Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2008
Александра КРЫЛОВА  04 апреля 2008

Мобильные платежи Все только начинается

Зарождающийся в России рынок мобильной коммерции – это не только предмет дискуссий и исследований, инициированных участниками рынка, но и область государственных интересов.

Васильев Е.Для мобильной коммерции 2007 г. стал переломным, поскольку госорганы задумались о ее легализации, – заявил Е. Васильев, и.о. руководителя Департамента госполитики в области ИТ Мининформсвязи РФ, открывая круглый стол «Мобильные платежи и мобильная коммерция: перспективы развития в России». Основной темой обсуждения стал проект «Мобильные платежи», реализуемый под эгидой Инфокоммуникационного союза, который объединил операторов связи и банки для разработки технических решений и формирования предложений по совершенствованию нормативной правовой базы мобильной коммерции.

Основная доля мирового рынка мобильной коммерции (мобильных банкинга и платежей), объем которого в 2006 г. составил $24 млрд (по данным консалтинговой группы Celent), приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По словам Л. Парамонова, начальника отдела инновационной деятельности ДИКТ Мининформсвязи РФ, в Японии годовой оборот рынка достигает $2,2 млрд. При оплате проезда на железнодорожном, авиа и общественном транспорте мобильными телефонами с «электронным бумажником» пользуются 25 млн жителей этой страны. Европейцы чаще всего оплачивают таким образом парковку и общественный транспорт.

В России абоненты сотовой связи пользуются услугами мобильных платежей преимущественно для покупки цифрового контента в Интернете или на WAP-порталах. Объем рынка составляет $550–700 тыс., что позволяет утверждать: мобильная коммерция в России уже есть.

Предоставляется и услуга мобильного банкинга, которая вписывается в рамки действующего законодательства: транзакции проводит банк, а доступ к сервису обеспечивает оператор. Однако эта услуга пока не стала массовой, поскольку далеко не все абоненты сотовой связи имеют счет в банке, с которым их оператор заключил договор. Кроме того, для подключения к услуге нужно заменить SIM-карту, а это требует от абонента дополнительных усилий. «Платежный сервис должен обеспечивать выбор: использовать для оплаты банковский счет или лицевой счет у оператора», – считает П. Ройтберг, директор департамента МТС по развитию продуктов и услуг.

Дальше всех в обеспечении второй из этих возможностей продвинулся «ВымпелКом». Совместно с АКБ «Таврический» он предлагает услуги под брендом «Мобильный платеж»; процессинг транзакций и онлайн-взаимодействие с поставщиками сервисов осуществляет компания «Мобильные Платежные Системы». Для дистанционной оплаты билетов в кинотеатрах «Каро фильм» предназначена услуга «Мобильный платеж. Кино», а для оплаты доступа к Всемирной паутине – «Мобильный платеж. Интернет». И если в конце II квартала 2007 г. к услуге было подключено 80 тыс. человек, то в IV – уже 140 тыс.

По убеждению Д. Зырянова, руководителя направления «Мобильная коммерция» дирекции по маркетингу «ВымпелКома», мобильные платежи станут доступны большинству россиян, когда удастся выработать единую позицию всех заинтересованных сторон – банков, операторов связи, платежных систем. Операторы «большой тройки» и «Скай Линк» активно участвуют в проекте «Мобильные платежи». Вместе с кредитными организациями они планируют создать в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи фрагменты опытной зоны для проверки концепции универсальной платежной платформы и соответствующих технических решений.

По словам И. Кузнецова, руководителя проекта «Мобильные платежи» и вице-президента АКБ «Таврический», испытания будут проводить три группы: первая – «МегаФон», «Московская Сотовая Связь» и «Связь-Банк», вторая – «ВымпелКом», АКБ «Таврический» и «Дельта Телеком», третья – МТС, «Интеллект Телеком» и МБРР. Каждая группа станет отрабатывать свою бизнес-модель мобильной коммерции. Помимо проверки технических решений и бизнес-моделей, намечено изучить возможность оплаты с мобильного телефона государственных и муниципальных услуг. А в столице Олимпиады-2014 будут тестироваться процедуры мобильных платежей по технологии NFC (Near Field Communication) в рамках проекта GSMA Pay-Buy-Mobile, который по договоренности этой международной организации и Инфокоммуникационного союза стартует в России.

И. Кузнецов полагает, что испытания завершатся к концу 2008 г. и Мининформсвязи будут предоставлены статистические данные, которые позволят выработать стандарты взаимодействия, выгодные всем участникам рынка.

«ИКС» о мобильных платежах. 2007: № 6, с. 52–53; № 7, с. 62–67; № 8, с. 17
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!