» № 11'2006, с. 40-57). Но если действительно через Россию пойдет, скажем, пятая часть грузопотока между Европой и Азией, то доходы транспортной отрасли от грузового транзита, поддержанного транзитом телекоммуникационным, могут составить $200 млрд и более (против нынешних $6 млрд). Через считаные месяцы «Великая Японка» будет построена. Великий Сибирский путь - в ожидании...

Транзитные магистрали Европа-Азия

  • ТАТ (Trans-Atlantic Telephone cable) - смешанная морская и сухопутная ВОЛС протяженностью более 25 тыс. км. Пролегает между Европой и США по дну Атлантического океана, а также между Японией, США и Канадой через Тихий океан.
  • FLAG (Fiber Optic Link Around the Globe) - морская ВОЛС протяженностью 24 тыс. км. Пролегает по дну Красного моря и Индийского океана.
  • SEA-ME-WE (South-East Asia-Middle East-Western Europe) - морская ВОЛС протяженностью более 20 тыс. км. Пролегает из Юго-Восточной Азии в Западную Европу, огибая Ближний Восток.
  • ТАЕ (трансазиатско-европейская) - сухопутная ВОЛС протяженностью 22,7 тыс. км. Пролегает по территории 20 стран - от Германии до Китая (через Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Армению, Иран, Турцию, Пакистан, Афганистан, Румынию, Украину, Беларусь, Польшу, Венгрию и Австрию).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!