Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7-8 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  28 июля 2008

Фиксированный мир становится многополярным

Фиксированная связь начинает жить по новым законам. Основными ее драйверами в 2008 г., как показала 4-я ежегодная конференция газеты «Ведомости» под названием «Фиксированная связь. Тенденции и перспективы», становятся широкополосный доступ и региональная экспансия.

В России услугами широкополосного доступа в Интернет, по оценке ИК «Тройка Диалог», охвачено 3,3% населения – меньше, чем в Турции. Российский рынок ШПД – пока в начале развития (кроме Москвы с ее 17,2%, опережающей Португалию). Самый высокий показатель у Дании (31,9%); Москва приблизится к нему в 2010 г. Несколько лет назад такая же ситуация была на рынке мобильной связи.

 

Широкое поле доступа в Интернет

 

С. Приданцевосваивают не только межрегиональные компании «Связьинвеста» и альтернативщики. В условиях уменьшения притока абонентов на рынок мобильной связи и необходимости их удержания на этот рынок выходят сотовые операторы, строящие собственные оптоволоконные сети (показательно, что на конференции по проводной связи представительство МРК было более чем скромным, в то время как десант сотовиков насчитывал два десятка специалистов). По этому поводу С. Приданцев, президент «Комстар-ОТС» (в одном лице и альтернативного оператора – «Комстар», и традиционного – МГТС), отметил: «Сегодня, когда темпы роста фиксированной и мобильной связи опережают динамику нефтедобычи, пора объединять конференции по этим видам связи». Пример реальной конвергенции – альянс «ВымпелКома» и «Голден Телекома».

 

Создавать магистральные транспортные сети (ВОЛС) операторов сотовой связи побуждает, говорит директор по развитию фиксированного бизнеса и межоператорскому взаимодействию МТС Е. Москалев, множество причин. Среди них и низкий уровень проникновения фиксированной связи, и неспособность операторов дальней связи предоставлять качественные услуги в условиях бума потребления, и барьеры, возводимые действующим законодательством (плата за дополнительный транзит на зоновом уровне, невозможность выделения прямых номеров), и наличие у «ВымпелКома» и МТС сетей в СНГ, нуждающихся в поддержке каналами международной связи.

 

С вопроса «что я, представитель единственной в «большой тройке» сотовой компании, не имеющей активов в области фиксированной связи, здесь делаю?» начал выступление на круглом столе «Обострение конкуренции на рынке проводной связи. Что дальше?» директор службы развития сети «МегаФон-Москва» И. Акулинин. Все логично: как показали исследования, проведенные компанией перед запуском услуги «Домашняя зона», 75% абонентов не звонят с мобильного телефона на фиксированный, поскольку это дорого. Тариф же «Домашней зоны» сопоставим с тарифами МГТС. Но это не конкуренция и не FMC, это FMS (Fixed Mobile Substitution), т.е. речь идет о взаимодополнении. Фиксированная связь, как и мобильная, будет всегда: два полюса не перекрываются.

 

Крупный играет с крупным

 

Взрывной рост рынка проводной связи, по мнению П. Горенькова («Гарс Телеком»), обещают домовые сети, предоставляющие услуги triple play, технология WiMAX (хотя интерес к ней инвесторов падает, масла в огонь подливают планы «Комстара», связанные с мобильным WiMAX), FMC (главное – баланс интересов) и, конечно, M&A как инструмент развития бизнеса.

 

Несмотря на трудности классических коммуникаций (снижение доходности бизнеса, чей целевой сегмент – небогатые пользователи, конкуренция, рост требований к инфраструктуре – полосе пропускания, доступности, мультисервисности и т.д.), традиционные операторы начали восстанавливать свои позиции, отбирать абонентов у альтернативных поставщиков услуг. Например, в 2007 г. у «Уралсвязьинформа» число пользователей услуг высокоскоростного доступа в Интернет выросло по сравнению с 2006 г. на 156,5%.

 

После того как государство, по словам Е. Соломатина («Коминфо Консалтинг»), попыталось задавить традиционных операторов с помощью недискриминационного доступа, им помогли выжить контентные сервисы. Однако лишь крупные игроки, считает аналитик, могут заниматься контентом: эффект масштаба позволяет им сокращать издержки и делает бизнес-модель прибыльной.

 

Перспективы развития традиционных операторов обозначил Н. Максименка, гендиректор Московской городской телефонной сети. Имея 5 млн номеров монтированной емкости, МГТС обслуживает 4 млн, из них 54% находятся в процессе цифровизации – в сентябре будет запущена тестовая зона NGN/IMS. К концу года ШПД получит 1 млн абонентов: модернизация последней мили предполагает доведение оптики до распределительного шкафа, что позволит 8 абонентам из 10 иметь скорость доступа 24 Мбит/с.

 

А можно строить сеть широкополосной связи и на базе технологии Power Line Communications («Интернет из розетки»). Трехлетний опыт внедрения Интернета и телефонии по электросетям, по словам гендиректора «Электро-Ком» Н. Репина, показал: при грамотном построении инфраструктуры преимущества PLC (простота подключения по принципу plug & play, внутригородской и междугородный роуминг) перевешивают недостатки (трудности с настройкой обратного канала, необходимость тщательного подбора кадров). «Электро-Ком» строит FTTP до здания, чтобы в будущем не возникло «узкое место» сети. Удельная стоимость создания сети – $1300–2500 на 100-квартирный дом. Конкурентные преимущества технологии дают возможность быстрого старта региональных проектов. Сегодня услуги «Спарк» получают жители Москвы, подмосковных Красногорска и Люберец, а также Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Рязани, Калуги.

 

Ю. ПрипачкинПо мнению председателя совета директоров АКАДО Ю. Припачкина, одним из основных способов повышения эффективности работы оператора связи является мультисервисность, а ведущими игроками рынка станут мультисервисные операторы. В 2009–2010 гг. большинство потребителей смогут выбирать из нескольких провайдеров услуг в своем доме. Тогда ключевыми станут задачи удержания абонентов и роста среднего счета, в том числе благодаря высокому качеству сервиса и возможности приобретения пакетов услуг – от единого расчетного счета до медийного архива кулинарных рецептов (как, например, у испанского оператора ONO). В. Котов


 . . . 


По расчетам Минэкономразвития, ШПД попадет в список базовых услуг в 2015 г. Более оптимистичен прогноз В. Котова, старшего вице-президента ТТК: услуга ШПД будет массовой через 3–4 года, после выхода на рынок новых операторов и оснащения оптикой каждого дома. А. Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию «Комстар-ОТС», убежден, что широкополосный доступ уже становится базовой услугой, голос идет поверх ШПД. А в целом новый облик рынка будут формировать полярные тенденции.

Тренды фиксированной связи  

Драйверы рынка – широкополосный доступ (самый быстрорастущий сегмент рынка телекоммуникаций – 40% в год) и региональная экспансия (приближение к пороговому уровню проникновения ШПД в Москве, составляющему 70%, ожидается к концу
2008 г.).
  

Цифровой разрыв: уровень проникновения ШПД в Москве 40–50%, в регионах 4–9%, в крупных городах 15–20%.
  

Консолидация бизнеса: объединяются производители услуг связи и контент-провайдеры; возглавляют процесс компании с максимальными финансовыми ресурсами и сформированными компетенциями.
  

Рост числа операторов дальней связи; некоторые из них строят собственные МГ/МН-сети с целью объединить свои ресурсы для регионального развития.
  

Диверсификация бизнеса операторов в направлении
triple и dual play (рост сегмента комплексных услуг «Интернет+ТВ»).
  

Конец ценовых войн, начало борьбы пакетов услуг.
 
 

Рост в голосовых телеком-услугах доли трафика сотовых операторов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: